Проблемы периодизации истории экономики, формационный, цивилизационный и другие подходы к ее изучению
Задачи курса и его место в системе социально-экономических дисциплин. Предпринимательство: понятие, принципы, функции, факторы.
Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.
Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:
1) экономическую историю отдельных стран и регионов;
2) историю народного хозяйства;
3) историю экономической мысли.
Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.
Методы экономического и исторического исследования используются историей экономики.
В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический, логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др.
Источниками данных об экономическом развитии могут служить:
- археологические раскопки;
- данные переписи населения;
- тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов:
- результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:
- статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:
- результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.
Связь истории экономики с другими экономическими и историческими дисциплинами;
История экономики тесно связана с экономическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения. История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронология важнейших событий, а также пытается выявить причинно - следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процесс производства. История же экономики изучает экономическое развитие в исторической перспективе.
Функции и задачи истории экономики.
Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как:
- мировоззренческую
- познавательную
- прогностическую
- культурную
- практическую
Задачи курса история экономики сводятся к следующему :
1. рассмотрение эволюции форм общественного производства;
2. изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;
3. анализ альтернативности развития экономики;
4. аккумуляция хозяйственного опыта и определение направлений экономического развития.
Проблемы периодизации истории экономики, формационный, цивилизационный и другие подходы к ее изучению
Существуют различные точки зрения на понимание исторического процесса. Одна из них проводит идею универсальности исторических закономерностей и основных этапов, через которые прошло человечество в своем развитии. Другой подход отрицает закономерности в историческом развитии различных стран и регионов. Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, т.е. к делению истории экономики на отдельные периоды. Признавая за каждой из научных школ право на периодизацию, история экономики собирает, описывает и систематизирует исторические факты, события, явления экономической жизни, а затем объединяет их в единую картину хозяйственного развития и выводит общие закономерности, которые подтверждают, что законы экономического развития имеют форму проявления в виде общей тенденции.
В зависимости от того, что именно берется за основу периодизации, следует выделить следующие основные критерии:
- формационный подход
- цивилизационный подход
- классовая структура общества
- развитие обмена
- технологический подход.
Количество вариантов каждого из этих подходов за счет комбинирования основ классификации может быть достаточно много, поскольку реальная экономика представляет большое многообразие элементов в общей картине человеческой жизнедеятельности.
Формационный подход выдержал множество проверок и критики, данная концепция является методологически добротно сработной периодизацией история экономики, которая дает возможность исследовать социально-экономический прогресс на глобальном уровне. Для анализа истории развития человеческого общества и понимания материальных и социальных источников прогресса формационный подход может использоваться, однако для характеристики современной структуры мирового хозяйтсва, формационный подход неприемлем.
Цивилизационный подход имеет свою солидную научную аргументацию и большое число стронников, которые рассматривают исторический процесс, как смену цивилизаций.