Источники правового регулирования предпринимательской деятельности зарубежных стран
Нормативные правовые акты, отражающие особенности правового регулирования предпринимательских отношений, могут быть кодифицированными и некодифицированными.
В странах континентального права хозяйственно-правовые акты систематизированы в торговых кодексах, наряду с которыми применяются другие нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность. Специальные законы, регламентирующие предпринимательство и не включенные в торговые кодексы, настолько значительны, что они, по мнению западных юристов, превратили торговые кодексы Франции и ФРГ в "почти пустую скорлупу".
К числу специальных (иногда их называют "текущими") относятся такие важнейшие законы, как законы о приватизации, конкуренции и ограничении деятельности монополий, инвестиционной деятельности и т.д. Большое место в специальном законодательстве отведено законам, регламентирующим правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
Во второй половине ХХ в. в Англии и США было принято множество законов с целью упрощения и модернизации права, отменивших многие устаревшие прецеденты. В иерархии источников англо-американского права закон стоит впереди прецедента. Тем не менее прецедент остается главным источником английского права. Это объясняется рядом причин:
во-первых, многие сферы гражданских отношений остаются целиком предоставленными на откуп судам, т.е. прецедентному праву;
во-вторых, законная норма, будучи единожды истолкована и применена судом, превращается в судебный прецедент;
в-третьих, законные нормы создаются на базе судебных прецедентов*(61).
Во всех странах кроме законов действует множество подзаконных нормативных правовых актов, при этом в количественном отношении они превосходят нормативные акты в ранге законов, поскольку обусловлены динамичностью экономических процессов. Подзаконные нормативные правовые акты, которые называют еще делегированным законодательством, содержат более подробную регламентацию установленных в законе правил, должны основываться на законе и не могут ему противостоять. С подзаконными актами связано, как правило, оперативное регулирование экономики государством. При перепроизводстве товаров, например, изменяется кредитная и налоговая политика, а также политика в области ценообразования, что находит выражение в принятии соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
В странах романо-германской системы судебная практика официально не является источником права, но фактически нормы, созданные в судах, играют важную роль в регулировании предпринимательских отношений.
Одним из источников права признан обычай. Он применяется в большинстве стран в дополнение к закону, но в регулировании коммерческих отношений его роль не только велика, но и самостоятельна. Обычаи как правила поведения, сложившиеся в хозяйственной практике, применяются зачастую по причине несоответствия нормативных актов требованиям сегодняшнего предпринимательства. С обычаями связаны такие присущие современному предпринимательству понятия, как "добросовестность" ("добросовестная конкуренция"), "разумный срок" и др. В торговом праве обычаи отражают повседневную практику, которая считается нормой в хозяйственной деятельности. В английском праве существует термин "торговый обычай", но под ним понимаются торговые обыкновения, которые применяются лишь как подразумеваемые условия договора. Суд рассматривает общеизвестные правила поведения в определенной сфере деловой жизни в качестве составной части заключенного контракта. Многие торговые обыкновения превращаются постепенно в нормы прецедентного права.
Глубоко специфично хозяйственное законодательство США, которое состоит из федерального законодательства и законодательства штатов. США в свое время позаимствовали у Англии метод судебного прецедента, однако создали свое прецедентное право. Общее право является правом отдельного штата, но не федерации. Законодательная деятельность также относится в основном к компетенции штатов. Законодательство одного штата, как правило, отличается от законодательства других штатов. Это создает неудобства в юридической практике и зачастую противоречит интересам развития предпринимательства в стране.
С конца XIX в. в США принимаются меры по унификации законодательства штатов, направленные на устранение противоречий между отдельными законами разных штатов. Значительный вклад в дело унификации законодательства штатов вносит Национальная конференция, в состав которой входят уполномоченные представители штатов. Ею был выработан официально одобренный в 1962 г. Единообразный торговый кодекс, который в последующие годы был принят с небольшими поправками всеми штатами, за исключением Луизианы. Одна из важнейших целей принятия кодекса - унифицировать законодательство штатов о коммерческих операциях и сделать законы о коммерческих операциях более простыми и доступными.
Среди кодифицированных актов зарубежного предпринимательского законодательства особо следует отметить Хозяйственный кодекс Украины, который вступил в силу с 1 января 2004 г. Согласно ст. 1 "Предмет регулирования" Хозяйственного кодекса Украины данный акт "регулирует хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования".
Хозяйственный кодекс Украины состоит из девяти разделов.
Первый раздел посвящен основным принципам хозяйственной деятельности. Он включает главы об общих положениях, основных направлениях и формах участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования. В первом разделе помещены также нормы антимонопольно-конкурентного законодательства.
Во втором разделе сосредоточены правила, определяющие правовое положение субъектов хозяйствования: государственных и коммунальных унитарных предприятий, предприятий коллективной собственности, частных и других видов предприятий; хозяйственных обществ; объединений предприятий; граждан как субъектов хозяйствования.
В третьем разделе Хозяйственного кодекса Украины помещены нормы, устанавливающие имущественную основу хозяйственной деятельности.
Четвертый раздел кодекса объединяет нормы, посвященные хозяйственным обязательствам. Здесь помещены общие положения о хозяйственных обязательствах, о хозяйственных договорах. Отдельными главами регламентируется порядок ценообразования в сфере хозяйствования; банкротства и др.
Пятый раздел Хозяйственного кодекса Украины включает нормы об ответственности за правонарушения в сфере хозяйствования.
Нормами шестого раздела кодекса осуществляется правовое регулирование отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности: перевозки грузов, капитального строительства, поставки, энергоснабжения, инновационной деятельности и др.
Седьмой раздел Хозяйственного кодекса Украины содержит нормы о внешнеэкономической деятельности, в том числе об иностранных инвестициях.
В восьмом разделе сосредоточены специальные режимы хозяйствования: в специальных экономических зонах, на территориях приоритетного развития, в исключительных (морских) экономических зонах, на государственной границе, в вооруженных силах, в условиях чрезвычайного и военного положения, в охраняемых зонах и др.
В последнем, девятом, разделе приведены заключительные и переходные положения. В частности, там говорится об отмене законов, нормы которых нашли отражение в кодексе. Речь идет в первую очередь о принятых в 1991 г. Законе Украины "О предпринимательстве" и Законе Украины "О предприятиях в Украине".
Как указывает В.К. Мамутов, "структура Хозяйственного кодекса удобна для того, чтобы он мог выполнять роль стержня в дальнейшем правотворчестве в сфере хозяйствования. Стержень может "обрастать" новыми нормами таким образом, чтобы наращивалась нормативная база системно и компактно по всем институтам правового регулирования хозяйственной деятельности"*(62).
К числу основных институтов торгового права зарубежных стран относятся субъекты предпринимательской деятельности, несостоятельность (банкротство), торговое представительство, вещные права предпринимателей, договоры в сфере предпринимательства, регулирование рынка ценных бумаг и др.