Развитие предпринимательского дела примере Республики Коми
Первые малые предприятия (МП) в Республике Коми (РК) появились сразу после вступления в силу Закона “О кооперации” (1988). В основном это были предприятия торговли и общепита, строительные кооперативы, хозрасчетные предприятия и арендные хозяйства. Наибольшее число(МП) появилось в Коми за период с 1991 по 1993 гг. На 1.01.1994 г. было зарегистрировано свыше 5200 малых предприятий, из которых каждая четвертая компания была убыточной (1066 предприятий). По данным на 01.01.95 г. произошло снижение общего их числа по сравнению с 1993 г. более чем на 16% (Госкомстат РК, 1996). В сравнении со статистикой развития малого бизнеса в России данные по Республике Коми свидетельствуют о некотором отставании региона в развитии предпринимательства. Удельный вес численности работающих в общей численности экономически активного населения на 01.01.95 составил 9,9%, тогда как в среднем по России- 12%; доля промышленной продукции (МП) в общем объеме производства также была несколько ниже среднего по стране показателя.
Более поздняя информация из различных источников о развитии малого бизнеса весьма противоречива. Данные Госкомстата РК свидетельствуют о дальнейшем сокращении числа (МП) в республике, а также о некотором уменьшении их доли в объеме производства и оказания услуг. Изменились и критерии отнесения предприятий к числу малых: максимальная численность работников была уменьшена с 200 до 100 чел. На 01.01.97 г. в малом бизнесе было занято лишь 7% всего экономически активного населения республики, причем треть из них - в Сыктывкаре. Отраслевая структура малого бизнеса с 1994 г. практически не изменилась: 34% предприятий работают в торговле и посреднических услугах, 22% - в строительстве, 13% - в промышленности и 7% - на транспорте, в науке и образовании. Однако согласно данным, приведенным в газете “Экономика и жизнь”, в 1996 г., напротив, произошло увеличение числа (МП) в республике на 5%, при этом общее их число достигло 9700. Увеличилась доля предприятий в торговле и общепите при снижении числа (МП) в строительстве (Экономика и жизнь. 1997. 12 нояб.). При этом Республика Коми упоминается в числе лидеров среди регионов России в плане развития малого бизнеса.
Согласно данным Госкомстата РК на 1 января 1998 г., статус малого имели 4000 работающих предприятий республики, их них 33% работали в сфере торговли и общепита, 20% - в строительстве и 14% - в промышленности (Доклад Госкомстата РК, 1998).
В период с октября 1996 г. по февраль 1997 г. Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства было проведено социологическое исследование в трех регионах России (Республике Коми, Ивановской и Тульской областях), целью которого являлась разработка рекомендаций по формированию региональных программ поддержки малого бизнеса .
По результатам исследования, первое место в “рейтинге” проблем малого бизнеса заняли высокие налоги: их отметили 84% предпринимателей. Безусловно, руководители малых предприятий владеют приемами ухода от налогов, но стремятся перейти к легальным формам ведения бизнеса. В числе наиболее значимых проблем были также названы нестабильность нормативно-правовой базы; отсутствие финансовых ресурсов; проблемы сбыта и недостаточный уровень платежеспособного спроса; отсутствие или недостаток знаний в области маркетинга; сложности, связанные с кадровым и информационным обеспечением и др.
В целом условия для развития малого бизнеса изменяются гораздо медленнее, чем того требует официально декларируемый курс государственной политики. Вместе с тем более 80% участников опроса отметили, что нуждаются в государственной поддержке, из них 90% - в форме законодательного регулирования и 60% - в форме прямой бюджетной поддержки через госзаказы, целевые кредиты. Интересен также следующий результат исследования: деятельность практически всех МП идет вне рамок формального планирования. Бизнес-план рассматривается только как документ, необходимый для внешнего инвестора.
Все предприятия - вновь образованные, а не созданные на основе бывших государственных компаний. Руководители, как правило, являются собственниками предприятий, но в ряде компаний достаточно значительные доли в уставном капитале принадлежат также одному или нескольким юридическим и физическим лицам. Что касается индивидуальных частных предпринимателей (такую организационно-правовую форму имеют 2 предприятия), юридически право собственности в данном случае оформляется как личная собственность. Компании отличаются по размерам (численность работников колеблется от 3 до 40 чел.) и работают в различных отраслях: оптовая и розничная торговля, производство мясных и рыбных продуктов, хлебопечение, рекламная деятельность, медицинские услуги, услуги в области проектирования и связи. Только 2 из них ориентированы на региональный рынок, остальные - на местный.
Результаты исследования представлены в соответствии с классификацией трех типов менеджеров
1.Главным мотивом образования малых предприятий является борьба их владельцев за выживание, осознание невозможности использовать имеющуюся у них профессию для поддержания нормальной жизнедеятельности (так называемое “вынужденное предпринимательство”).
2. К первой группе относятся предприниматели, которые в качестве отправной точки своей деятельности использовали информацию о потребностях рынка. Один из них, занимающийся переработкой рыбы, при выборе направления бизнеса исходил из того, что потребность в продуктах питания будет существовать вне зависимости от экономической ситуации в стране и поэтому этот бизнес является перспективным. Вторая группа предпринимателей начала свой бизнес, опираясь на оригинальный и перспективный для российского рынка готовый продукт и технологию. Так, один из руководителей малого предприятия создал свой бизнес на основе продукта, увиденного им на московской выставке европейских товаров. Случай позволил ему также наладить сотрудничество с партнерами, предоставившими предпринимателю новую технологию производства, оборудование и финансовую поддержку.
