Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма (субъекты, источники, основные договоры)
Регулируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» No 132-ФЗ от 14.11.1996.
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
В Российской Федерации лицензируется туроператорская и турагентская деятельность. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются:
а) наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;
б) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента - индивидуального предпринимателя;
г) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
д) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
е) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.
Виды договоров:
1. договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.
2. договоры, заключаемые между туроператором и турагентом
3. договоры, заключаемые между туроператором и непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.
30. Правовое обеспечение инновационной деятельности. Правовое понятие инноваций и инновационной деятельности.
Инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новой техники, технологии, организационных форм и т. п.
В научной литературе нет единого подхода и к определению инновационной деятельности.
Чаще всего понимают как процесса выполнения работ или услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованною технологического процесса.
Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, создание конкурентоспособного продукта, способного обеспечить дополнительную прибыль. Любая инновационная деятельность является предпринимательской, поскольку она самостоятельна, связана с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта и ответственность.
В целом система правового регулирования представляет собой комплекс нормативных правовых актов. Прежде всего, это ГК РФ, который содержит нормы, регулирующие выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, нормы об интеллектуальной деятельности и т. д.
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ. НК РФ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
Правовой базой инновационной деятельности являются Федеральные «О науке и государствен-ной научно-технической политике», Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О статусе наукограда», «Об инновационном центре "Сколково».
Отсутствие федерального закона об инновационной деятельности придает особое значение законам субъектов РФ, регулирующим инновационную деятельность. Группа субъектов (Томская, Тверская, Мурманская области и др.) попытались принять законодательные акты об инновационной деятельности.
С инновационной деятельностью связано значительное количество актов министерств и ведомств РФ, а также локальных актов, принимаемых участниками инновационной деятельности.
Важным инструментом воздействия на инновационную деятельность является законодательство об интеллектуальной собственности.
31. Принципы и формы (методы) государственной поддержки инновационной деятельности.
Государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:
-законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата;
-финансирование научно-исследовательских учреждений, связанных с инновационной деятельностью;
-финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих
инновационную деятельность предприятий, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
-финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
-инвестирование средств в создание и развитие субъектов инратруктуры инновационной деятельности;
-размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
-предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
-содействие формированию инновационно-венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;
-поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
-обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ;
-организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;
-тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.
-содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности.