Взимание косвенных налогов по принципу страны назначения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией
В мировой практике применяется две системы обложения налогом на добавленную стоимость и акцизами:
· принцип «страны происхождения»;
· принцип «страны назначения».
Принцип «страны происхождения» применялся в товарообороте с Российской Федерацией до 1 января 2005 г. При этом принципе товары, происходящие и ввозимые с территории России на территорию Беларуси, НДС и акцизами не облагались, а товары, реализуемые в России, облагались косвенными налогами, которые поступали в бюджет Республики Беларусь.
Преимущества применения принципа страны происхождения очевидны только для государства, где уровень производства превышает внутреннее потребление и имеется положительное сальдо во внешней торговле.
Основные недостатки принципа страны происхождения заключаются в следующем:
· создаются экономические искажения, так как изменяются относительные цены товаров, произведенных на месте и за рубежом (по сравнению с ситуацией без налога);
· увеличивается цена экспортируемой продукции.
Например, ставка НДС 18%, введенная в России в 2004 г., неизбежно повлекла установление такой же в Беларуси, поскольку необходимость вычета «входного» налога подразумевает соразмерность ставок.
Принцип «страны назначения» означает применение экспортером нулевой ставки НДС и освобождение от уплаты акцизов. При предоставлении в налоговые органы соответствующих документов происходит вычет НДС либо освобождение от акцизов и, таким образом, экспортируемый товар «очищается» от внутренних налогов, что обеспечивает принцип нейтральности косвенных налогов и не зависимость величины ставки налога от системы налогообложения другого государства.
Основным условием применения принципа «страны назначения» является необходимость взимать НДС и акцизы при таможенном оформлении ввозимых товаров, для чего должна быть создана система действенного контроля за перемещением товаров через границу с целью налогообложения ввозимых и освобождения от налога фактически вывозимых товаров.
Преимущества применения принципа «страны назначения»:
· государство полностью контролирует свой собственный доход и не зависит от воздействия налогов в любой другой стране, откуда поступают товары;
· экспортируемые товары более конкурентоспособны на мировом рынке, так как в цену экспорта налог не включается, что способствует оживлению деятельности предприятий за счет увеличения объемов экспорта;
· данный принцип не зависит от условий взимания НДС и акцизов (льготы и т. д.) в другой стране [1, с. 149].
С подписанием в г. Астане (Республика Казахстан) 15 сентября 2004 г. межправительственного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с Россией (Соглашение) созданы условия для полного применения принципа «страны назначения» со всеми странами, с которыми Беларусь осуществляет внешнеторговые операции. Соглашение устанавливает систему внешнеторговых отношений в области налогообложения, сходных с применяемыми со всеми другими странами. В соответствии с Соглашением нулевая ставка НДС, освобождение от акцизов распространяется только на поставки товаров в Россию.
В целях обеспечения полноты сбора косвенных налогов при импорте товаров контроль за уплатой косвенных налогов предусматривается осуществлять в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (Положение), которое является неотъемлемой частью Соглашения.
Порядок исчисления и вычета НДС, акцизов при импорте (ввозе) товаров из Российской Федерации.При импорте товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации НДС и акцизы взимаются в Республике Беларусь, за исключением товаров:
· ввозимых с территории России для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Республики Беларусь;
· перемещаемых транзитом через территорию Республики Беларусь;
· которые в соответствии законодательством Республики Беларусь не подлежат обложению НДС и акцизами при ввозе на территорию Республики Беларусь.
В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Беларусь осуществлен без уплаты НДС и (или) акцизов, на иные цели, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение, НДС и акцизы подлежат уплате с начислением пени за весь период, начиная с даты принятия на учет ввезенных товаров до момента фактической уплаты.
Импорт товаров — ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.
Взимание акцизов по импортным товарам осуществляется налоговыми органами Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков НДС и акцизов, включая плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.
Взимание акцизов налоговыми органами Республики Беларусь не производится по подакцизным товарам, по которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь акцизы взимаются таможенными органами Республики Беларусь (в настоящее время — подакцизные товары, подлежащие маркировке акцизными марками).
Налоговой базой для обложения акцизами является объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Суммы акцизов, подлежащие уплате по подакцизным товарам, исчисляются плательщиком акцизов по ставкам акцизов, устанавливаемым законодательством Республики Беларусь [6, с. 124].
Налоговая база при исчислении НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, а также подлежащих уплате акцизов.
