Государственные стратегии Республики Казахстан по развитию предпринимательства
Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Согласно ст. 26 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.: «..Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности».
Говоря о свободе предпринимательской деятельности надо понять, а какие стратегии государства существуют на сегодня, и какую помощь оказывает государство, говоря об этой свободе; необходимо рассмотреть все или большую часть возможностей предпринимателя.
Начнем с внешнеэкономической деятельности. Всем известно, что внешнеполитический курс Казахстана основывается на проактивной, прагматичной и сбалансированной внешней политике, нацеленной на обеспечение национальных интересов, повышение международного авторитета страны и укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности и развития предпринимательства.
Для развития предпринимательства РК подписала, ратифицировала или подготовила проекты по 49-м странам мира, по конвенциям о защите прав инвестора с 53 странами, по вопросам торговой деятельности более 600-т чем договоров по различным товарам, общим вопросам, свободной торговли и т.д., по вопросам перевозки товаров более 150-и договоров. Мной было насчитано более 1000 различного рода международных договоренностей по вопросам развития и льготирования бизнеса.
«Долгосрочными приоритетами внешней политики Казахстана являются: формирование и поддержание благоприятной внешней среды для развития страны и обеспечения ее конкурентоспособности в современном мире; защита суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; защита прав, интересов граждан и юридических лиц Казахстана за рубежом; формирование позитивного имиджа и восприятия Республики Казахстан в мире как демократического правового государства с современной рыночной экономикой, стабильной политической системой, открытым и толерантным обществом; защита экономических интересов страны на международной арене; активное участие в международных организациях и форумах по обеспечению мира и безопасности» (Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»).
Всем известно, что в Стратегии «Казахстан-2030» определены семь долгосрочных приоритетов:
1. национальная безопасность;
2. внутриполитическая стабильность и консолидация общества;
3. экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений;
4. здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;
5. энергетические ресурсы;
6. инфраструктура, в особенности транспорт и связь;
7. профессиональное государство.
А что есть национальная безопасность? Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» указывает, что «основными национальными интересами Республики Казахстан являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) точное и единообразное исполнение законов и поддержание правопорядка;
3) общественное согласие и политическая стабильность в стране;
4) казахстанский патриотизм и единство народа Казахстана;
5) сохранение и приумножение материальных и духовно-нравственных ценностей казахстанского общества;
6) достижение и поддержание уровня и качества системы здравоохранения и социального обеспечения, адекватного потребностям улучшения благосостояния граждан и общества;
7) достижение и поддержание уровня и качества образования и научного потенциала страны, адекватного потребностям социально-экономического, инновационного и интеллектуального развития общества и граждан;
8) незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе независимости, унитарности и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
9) устойчивое функционирование государственных институтов, повышение эффективности их деятельности;
10) экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
11) устойчивое функционирование субъектов агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, транспортной и производственных отраслей, финансовой системы, в полной мере обеспечивающих экономическую безопасность;
12) обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
13) обеспечение оснащенности вооружением и военной техникой и развитие отечественных субъектов оборонно-промышленного комплекса, в полной мере обеспечивающее военную безопасность Республики Казахстан;
14) поддержание и развитие конкурентоспособного и защищенного национального информационного пространства;
15) сохранение и улучшение состояния окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
16) состояние международного сотрудничества, отвечающее приоритетам развития Республики Казахстан;
17) продвижение политических инициатив, направленных на укрепление позитивного имиджа и авторитета Республики Казахстан на международном уровне;
18) защита населения и территории Казахстана от угроз, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в мирное и военное время».
Обратим внимание на все виды, и мы увидим принципы любой предпринимательской деятельности во благо себя и общества.
Закон различает 6 видов национальной безопасности: «Видами национальной безопасности являются:
1) общественная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и
системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность;
2) военная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или намерением ее применения;
3) политическая безопасность - состояние защищенности основ конституционного строя, деятельности системы государственных органов и порядка государственного управления от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан, социальных групп и баланс их интересов, стабильность, целостность и благоприятное международное положение государства;
4) экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость;
5) информационная безопасность - состояние защищенности информационного пространства Республики Казахстан, а также прав и интересов человека и гражданина, общества и государства в информационной сфере от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое развитие и информационная независимость страны;
6) экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав человека и гражданина, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду». И здесь мы напрямую усматриваем стратегию государства развивать предпринимательство и от развития предпринимательства напрямую зависит общественная, экономическая и экологическая безопасность страны.
Одной из угроз национальной безопасности государство видит в сокращении производства, снижение качества, конкурентоспособности, экспортного, транзитного потенциала и доступности продукции и товаров, сокращение поставок из других государств продукции и товаров, не производимых в Республике Казахстан! То есть в настоящее время наиболее важным аспектом считается внедрение мер, направленных на развитие малого, среднего и крупного бизнеса, снижение стоимости ведения бизнеса как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов. «Устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство будет стремиться к снижению влияния бюрократии и коррупции на важные аспекты делового климата в Казахстане».
Для этого, прежде всего, должно произойти реформирование государственного сектора будет осуществляться по пяти основным направлениям:
1) определение четкого круга полномочий и ответственности государственных органов, в том числе на различных уровнях государственного управления;
2) повышение качества государственных услуг через разработку стандартов и совершенствование процессов, способствующих эффективному оказанию государственных услуг;
3) ускорение реформы государственной службы, включая совершенствование обучения государственных служащих;
4) внедрение элементов, необходимых для полноценного функционирования системы государственного управления, ориентированного на результат;
5) улучшение управления административными реформами и усиление ответственности за процесс реформирования государственного сектора.
Обратим внимание, что согласно Кодексу Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (Статья 20), «органы налоговой службы прежде всего обязаны соблюдать права налогоплательщика (налогового агента), а во вторую защищать интересы государства. И это входит в понятие экономической безопасности наравне с финансовой безопасностью, ведь сами по себе налоговые поступления в бюджет, прежде сего формируются из доходности бизнеса, и с этим все согласятся.
Экономическая безопасность также обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на:
«1) обеспечение стабильности и устойчивости развития национальной экономики, в том числе ее индустриально-инновационной составляющей;
2) обеспечение финансовой, энергетической, продовольственной и транспортной независимости Республики Казахстан;
3) дальнейшую диверсификацию экономики, сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны;
4) увеличение доли производства отечественных товаров и услуг в экономике страны при условии поощрения конкуренции и ограничения монополизма;
5) обеспечение физической и экономической доступности, соответствия производимых, ввозимых и реализуемых в Республике Казахстан товаров и услуг установленным законодательством Республики Казахстан требованиям к уровню их качества и безопасности;
6) повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг» и т.д.
Однако, в целях «защиты национальных интересов Республики Казахстан, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государство с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении или собственности иностранных организаций и организаций с иностранным участием».
При этом, «открытый в установленных законодательством пределах и контролируемый характер должны носить процедуры принятия должностными лицами государственных органов решений, связанных с:
1) выдачей разрешений и лицензий;
2) предоставлением субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций;
3) приватизацией объектов государственной собственности и т.д..
Для изучения нужд предпринимателей и в помощь им создана Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «некоммерческая, саморегулируемая организация, представляющая собой союз субъектов предпринимательства, созданная в целях обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы и развития взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти Республики Казахстан, а также стимулирования и поддержки деятельности объединений индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации (Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»). Целью создания Национальной палаты является формирование институциональной основы для роста и дальнейшего развития предпринимательства в Республике Казахстан. Согласно Закону, «задачами Национальной палаты являются:
1) консолидация предпринимательского сообщества;
2) представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
3) организация эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и их ассоциаций (союзов) с государственными органами;
4) содействие созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан;
5) участие в процессе совершенствования законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы предпринимательства;
6) иные задачи, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан».
Мы очень надеемся, что данная Палата даст мощный толчок для развития предпринимательства, т.к. Национальная палата должна участвовать в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства; в консультативно-совещательных органах с участием центральных и местных государственных органов; в работе консультативно совещательных органов при центральных и местных государственных органах, создаваемых по вопросам, затрагивающим права и обязанности субъектов предпринимательства, представляет интересы предпринимательства в Правительстве Республики Казахстан, Парламенте Республики Казахстан и других государственных органах; осуществлять обязательную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства; осуществлять разработку и внесение в Правительство Республики Казахстан предложений по поэтапной передаче в бизнес-среду отдельных функций регулирования предпринимательской деятельности, за исключением функций государственного регулирования деятельности финансовых организаций и финансового рынка; проводить общественные слушания по вопросам предпринимательства; на регулярной основе проводить сбор, обобщение и анализ информации о соблюдении государственными органами и (или) государственными служащими прав и законных интересов субъектов предпринимательства; осуществлять функции оператора нефинансовой поддержки субъектов предпринимательства, включая сервисную поддержку предпринимателей, предусмотренные документами Системы государственного планирования Республики Казахстан; осуществлять функции оператора системы развития и продвижения экспорта отечественных товаров и услуг, предусмотренные документами Системы государственного планирования Республики Казахстан; принимать участие в управлении специальными экономическими зонами; по согласованию с Правительством Республики Казахстан принимать участие в обеспечении строительства (реконструкции), функционирования (эксплуатации) объектов инфраструктуры пунктов пропуска Республики Казахстан, в том числе сервисной (таможенной) инфраструктуры, включая их оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов), а также содержание и ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в указанных пунктах пропуска пограничного, таможенного видов контроля, путем привлечения инвестиций; принимать участие в разработке современных стандартов таможенной инфраструктуры в целях улучшения оказания услуг в сфере таможенного дела; осуществлять анализ и обобщение практики корпоративного управления; организовывать обучение предпринимателей, а также оказывать им консалтинговые услуги по открытию и ведению бизнеса; принимать участие в разработке стандартов и технических регламентов и обеспечивает их соблюдение предпринимателями в соответствии с законодательством Республики Казахстан и т.д. По запросу Национальной палаты государственные органы обязаны в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, представлять информацию, затрагивающую права и обязанности предпринимателей Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.
Государством разработан и внедрен целый комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан. Мы не будем давать исторические аспекты развития государственной поддержки, остановится на том, что есть сегодня.
Согласно Закону Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве», основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются: «создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей», а «основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:
гарантия свободы частного предпринимательства (разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан) и обеспечение его защиты и поддержки;
равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);
приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;
участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.
участие субъектов частного предпринимательства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
«совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимательства;
создание и развитие центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства;
учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств;
финансовая поддержка частного предпринимательства».
Государственная поддержка и развитие частного предпринимательства осуществляются путем:
«создания при государственных органах научно-исследовательских институтов по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;
организации деятельности экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;
создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства;
организации деятельности бизнес-инкубаторов и индустриальных зон;
продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с законами Республики Казахстан.
Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателей путем:
«1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг);
2) организации кредитования через банки второго уровня;
3) выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;
4) предоставления займов за счет бюджетных средств;
5) субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами субъектам частного предпринимательства, лизинговым сделкам;
6) частичного гарантирования кредитов субъектов частного предпринимательства;
7) лизинга».
При этом, порядок, формы государственной финансовой поддержки, отрасль (отрасли) экономики, в которой (которых) осуществляют деятельность предприниматели подлежащие государственной финансовой поддержке, юридическое (юридические) лицо (лица), привлекаемое (привлекаемые) для оказания государственной финансовой поддержки, размеры финансовой поддержки и другие условия, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям, указанным вше, также включает в себя:
«создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства;
установление оптимального режима налогообложения;
принятие программ кредитования малого предпринимательства;
создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства;
обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства;
создание национальных институтов развития.
