Предпринимательство Древней Руси

Деловой мир Древней Руси формировался в сфере торгового обмена – древнейшем виде предпринимательской деятельности. Появлению торговцев-профессионалов способствовало складывание ремесленных поселений и местных рынков, накопление в руках племенной знати излишков сельскохозяйственной продукции. Однако первоначально торговая деятельность была занятием исключительно одних общественных верхов, князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан, которые в литературе обозначаются термином «гости». В.О.Ключевский дает такое определение гостю: «Это приезжий купец из чужой земли или ездящий с товарами по чужим землям». Гостями обычно называли дружинников, которые участвовали и в военных походах и в сборе дани и в торговле. От гостя происходит термин «гостьба» или торговля на вывоз, а также «погост», место, где производится торговый обмен. Впоследствии термин «гость», вначале обозначавший иноземца, стал синонимом всех купцов-оптовиков, ездивших торговать в другие страны.

Ряд историков (А.Е.Пресняков и др.) опираясь на сведения о военно-торговых экспедициях скандинавов к поволжским, прикаспийским и черноморским рынкам, выделяют варяжский фактор в становлении торговли в Древней Руси. В то же время В.О.Ключевский, не уменьшая варяжского фактора, считает, что толчок к торговому движению был дан первоначально греками. Исходя из этого, уместно вспомнить, что славяне были вовлечены в торговый процесс задолго до варягов. Находки археологов – на городище Новотроицком, в Старой Ладоге, в Гнездове под Смоленском, в Тимеревском поселении под Ярославлем и др. – говорят о том, что уже в IXв. торговля была важной сферой хозяйственной деятельности восточных славян.

Особенно интересны для реконструкции истории деловых отношений славяно-русов арабские рукописи. В середине X в. арабским летописцем аль-Истахри, пользовавшимся записями своих соотечественников купцов и путешественников, подробно описаны торговые операции наших предков. «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба… Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Ещё племя называется Артания, а царь его живет в Арте.

Люди часто отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припомним, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Под Куябой понималась территория древнего Киева, с прилегающими землями Среднего и Верхнего Поднепровья, Славией – Новгородская земля, Артанией – Северо-Восточная Русь, точнее Волжско-Окское междуречье.

Исторически в Древней Руси существовало два основных торговых пути: Балтийско-Волжский путь для торговли с Азией и путь «из Варяг в Греки" (Новгород, Ильмень, Ладожское озеро, Ловать, Днепр), игравший важную роль в торговле с Византией. После захвата князем Олегом Киева в 882г. именно этот путь становится «главной географический осью государства". Среди товаров, предлагаемых для торговли, первоначально использовали излишки дани, но постепенно лесная полоса среднеевропейской равнины определила основной состав русского экспорта: меха, мед, воск, то есть то, что давала природа и, что являлось важной статьей хозяйственной деятельности восточных славян.

Походы киевских князей в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и другие страны можно охарактеризовать как военно-торговые экспедиции. «Варяг, - по словам С.М.Соловьева, - являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену». Об осторожном отношении к купцу-воину, как и об особенностях торговли русских купцов, свидетельствуют два известных мирных договора (907 и 911 гг.), заключенных князем Олегом и византийскими императорами. Так византийцы обязывались в течение полугода помесячно выдавать содержание купцам-гостям разные продукты, предоставлять им городские бани, снабжать в обратную дорогу якорями, парусами и многим другим необходимым в походе. Только древние русичи пользовались после 907 года огромной привилегией беспошлинно торговать в Константинополе. Опасаясь вооруженных руссов, императорские чиновники составляли специальные списки русских гостей для их сопровождения при входе и выходе из города. Русские купцы имели право входить внутрь города только через одни ворота без оружия и только группой не более 50 человек. Приезжим купцам запрещалось зимовать в Византии, а проживать они могли только в предместьях, у монастыря св. Мамы. Такие эксклюзивные условия торговли и жесткая регламентация условия пребывания в Византии являлась свидетельством как коммерческого интереса в русско-византийской торговле, так и опасения грабежа и насилия со стороны купца-воина.

Великокняжеская власть поддерживала подобные торговые операции, а порой и широко участвовала во внутренней и внешней торговле, видя в ней не только источник пополнения казны, но и прямое продолжение сбора княжеского полюдья во всех подвластных Киеву землях, как славянских, так и неславянских. ( Б.А.Рыбаков).

