Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года
Санкт-Петербург
Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
введение.. 3
1 Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года.. 3
1.1 Роль и место МО «Выборгский район» в региональной и национальной экономике 3
1.1.1. Место Выборгского района в региональной экономике. 3
1.1.2. Место Выборгского района в национальной экономике. 3
1.2 Анализ текущей конкурентоспособности Выборгского района. 3
1.2.1. Экономико-географическое положение. 3
1.2.2. Анализ и оценка качества жизни. 3
1.2.3. Оценка ресурсного потенциала территории Выборгского района. 3
1.2.4. Анализ инфраструктурного потенциала. 3
1.2.5. Анализ и оценка экономической ситуации. 3
1.2.6. Система управления в МО «Выборгский район». 3
1.2.7. Анализ и оценка экологической обстановки. 3
1.2.8. Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылок развития МО «Выборгский район» 3
1.2.9. Риски и ограничения развития муниципального образования, промышленные и непромышленные отрасли экономики муниципального образования, которые будут обладать наибольшим потенциалом роста. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования. Оценка их перспектив в реализации. 3
1.2.10. Важнейшие инвестиционные проекты.. 3
2 Сравнительный анализ и выбор стратегических альтернатив социально-экономического развития. ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3
2.1 Сценарии социально-экономического развития. 3
2.2 Оценка участниками стратегического планирования достигнутого уровня социально-экономического развития Выборгского муниципального района. 3
2.2.1 Органы местного самоуправления городских и сельских поселений. 3
2.2.2 Предпринимательская группа участников стратегического планирования (представители крупных и средних предприятий и организаций, расположенных на территории района и активные представители малого бизнеса) 3
2.2.3 Целевая группа участников стратегического планирования (жители района) 3
2.3 Демографический прогноз. 3
2.4 Сценарии стратегического развития Ленинградской области и Санкт-Петербурга 3
2.5 Сценарии стратегического развития Выборгского муниципального района. 3
3 Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития ВЫБОРГского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ВЫБОРГ») 3
3.1 Миссия и перечень приоритетов социально-экономического развития МО «Выборгский район». 3
3.2 Стратегические направления развития отдельных отраслей и сфер хозяйственного комплекса МО «Выборгский район». 3
3.2.1. Блок приоритетов «Ускорение экономического роста». 3
3.2.2 Блок приоритетов «Создание благоприятной среды для жизни и работы». 3
3.2.3 Блок приоритетов «Развитие человеческого потенциала». 3
4 Механизмы реализации Стратегии.. 3
4.1 Бюджетная политика. 3
4.2 Градостроительная политика. 3
4.3 Программно-целевой механизм.. 3
4.4 Развитие муниципального сектора экономики. 3
4.5 Инвестиционная политика. 3
4.6 Развитие системы информатизации. 3
4.7 Организационно-правовые механизмы.. 3
4.8 Повышение эффективности муниципального управления. 3
4.9 Методическое обеспечение реализации Стратегии. 3
5 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
5.1 Повышение эффективности процессов управления. 3
5.2 Участники стратегического развития. 3
5.1.1. Муниципальный «Стратегический стандарт». 3
5.1.2. Институты гражданского общества. 3
5.1.3. Внешние стратегические партнеры.. 3
6 Ожидаемые результаты реализации Стратегии.. 3
7 Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии, информация о государственных программах Ленинградской области, на основе которых будут сформированы новые муниципальные программы (или в которых предполагается участие) 3
8 КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ приоритетной промышленной зоны в городе Выборг.. 3
9 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 3
10 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. МАКРОЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ. ТОЧКИ РОСТА. 3
11 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 3
Введение
Проект Стратегии социально-экономического развития Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области (далее – МО «Выборгский район») на период до 2025 года выполнен Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» на основании Муниципального контракта № 61 от 07 августа 2015 года по заказу Администрации Выборгского муниципального района при непосредственном участии Комитета экономики и инвестиций Выборгского муниципального района в лице председателя комитета Людвиковой Н.Ю. и заместителя главы администрации – Николовой Е.В.