В Казахстане в целях обеспечения экономических и организационных условий для развития частного предпринимательства созданы индустриальные зоны, задачами которых являются:
«1) содействие ускоренному развитию частного предпринимательства в сфере промышленности;
2) оптимизация затрат на создание и развитие инфраструктуры новых производств;
3) повышение эффективности производства;
4) обеспечение занятости населения».
Особое внимание уделяется малому предпринимательству. В частности для них в рамках государственной поддержки и развития существует:
1) оказание финансовой поддержки;
2) организация сети центров поддержки малого предпринимательства;
3) организация деятельности бизнес-инкубаторов;
4) передача субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности;
5) безвозмездная передача субъектам малого предпринимательства в собственность объектов государственной собственности и занимаемых ими земельных участков, переданных в аренду или доверительное управление для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора, в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Регистрация ИП производится в течение одного рабочего дня с момента представления физическим лицом необходимых, строго ограниченных документов. При этом возможна регистрация ИП по интернету, с использованием портала электронного правительства. «Для государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, в регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности посредством заполнения в форме электронного документа по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и заполняется на веб-портале «электронного правительства». «Выдача справки о государственной регистрации юридического лица осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности».
Несмотря на кризис, МСП Казахстана показывает ежегодный рост. Согласно данным национального агентства по статистике, только за период 2010-2011 г. число активно действующих МСП увеличилось на 4.2.% . Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в сегменте торговли и услуг (33%)
Как сообщила Председатель Комитета развития предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования РК Галия Джолдыбаева на 23 марта 2013 года в Казахстане действует 21 бизнес-инкубатор.
При этом, предприниматели вправе:
1) осуществлять любые виды частного предпринимательства, если иное не установлено законами Республики Казахстан;
2) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;
3) предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе;
4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности;
5) учреждать объединения субъектов частного предпринимательства;
6) участвовать в работе экспертных советов через аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан;
7) обращаться в правоохранительные и государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав субъектов частного предпринимательства;
8) обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов;
9) вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению нормативных правовых актов по вопросам поддержки и защиты частного предпринимательства;
10) применять в своей деятельности меры социальной ответственности бизнеса путем реализации или участия в реализации проектов в социальной, экономической и экологической сферах.
Во всех случаях «ограничение частного предпринимательства может иметь место лишь по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции государства в соответствии с законами Республики Казахстан».
«Запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов частного предпринимательства».
Особое внимание хочется уделить развитию предпринимательства в индустриально –инновационной деятельности. Принят Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования индустриально-инновационной деятельности и определяет меры ее государственной поддержки. «Элементами индустриально-инновационной инфраструктуры являются:
1) специальные экономические зоны;
2) индустриальные зоны;
3) технопарки;
4) акционерные инвестиционные фонды рискового инвестирования;
5) центры коммерциализации технологий;
6) отраслевые конструкторские бюро;
7) международные центры трансферта технологий;
8) инновационные кластеры».
Индустриально-инновационная деятельность в специальных экономических зонах и индустриальных зонах осуществляется в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», «О частном предпринимательстве».
Основным видом деятельности технопарков, как было уже сказано ранее, является технологическое бизнес-инкубирование. Сюда включено оказание субъектам индустриально-инновационной деятельности на начальном этапе их функционирования услуг по предоставлению помещений, оборудования, ведению бухгалтерского учета, юридическому, информационному и консультационному сопровождению, привлечению инвестиций, управлению проектами, а также иных услуг, необходимых для реализации индустриально-инновационных проектов.
Центры коммерциализации технологий необходимы для оказания комплекса услуг по коммерциализации технологий, включая, но не ограничиваясь: поиск и оценка технологий для коммерциализации, маркетинговые исследования, оказание консультационных услуг в области защиты интеллектуальной собственности, разработка стратегии коммерциализации технологий, организация взаимодействия субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и субъектов частного предпринимательства в целях заключения ими договоров в области коммерциализации технологий.