Итак, купцы-воины, они же в большинстве случаев, дружинники, под покровительством великокняжеской власти и есть первые торговые агенты Древней Руси. Однако, лишь некоторые из них (прежде всего представители «младшей дружины», «отроки») впоследствии стали профессиональными купцами. Для большинства торговля служила лишь временным попутным занятием. «Старшие дружинники» позднее составили формирующийся класс феодалов. С середины XI века купечество окончательно оформляется в профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Костяк его составили городские жители, что связано с быстрым ростом городов и посадских общин. Одновременно происходило расширение ремесленного производства, развивались товарно-денежные отношения, торговля превращалась в прибыльную городскую профессию. Так, если в XI в. на Руси насчитывалось 89 городов, то в XII в. их было уже 224. Крупнейшими из них, безусловно, были Новгород и Киев. Их численность составляла 35-45 тыс. человек (в других крупных городах численность населения составляла 10-20 тыс. чел.). Вовлечение посадского населения в торговую деятельность и выделение купечества в обособленную социально-экономическую группу, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны нашло отражение в законодательстве Древней Руси.

Русская Правда - памятник феодального законодательства дает представление о положении купечества в русском обществе. Ст.48 Пространной Русской Правды свидетельствует о широком распространении в кредит. Её смысл заключался в следующем: купец купцу без свидетелей мог дать деньги на торговлю, если же должник отказывался их возвращать, кредитору достаточно было принести клятву. Без присутствия свидетелей торговцы по закону оставляли свой товар на временное хранение, что явствует из ст. 49 Русской Правды. Устав Владимира Мономаха, ограничив произвол ростовщиков и размеры ростовщического процента (ст.53), улучшил положение должников, в том числе из купеческой среды и гарантировал первоочередной возврат долга гостям из других городов Руси и иноземцам (ст.54 и 55).

Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: от поддержки князьями гостей до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торгового дела до выражения открытой неприязни к торговым людям со стороны бедноты. В целом правовое положение купечества в Древней Руси не было достаточно разработанным (в Русской Правде купечеству посвящено 9 ст. из 121.). С т.з. международного права правовая защита купечества ограничивалась «силовым аргументом» (например, при Аскольде Русь напала на Царьград в ответ на убийство русских купцов).

С середины XI века торговля становится главным средством накопления богатств на Руси. Источники свидетельствуют о резком сокращении количества военных походов и увеличении торговых операций на международных рынках. География деловых поездок чрезвычайно широка: от Закавказья, Средней Азии, Византии, Египта на Востоке и юге до Англии, Германии, Франции, Скандинавии на северо-западе. Не смотря на расцвет ремесла вплоть до монгольского нашествия, ведущими статьями экспорта оставались пушнина, кожи, воск, полотно. Импорт составляли цветные и драгоценные металлы, сукно, шелк, вина, пряности и фрукты.

Информация о денежном обращении очень ограниченная. Известно, что в обороте находились серебряные деньги – куны, римские и западноевропейские денарии, восточные дирхемы. Кроме того в хождении находились меховые и кожаные деньги в виде связок шкурок пушных зверей, каждая из которых по цене соответствовала одной серебряной монете. Однако торговцы предпочитали древнейшую схему обмена – «товар на товар». В основе денежно-весовой системы лежала гривна, служившая всеобщим мерилом стоимости. Гривна соответствовала определенной массе серебра - гривна серебра. Затем появилась гривна кун, состоящая из определенного количества монет. Т.о. «гривна серебра» и «гривна кун» стали платежно-денежными понятиями. В конце X в. на Руси начали чеканить собственные золотые и серебряные монеты, образцом служили византийские золотые монеты – солиды. В XI в. чеканилась исключительно серебряная монета с портретом князя. Чеканка собственной монеты связана с формировавшейся российской государственностью, фактическим усилением власти киевского князя и достаточным запасом привозного металла. Однако чеканка русской монеты продолжалась всего 25-30 лет. В начале XII в. в связи с повсеместным прекращением чеканки денариев на Западе их приток и обращение на Руси закончились. С этого времени в стране перестал восполняться запас ходячей монеты. Страна вступила в «безмонетный период», который продолжался вплоть до второй половины XIV в.

С начала XIIв. значение Киевской Руси как центра торговли Востока и Запада начинает падать: сначала половцы и турки-сельджуки перекрыли пути на юг и восток, затем крестоносцы на пути к освобождению гроба Господня открыли более удобный и безопасный путь на Восток через города государства Италии. И наконец, монгольское нашествие в 1220-1240 гг., опустошив практически распавшуюся Киевскую Русь, создало своеобразный железный занавес между Русью и Европой.

Т.о. в экономике домонгольской Руси, носившей многоукладный характер, предпринимательство могло возникнуть лишь в социально-экономических укладах, базирующихся на ресурсах и труде свободных людей-товаропроизводителей: купцов, ремесленников, ростовщиков. Но древнейшим и главным носителем предпринимательских начал, безусловно, является купец, наиболее тесно связанный с товарными отношениями и рынком.

Наши рекомендации