Проект Стратегии социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2025 года разработан на основе Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета депутатов МО «Выборгский район» от 23 ноября 2010 г. № 75 и включает основные направления стратегического развития по вопросам местного значения Выборгского муниципального района и МО «Город Выборг».
Проект подготовлен с учетом «Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области», утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60.
Необходимость подготовки документа стратегического планирования муниципального образования на долгосрочный период обусловлена требованием действующего законодательства. Современные подходы и основы стратегического планирования заложены Федеральным законом от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Целевые ориентиры и контрольные показатели Концепции, заложенные на перспективу 2020 г. в настоящих условиях уже не могут быть достигнуты, что свидетельствует о полномасштабных кризисных явлениях в развитии экономики и социальной сферы Выборгского муниципального района. Кризис и замедление социально-экономического развития повлияло на достижение большинства обозначенных показателей, что обусловлено в первую очередь внешними факторами, дефицитом бюджетов всех уровней, рецессией в российской экономике.
Данные о соответствии основных целевых ориентиров приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Индикаторы оценки достижения стратегических целей
Наименование показателя | МО «Выборгский район», 2009 г. | Целевой ориентир к 2020 г. | Достигнутый уровень 2014-2015 гг. |
Повышение уровня и качества жизни населения | |||
Реальная заработная плата по сравнению с 2009 годом, % | 123,2 | ||
Уровень зарегистрированной безработицы, % | 0,47 | 0,09 | 0,20 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м. на конец года | 20,85 | 35,0 | 22,7 |
Обустройство жилищного фонда, %: | |||
водопроводом | 83,2 | 90,0 | 74,0 |
канализацией | 82,7 | 90,0 | 73,0 |
горячим водоснабжением | 64,9 | 90,0 | 56,0 |
Стоимость ЖКУ на 1 кв.м. общей площади, рублей | 74,6 | 215,0 | Нет сведений |
Удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, % | 62,7 | 79,8 | |
Число учащихся в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях, человек | 16,5 | 3,0 | 8,0 |
Число врачей общей практики, человек | |||
Охват населения обслуживанием по принципу общеврачебной (семейной) практики, % | |||
Младенческая смертность, промилле | 5,8 | 2,2 | 7,3 |
Количество модернизированных (модельных) общедоступных публичных библиотек, единиц | (база) | (модель) | |
Количество многопрофильных социально-культурных центров в сельских поселениях, единиц | |||
Обеспечение высоких темпов экономического роста | |||
Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году | 109,1 | 115,3 | 48,2 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения, тыс. рублей | 42,21 | 153,2 | 27,0 |
Объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, % к 2008 году | 366,9 | ||
Площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га | 12,35 | Нет сведений | |
Оборот организаций малого бизнеса, млн. рублей | 11 744,7 | 60 850,7 | Нет сведений |
Формирование благоприятных условий жизнедеятельности | |||
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, % | 68,3 | 56,4 | |
Телефонизация жилищного фонда, % | Нет сведений | ||
Ритуальное обслуживание населения, количество кладбищ, га | |||
Рост бюджетной обеспеченности МО «Выборгский район» в расчете на 1 жителя, % к уровню 2009 года |
По результатам подведения промежуточных итогов реализации Концепции можно выделить ряд показателей, которые развивались на протяжении 6 лет соответствующими или опережающими темпами по отношению к заложенным целевым значениям: удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет и уровень официальной безработицы. Данные показатели недостаточно репрезентативны. Первый - отражает лишь активно решаемую на местном уровне задачу обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях и ликвидации очередей в детские сады, что обозначено в качестве приоритета по всей территории России[1]. Низкий уровень официальной безработицы может говорить о существенном уровне структурной безработицы и нежелании людей регистрироваться на бирже труда при потере работы и существующем размере пособия. Остальные обозначенные в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года приоритеты развивались отстающими темпами. Это относится и к показателям, характеризующим уровень жизни населения: уровень заработной платы, площадь жилищного фонда на одного жителя; а также экономические показатели: объем инвестиций в основной капитал, бюджетная обеспеченность (их падение характерно для страны в целом и вызвано внешними причинами).
