История предпринимательства как науки
На первых порах предпринимательство не рассматривалось экономической наукой в качестве самостоятельного объекта исследования. Оно лишь упоминалось как определенное явление, связанное с теми или иными обстоятельствами развития производственных общественных отношений. В конце XIX века стала складываться такая научная дисциплина как история бизнеса. В 1926 г. появился первый специализированный журнал «Business History Review», на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий.
Во второй половине XX века организационное оформление новой отрасли знания получило дальнейшее развитие в США. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса ежегодно проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира.
Рубеж 50-60-х годов XX столетия ознаменовался завершением «младенческого периода развития «Business History», главной характерной чертой которой являлась описательность. На рубеже 50–60-х годов появились теории корпоративного менеджмента. Всеобщее признание получили школы «человеческих отношений» и «организационного поведения», а также теории лидерства и стилей руководства.
В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э. Пенроуз «Теория роста фирмы». Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. По ее мнению, фирма является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой – административной организацией, которая имеет транзакционные преимущества на рынке. Э. Пенроуз доказывала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент; 2) организационное поведение и 3) технологические изменения.
В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А. Чандлера«Видимая рука». Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации.
По мере своего развития «Business History» все больше испытывала на себе позитивное воздействие со стороны родственных с ней отраслей знания. Это справедливо и в отношении так называемой школы эволюционной экономики, получившей окончательное оформление на рубеже 70–80-х годов. Представителями этой школы являются такие экономисты, как Р. Нельсон и С. Уинтер.Опираясь на широкую базу эмпирических исследований, эволюционная экономика рассматривает инновационные и технологические изменения в обществе с точки зрения экономической перспективы.
В России о развитии теории предпринимательства можно говорить с начала 90-х годов, когда были осуществлены первые шаги в области приватизации. Поэтому накопленные знания и опыт в этой области значительно уступают всему тому, что имеется на Западе. Несмотря на это, российская практика развития предпринимательства весьма уникальна хотя бы потому, что произошел резкий переход от административно-командной экономики к рыночной в обстановке полномасштабного, длительного и системного кризиса всего общества. Это потребовало от ученых-экономистов, социологов, правоведов определить свое отношение к предпринимательству и к институтам, связанным с ним (банками, биржами и т.д.). Одновременно необходимо было дать и определенные рекомендации для складывающихся хозяйственных структур и не ошибиться в их содержании. К этому следует прибавить фактор времени и отсутствие практических знаний.
Развитие предпринимательства в России некоторые авторы связывают с такими проблемами, как:
• оживление экономической жизни на основе восстановления инвестиционной активности и привлекательности реального сектора;
• воссоздание производственного спроса;
• расширение платежеспособности потребительского спроса, и прежде всего на отечественные товары и услуги;
• разумный протекционизм отечественного производителя в сочетании со стимулированием повышения его конкурентоспособности;
• определение национальных экономических приоритетов, их согласование с интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);
• разработка механизма государственного регулирования экономики, ее предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка, но и наоборот, смог более эффективно использовать их.
При этом главными целями такого механизма являются обеспечение благоприятного климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.
Многие авторы отмечают, что несмотря на все усилия государства, предпринимательство в действительности остается незащищенным от множества проблем, в число которых входят и несовершенство законодательства и налогообложения, и небольшой покупательский спрос, возникающий из-за недостатка платежеспособного населения, и неразвитость информационной основы, необходимой для нормального функционирования предприятия, и влияние криминальных структур, существование которых ограничивает внедрение инновационной деятельности предпринимателя. Из-за множества проблем в производственном виде деятельности у государства нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства5. Политика поддержки предпринимательства вообще, а не базовых отраслей, приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов. Необходимо обратиться к опыту других стран.
В экономической литературе делается попытка осуществить периодизацию российского предпринимательства. Говорят о предпринимателях «первого и второго этапов».
Главную роль в формировании отличительных признаков предпринимательства на первом этапе сыграла социально-экономическая среда, в которой оно зарождалось. Для представителей «первого этапа», начинавших свою деятельность в период накопления первоначального капитала, главным была и приватизация государственной собственности.
Предприниматели «второго этапа» уже понимали, что эпохе спекулятивного капитала рано или поздно придет конец. Поэтому они концентрируют свои усилия на предпринимательстве с долгосрочным вложением капитала, переходя к работе в производственной сфере. Для них понятие «вложение капитала» не ограничивается только приобретением предприятия, как это нередко встречалось у представителей «первой волны». Социально-экономические процессы 2000–х гг. (наметившиеся тенденции к росту российской экономики, некоторые улучшения социального фона осуществления реформ, более осторожная денежно-кредитная политика, улучшение платежного баланса, адаптация предпринимателей к новым условиям хозяйствования и т.д.) вызвали оживление деловой активности во всех сферах экономики и определенные сдвиги в мотивации экономических агентов.
Исследователи справедливо отмечают, что характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры, самого класса предпринимателей, тем более, что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий использовались исключительно негативно. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, это касается, в частности, рынка ценных бумаг (фондовый рынок). Нельзя не отметить специфику формирующегося российского предпринимательского класса. Около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике.
В целом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.