Налоговая политика и организация налогообложения в зарубежных странах
Современная налоговая политика иностранных государств
Общее состояние налоговой сферы и основные характеристики налоговых систем иностранных государств в значительной степени определяются проводимой ими налоговой политикой. Зарубежные страны осуществляют различные мероприятия, направленные на совершенствование налогообложения.
В большинстве государств налоговая политика в целом строится в направлении постепенного ограничения налоговых притязаний посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Хотя имеются и примеры иного рода, когда государства в силу различных причин ужесточают условия налогообложения, вводят новые налоги и повышают ставки имеющихся, сокращают число налоговых льгот. Впрочем, в современном мире подобная налоговая политика не является типичной.
На снижение налогового бремени в той или иной стране в первую очередь указывает уменьшение ставок по таким бюджетообразующим обязательным платежам, как подоходный налог, налог на корпорации и налог на капитал. Например:
в Германии объявлено о реформировании налогообложения корпораций, при этом одним из основных предусматриваемых нововведений является понижение ставки налога на корпорации с 40 до 25%. Это позволит существенно уменьшить налоговую нагрузку компаний.
В Киргизии до ставки в 10% снижен подоходный налог с физических лиц. Ранее прогрессивная ставка этого налога составляла от 5 до 33% в зависимости от размера облагаемого дохода.
Примером направленности налоговой политики к снижению налога на капитал может служить Канада. В провинции Квебек запланировано снизить на 50% размер ставки налога на капитал в течение ближайших четырех лет. В настоящее время в этой провинции налог на капитал является одним из самых высоких в Северной Америке — его ставка составляет 0,64%. Следствием этого является выведение крупными компаниями своего бизнеса за пределы ее территории. Предполагается, что к 2007 г. ставка налога будет снижена до 0,3%.
Радикальной мерой, которая не так часто встречается в мировой практике, является отмена налогов и сборов. Например, и 2001 г. в Малайзии отменен налог на доходы от акций при проведении сделок на фондовом рынке. Этот налог взимался с доходов иностранных инвесторов, репатриируемых из страны не позднее одного года с момента первоначального инвестирования.
В русле снижения размера налогов проводится политика предоставления налоговых льгот различным категориям плательщиков. Предоставление льгот физическим лицам, как правило, преследует цель оказать финансовую поддержку наименее обеспеченным категориям граждан. Льготирование же предпринимателей является одной из действенных мер, позволяющих стимулировать их хозяйственную активность в тех или иных секторах экономики. Например, в Южной Корее запланировано установление дополнительных налоговых льгот для наемных работников со средним и малым заработком из числа тех, которые пострадали в результате кадровых сокращений, вызванных реорганизацией компаний. Кроме того, предполагается предусмотреть в налоговом законодательстве новые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса.
В некоторых странах налоговая политика направлена исключительно на усовершенствование порядка уплаты налогов. В этом случае в налоговое законодательство могут вноситься отдельные изменения, касающиеся ряда налогов и их элементов. Например: в Венгрии Министерство финансов сообщило о планах пересмотреть порядок налогообложения доходов, что помимо прочего позволяет получить существенный финансовый эффект.
Комплексное изменение состава налогов и сборов и порядка их уплаты осуществляется посредством проведения налоговых реформ. К радикальному реформированию этой сферы государства обычно прибегают, когда действующие налоги в значительной степени не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям, подавляют хозяйственную активность предпринимателей, а в обществе сложилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности налоговых механизмов. Реформа налогообложения отличается от корректировки порядка уплаты отдельных налогов, прежде всего всеобъемлющим характером вносимых изменений в налоговое законодательство и масштабностью проводимых государством мероприятий.
Стратегический комитет правительства Литвы в марте 2001 г.
одобрил основные положения налоговой реформы, которая должна быть направлена на создание современной налоговой системы, стимулирующей экономическое развитие страны и обеспечивающей стабильное поступление бюджетных доходов. Реформирование подчинено установлению справедливости и пропорциональности налогообложения, приведению налогового законодательства в соответствие с нормами ЕС. Изменения
направлены на то, чтобы совершенствовать механизм формирования дорожного фонда, источниками которого является дорожный сбор, акцизы и налог с продаж. Правительство отменило в 2002 г. налог с корпораций, отличающийся повышенной сложностью исчисления и высокой затратностью. Вместо него налогообложению подвергнуты распределенные доходы компаний и доходы зарубежных компаний из источников в Литве. Подоходное налогообложение снижает налоговую нагрузку граждан посредством расширения перечня налоговых скидок. При этом налогоплательщикам, для которых итоговые скидки законом не предоставлены, ставка подоходного о налога установлена в 15, а остальным — 24%. Ставка налога на доходы, полученные от работы по найму, составила 33%.
Реформа косвенного налогообложения включает замену акциза на сахар специальным налогом, установление двух ставок НДС вместо четырех существующих, предоставление льгот по отдельным услугам некоммерческого характера.
В отдельных странах налогообложение реформируется по отраслям. Например, правительство Китая проводит комплексную реформу налогообложения в сельском хозяйстве. Данная реформа, хотя и распространяется лишь на одну из отраслей экономики, имеет большие масштабы, так как ею охватывается около 900 млн. сельских жителей. Реформирование основывается на введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. В данном случае предполагается посредством отмены ряда сборов, например сбора на народное образование или на содержание дополнительного персонала в органах управления в сельской местности, снизить уровень налогообложения в аграрном секторе экономики и унифицировать его. По окончании реформы ожидается рост объемов сельскохозяйственного производства и повышение благосостояния китайских крестьян.
Зарубежные специалисты в области налогообложения обращают внимание на то, что в процессе анализа и выработки налоговой политики на первый план все больше выходят международные факторы.
Действительно, последние годы реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствие с некими общими требованиями. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика, в значительной степени обусловленная общемировыми интеграционными процессами, именуется унификацией налогового законодательства. В данном случае налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран — участников того или иного международного объединения. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель — устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.
Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направленности и глубины участия в процессе сближения и унификации налоговых законодательств, их постепенность и поэтапность реализации. Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений. В конечном счете этот процесс должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество.
А основными ее направлениями определено сближение оснований взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) и унификация налогообложения компаний. В последнем случае гармонизация предусматривает сближение налоговых ставок, налоговой базы, устранение двойного экономического налогообложения, применение специального статуса европейской компании, взаимопомощь государств ЕС в вопросах корпоративного налогообложения. Процесс гармонизации осуществляется в соответствии руководящими актами ЕС — директивами по налогообложению, которые принимаются по инициативе стран-участников. Например, Бельгия в целях создания интегрированного финансового рынка предложила принять директиву по налогу на сбережения, предусматривающую гармонизацию налогообложения доходов по вкладам физических лиц в банках. Эта же страна обратилась к ряду государств Европы с просьбой поддержать процесс налоговой гармонизации в части выравнивания условий налогообложения в энергетике и торговле. Подобные инициативы во многом вызваны «недобросовестной налоговой конкуренцией» со стороны стран, поддерживающих сравнительно невысокий уровень налогообложения. Непосредственно процесс гармонизации налогообложения находится под контролем Комиссии ЕС (Европейской комиссии), которая вырабатывает соответствующие рекомендации для стран-участников. Процесс налоговой гармонизации распространяется также на государства, претендующие на вхождение в ЕС.
Рассмотрение разногласий, возникающих между государствами в процессе гармонизации налогообложения, отнесено к ведению Европейского арбитражного суда.
Гармонизация налогообложения осуществляется и в рамках Содружества Независимых Государств. Непосредственная координация этого процесса возложена на Координационный совет руководителей налоговых служб, созданный по решению Совета глав правительств стран СНГ. Ожидается, что деятельность Совета позволит выработать конкретные предложения по изменению налогового законодательства, а также подготовить и принять Модельный налоговый кодекс СНГ.