Под принятием на учет понимается отражение на счетах учета полученных товаров (балансовых и забалансовых).
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар.
Стоимостью продуктов переработки, ввезенных из Российской Федерации, является стоимость работ (услуг) по переработке товаров.
При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):
1) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. При доставке товаров собственными силами покупателя в цену сделки включаются фактические расходы по доставке;
2) страховая сумма (расходы по страхованию);
3) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
4) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Указанные расходы включаются в цену сделки без учета подлежащей вычету суммы НДС. При доставке товаров, облагаемых НДС при ввозе по разным ставкам либо освобождаемых от НДС, указанные расходы распределяются между данными товарами пропорционально стоимости товаров. Покупатели товаров обязаны представить налоговым органам:
1) налоговую декларацию по НДС и акцизам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров;
2) заявление о ввозе товаров в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товаров, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений и товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы НДС и акцизов.
Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются покупателю товаров с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС и акцизов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении приобретенных товаров при их ввозе из Российской Федерации). Третий экземпляр направляется покупателем продавцу товара;
3) выписку банка или платежную инструкцию (ее копию), подтверждающую фактическую уплату НДС и акцизов по ввезенным товарам;
4) копию договора, на основании которого товар ввозится из Российской Федерации;
5) транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь;
6) счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметками налогового органа Российской Федерации.
Налоговые декларации по НДС и акцизам представляются в налоговый орган в установленный срок независимо от наличия у покупателя товаров вышеперечисленных документов.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров из Российской Федерации, подлежат вычету у собственника товара в общеустановленном порядке. Для принятия к вычету указанных сумм НДС достаточно представления в налоговый орган налоговой декларации и копии платежной инструкции, подтверждающей фактическую уплату НДС по ввезенным товарам. При возврате товаров уменьшение налоговых вычетов не производится, а ранее уплаченные суммы НДС возврату из бюджета не подлежат.
Порядок исчисления и вычета НДС акцизов при экспорте (вывозе) товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Данное положение не распространяется на товары, вывозимые с территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, которые на территории Российской Федерации не подлежат обложению акцизами и (или) НДС при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экспорт товаров — вывоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
Нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов применяется при представлении в налоговый орган следующих документов, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера либо лицами, ими уполномоченными:
1. Копии договора, на основании которого осуществляется реализация товаров. При реализации товаров по договорам комиссии, поручения или иным аналогичным договорам представляются копия данного договора, а также копия договора на реализацию товара комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом.
2. Копия платежной инструкции, подтверждающей фактическое поступление денежных средств от покупателя товара на счет плательщика. Нулевая ставка применяется на полную стоимость отгруженного товара, если сумма поступивших денежных средств меньше стоимости отгруженных товаров на сумму удержанной комиссии банка.
Если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, плательщик представляет в налоговые органы копию документа, подтверждающую внесение плательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя товаров.
В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций плательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям на территорию Республики Беларусь, и принятие их на учет. Нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов не применяется при оплате отгруженных товаров с применением других форм расчетов.
3. Третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметками налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату НДС и акцизов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации).
4. Копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
Плательщик вправе вместо вышеуказанных документов представлять в налоговый орган реестр указанных документов с указанием наименования документа, номера, даты и суммы. Нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов не применяется в отношении товаров, которые при ввозе на территорию Российской Федерации не подлежат обложению НДС и (или) акцизами. Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров получателю.
При не представлении данных документов суммы НДС и акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится 91-й день со дня отгрузки (передачи) товаров покупателю.
Если плательщик представил подтверждающие документы, расчет НДС производится путем умножения стоимости реализованного товара на 18 и деления на 118 (предполагается, что налог включен в цену товара). По истечении 90 дней (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате НДС и акцизов) уплаченные суммы НДС и акцизов подлежат возврату. Суммы пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты НДС и акцизов, возврату не подлежат.
В случае непредоставления документов налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при наличии в налоговом органе подтверждения в электронном виде от налоговых органов Российской Федерации факта уплаты НДС и акцизов в полном объеме. Если представленные плательщиком сведения не соответствуют данным о суммах НДС и акцизов, уплаченных в бюджет Российской Федерации, полученным в электронном виде от налоговых органов России, налоговые органы вправе взыскивать НДС и акцизы, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате НДС и акцизов, пени и меры ответственности, установленные законодательством [9, с. 187].