Возникновение и развитие налогообложения в России
В развитии налогообложения в России можно выделить несколько периодов.
Первый период – допетровская эпоха (9 - 17 вв.). С объедине-нием Древнерусского государства основным источником доходов казны является дань – прямой налог, собираемый с населения. Единицей обложения данью в Киевской Руси были «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг. Дань платили предметами потребления или деньгами. Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю, а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций.
Во времена Золотой Орды появляются различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом (ордынская дань, медовая дань, извозные повинности, пошлина за право продажи алкогольных напитков – яеуся и др.).
В период феодальной раздробленности кроме указанных видов налогообложения постепенно распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья.
Со второй половины 14 в. налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. В военное время вводятся чрезвычайные налоги (пищальные деньги – предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные – на изготовление пороха, полоняничные – взимались для выкупа полоняников – людей, захваченных в плен татарами и турками при частых набегах на южные территории).
При Иоанне IV Грозном устанавливается сбор Четвертовых денег, представлявший собой подать, взимаемую с населения для содержания должностных лиц.
В период царствования Михаила Федоровича служилых людей, живущих в посадах, обложили посадским тяглом (все виды прямых налогов). Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств.
Второй период – петровская эпоха (XVIII в.). В период петровской эпохи вводятся чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводятся прибыльщики – чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного и др. Главным изменением в системе прямых налогов в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Она представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества.
Третий период– первая половина XIX в. – начала ХХ в. При Александре I изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оброчный сбор, гильдейский сбор, пошлина с наследств, горная подать, гербовый сбор, питейный сбор, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать. Важнейшими источниками государственной казны становятся такие виды налогов: подушного и соляного налога, питейного и таможенного сборов, акциза на керосин.
Четвертый период – период «военного коммунизма» и НЭПа. Основным источником дохода бюджета в этот период является эмиссия бумажных денег, а также контрибуции, то есть принудительные денежные или натуральные поборы. Декретом ВЦИК вводится единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем – по плательщикам. Главным источником доходов местных бюджетов в этот период становится разовый сбор за торговлю.
Переход к НЭПу обусловил возрождение налоговой системы, воспроизводившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России: промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем введены новые налоги: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, трудгужналог.
Пятый период – 1930-1965 гг. В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий ВНП, производимого на основе государственной монополии. Налоги и налогообложение во многом утрачивают значение для бюджета.
Во время Великой Отечественной войны в связи с дополнительными потребностями бюджета вводятся новые налоги для населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.
Шестой период – 1985-1991 гг. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан, устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД). За выдачу регистрационного удостоверения взималась государственная пошлина. Доходы, получаемые от занятия ИТД, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. С принятием Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формируется правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. В 1990 г. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год становится Государственной налоговой службой.
Современная налоговая система РФ базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития. Созданная налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта, четко разработанной налоговой политики в условиях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена существенных недостатков (фискальный подход к налогообложению, нестабильность налоговых законов и др.)