Большие надежды возлагаются на инновационные кластеры, которые должны стимулировать индустриально-инновационную деятельность путем взаимодействия и совместного использования имеющихся возможностей, обмена знаниями и опытом, эффективной передачи технологий, налаживания устойчивых партнерских связей и распространения информации.
«К мерам государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности относятся:
1) финансирование, включая софинансирование, проектов, лизинговое финансирование. Финансирование, включая софинансирование, проектов, лизинговое финансирование субъектов индустриально-инновационной деятельности на средне- и долгосрочный периоды осуществляются Банком Развития Казахстана, а также другими национальными институтами развития, определяемыми Правительством Республики Казахстан.
2) предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам. Предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам осуществляется финансовым агентом, определяемым Правительством Республики Казахстан, по займам банков второго уровня, выдаваемым субъектам индустриально-инновационной деятельности для реализации индустриально-инновационных проектов.;
3) кредитование через финансовые институты. Кредитование субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется путем обусловленного размещения средств финансовым агентом, определяемым Правительством Республики Казахстан, в финансовых институтах. Кредитование субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется для создания новых индустриально-инновационных проектов, а также индустриально-инновационных проектов, направленных на модернизацию (техническое перевооружение) и расширение действующих производств, при условии их участия путем предоставления собственного движимого или недвижимого имущества, в том числе денег;
4) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям. Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется для создания новых индустриально-инновационных проектов, а также индустриально-инновационных проектов, направленных на модернизацию (техническое перевооружение) и расширение действующих производств, при условии их участия путем предоставления собственного движимого или недвижимого имущества, в том числе денег;
5) осуществление инвестиций в уставные капиталы. Инвестиции в уставные капиталы субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляются национальными институтами развития, осуществляющими государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности, и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы при соответствии индустриально-инновационного проекта следующим условиям:
1) повышение производительности труда и обеспечение стимулирования развития приоритетных секторов экономики;
2) привлекательность по прогнозным экономическим и финансовым параметрам, значения которых определяются внутренними документами, регламентирующими инвестиционную политику национальных институтов развития, осуществляющих государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности;
3) направленность на наращивание технологического потенциала, повышение качества и рост объема производства и услуг, углубление переработки сырья и материалов, выпуск высокотехнологичной продукции;
6) гарантированный заказ. На основании заключенных технологических меморандумов национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и аффилиированные с ними юридические лица размещают гарантированный заказ путем заключения договоров с субъектами индустриально-инновационной деятельности на поставку товаров, работ и услуг. Условия указанных договоров должны отвечать коммерческим интересам национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц, включая цену, качество, доступность, условия транспортировки, и не должны противоречить международным обязательствам Республики Казахстан;
7) предоставление инновационных грантов. Предоставление инновационных грантов осуществляется уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности с привлечением национального института развития в области технологического развития в рамках приоритетных направлений предоставления инновационных грантов.
Инновационные гранты предоставляются на:
1) приобретение технологий;
2) проведение промышленных исследований;
3) повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом;
4) поддержку деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития;
5) патентование в зарубежных странах и (или) региональных патентных организациях;
6) коммерциализацию технологий;
7) привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов;
8) привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций;
9) внедрение управленческих и производственных технологий.
8) обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами. Обеспечение субъектов индустриально-инновационной деятельности квалифицированными кадровыми ресурсами осуществляется посредством размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов для приоритетных секторов экономики;
9) обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой. Обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется для:
1) создания новых конкурентоспособных производств;
2) модернизации (технического перевооружения) и расширения действующих производств;
10) предоставление земельных участков и прав недропользования. Предоставление земельных участков и прав недропользования субъектам индустриально-инновационной деятельности осуществляется посредством:
1) выделения земельных участков на праве временного землепользования в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан;
2) предоставления права недропользования для проведения операций на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу полезных ископаемых, связанных с производственной деятельностью (технологическим циклом), без проведения конкурса на основе прямых переговоров в соответствии с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»;