Среди показателей, не рассмотренных в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года следует выделить динамику численности населения. Существенного изменения численности населения в последние 5 лет не наблюдается, кроме того в 2014 г. наметился негативный тренд, при котором естественная убыль не компенсируется в полном объеме миграционным приростом. В целом по Ленинградской области наблюдается устойчивый рост численности населения, в первую очередь, за счет миграционного прироста, компенсирующего многолетнюю устойчивую естественную убыль населения региона и концентрация жителей, особенно в трудоспособном возрасте, в непосредственной близости к Санкт-Петербургу в ближнем поясе агломерации. Данная тенденция частично повлияла на отток населения Выборгского района, однако в сравнении с другими полупериферийными и отдаленными районами Ленинградской области, в Выборгском районе благоприятные внешние факторы на фоне масштабных кризисных явлений сгладили общую социально-экономическую ситуацию. Прежде всего, это реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов на территории муниципального района (реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, реализация проектов по модернизации основных фондов крупнейших предприятий-работодателей – судостроительного завода, портов и др., а также начало строительства перинатального центра и в целом сохранение потока инвестиций в развитие территории Выборгского муниципального района на протяжении 2009-2013 гг. Данные факторы никак существенно не отразились на привлекательности рынка жилищного строительства, который с учетом более дешевых земельных ресурсов, а также с учетом улучшения транспортной доступности территории в отношении к Санкт-Петербургу, имеет большой потенциал развития, потому что Выборгский район, в котором сосредоточено более 11% численности населения Ленинградской области, концентрирует всего 5% рынка жилищного строительства.
В целом, стагнация показателей жилищного строительства на протяжении ряда лет даже с учетом фактического отсутствия роста численности населения, привела к некоторому отставанию показателя уровня жилищной обеспеченности населения. Сохраняется дефицит показателей обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (недостаток койко-мест в стационарах, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, недостаток мест в учреждениях социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта), а также обеспеченности территории объектами инженерной инфраструктуры и материальным износом коммунальных сетей. В связи с перечисленными проблемами муниципального района особое значение приобретает опережающий рост развития инфраструктурного обеспечения территории, обеспечивающий качество жизни населения и основу экономического роста.
Часть заложенных в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года индикаторов развития опиралась на недостоверную или фрагментарную статистическую информацию, что позволяет говорить о неприменимости или неактуальности данных показателей в дальнейшей оценке развития.
Показатели развития малого бизнеса являются приоритетными при подготовке документов стратегического планирования, однако в данном случае нецелесообразно опираться на выборочные обследования неполного круга малых предприятий. Необходима актуальная и всеобъемлющая статистика оборота продукции и услуг, производимой малыми предприятиями по муниципальным образованиям. Интересным индикатором выступает «время, необходимое для регистрации предприятия малого и среднего бизнеса, кол-во дней».
Проблемными и неприменимыми в работе являются также показатели обеспеченности школ компьютерами в современных условиях, а также обеспеченность жилищного фонда стационарными телефонами.
Таким образом, с учетом отмеченных диспропорций в развитии целевых показателей социально-экономического развития Выборгского муниципального района, усугублением социально-экономического положения регионов России на фоне кризисных явлений и изменений в нормативной базе требуется корректировка документов стратегического развития на долгосрочную перспективу, а также уточнение целевых показателей (индикаторов развития).
При подготовке Стратегии социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2025 года с учетом новых подходов к стратегическому планированию на федеральном уровне, применяется инновационный подход на основе и с учетом опыта реализации действующей Концепции социально-экономического развития Выборгского муниципального района на период до 2020 года.
В основе данного документа заложены принципы, заложенные в Федеральном законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: организация и функционирование системы стратегического планирования основывается на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.
В условиях современных вызовов и угроз социально-экономического развития с учетом формирующегося нового формата управления стратегическим развитием территории на уровне Выборгского муниципального района (объединение органов администрации муниципального района и административного центра МО «Город Выборг», принятие современных нормативно-правовых актов в сфере стратегического планирования) подготовлен настоящий документ – Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на период до 2025 года.
Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года