3.Предприниматели видят себя владельцами-менеджерами, которые нанимают персонал для осуществления деятельности предприятия. Бизнес требует их прямого ежедневного вмешательства. Это происходит, главным образом, в силу трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели при их попытках найти менеджеров, заслуживающих полного доверия. Необходимо отметить, что не все опрошенные предприниматели были готовы делегировать свои полномочия и право принятия решений наемным менеджерам.
4.Планирование, активное действие, сетевое взаимодействие. Организация маркетинговой деятельности.
Плановый подход в традиционном его понимании не применяется ни на одном из исследуемых предприятий. Предприниматели не разрабатывают формальных планов вследствие нестабильности ситуации и нехватки опыта, вместе с тем они способны прогнозировать ход событий и не считают планирование главным инструментом управления. Предприниматели располагают рыночными связями, способны устанавливать новые партнерские отношения, а также вести свой бизнес, комбинируя сетевое взаимодействие с ежедневным реагированием на изменение окружающей среды. Можно с уверенностью утверждать, что в секторе малого бизнеса в подавляющем большинстве используются нетрадиционные подходы к управлению, в том числе в области маркетинга. Такая стратегия и организация маркетинговой деятельности сложилась в соответствии с объективными условиями и навыками менеджеров в области управления (в частности, как результат отсутствия профессиональной подготовки). Можно указать, по крайней мере, 4 основные причины ее формирования:
1. ориентация на личные связи при решении любых проблем, унаследованная управленцами со времен плановой экономики.
2. высокая неопределенность внешней среды, делающая невозможным использование стандартной системы организации маркетинга.
3. очень короткий период времени, за который происходило формирование на российских предприятиях маркетинговой функции.
4. дополнительные выгоды от снижения трансакционных издержек.
Как показало исследование, ни в одной из рассматриваемых компаний нет специального подразделения, отвечающего только за разработку новых товаров и развитие ассортимента. На всех малых предприятиях используется сбытовой подход к разработке новой продукции. Компании совмещают процесс получения информации о конъюнктуре рынка со сбытовой деятельностью. Таким образом, едва ли можно говорить о четкой формулировке на предприятиях долгосрочной ассортиментной политики. Организация работы в сфере сбыта обычно основывается на опыте и личных связях ключевых работников (МП) с потребителями. Основным и часто единственным источником получения управленческих навыков у менеджеров является практика и опыт работы. Таким образом, все предприятия отдают предпочтение наличию доверительных отношений с деловыми партнерами (сетевому подходу) и подходу, ориентированному на действие. Большинство предпринимателей ориентируются на местный рынок, осознавая при этом его ограниченность. Более того, вследствие высоких издержек производства в Республике Коми предприниматели крайне чувствительны к внешней конкуренции.
В малом бизнесе, как правило, используются простые технологии, что объясняется нехваткой финансовых ресурсов и знаний, а также ограниченным размером рынка. Новые технологии являются дорогостоящими. Очень высоки процентные ставки по кредитам. Учитывая небольшой размер внутреннего рынка, ставится под вопрос прибыльность инвестирования в новые технологии.
Правовая система поддержки малого предпринимательства в Республике Коми в целом уже разработана и является практически реализуемой.
Эффективность механизмов государственной поддержки зависит в основном от работы соответствующей инфраструктуры. В Министерстве экономики РК существует Департамент развития и поддержки малого бизнеса, а также Комиссия по финансовой поддержке МП. В 1991 г. для финансирования развития малого бизнеса был создан Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова. Фонд работает на средства федерального правительства, Министерства финансов РК и частных фондов и должен организационно обеспечивать аккумуляцию финансовых средств для поддержки предпринимательства за счет поступлений из федерального и местного бюджетов, отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества, поступлений от банковских структур, предприятий и организаций, доходов от предпринимательской деятельности фонда. Основными причинами, не позволяющими фонду осуществлять полную и эффективную государственную поддержку (МП), являются :
· отсутствие реального финансирования;
· предоставление фонду свыше 75% средств на возвратной основе;
· замена поступления денежных средств на счет фонда различными денежными суррогатами, например векселями или товарами (уголь). При этом не учитывается реальная возможность их обналичивания. По мнению специалистов, дисконт может доходить до 60 % от номинала;
· трудности финансирования перспективных проектов, так как кредиты предоставляются, как правило, на срок менее одного года.
Кредиты предоставляются Фондом на очень выгодных условиях (13% годовых при 40-50% рыночной ставке), но только 25% предпринимателей из общего числа обратившихся получают от него поддержку. Главная причина отказа заключается в недостаточной подготовленности проектов, поэтому важным было введение института экспертизы бизнес-планов. Несмотря на недостаточность бюджетного финансирования, за период с 1995 по 1997 гг. Фондом было прокредитовано 16 малых предприятий. Вместе с тем главная цель - реальная помощь как можно большему числу малых предприятий - на сегодняшний день фактически не достижима.
Сама ориентация на льготное кредитование как главный вид государственной поддержки снижает эффективность работы всей инфраструктуры, так как ввиду ограниченного объема бюджетных ассигнований этот вид помощи может получить достаточное небольшое число предприятий. Более эффективной в данном случае была бы ориентация на создание деловой среды, многосторонне стимулирующей предпринимательство. По данным регионального исследования, каждый третий руководитель МП в Республике Коми негативно оценивает политику государства в становлении предпринимательства.
Видимо, существует разрыв между региональными программами поддержки малого бизнеса в Коми и комплексом реальных мер, реализуемых правительством для развития данного сектора.