Исследование наличия барьера входа на товарный рынок

Оценке качественных показателей структуры товарного рынка в первую очередь предусматривает исследование наличия барьеров входа на товарный рынок.

В отношении товарного рынка бензина марки АИ-92 Владимирской области отмечается наличие следующих барьеров (см. таблицу 7).

Таблица 7 – Барьеры входа на рынок бензинаВладимирской области

Барьер входа на рынок Описание Проявления, характерные для рынка бензина Владимирской области
Экономические ограничения   Значимость для входа на рынок следующих экономических факторов: - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости; - ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке; - издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; - издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации; - транспортные ограничения; - отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; - наличие экономически оправданного минимального объёма производства, обусловливающие для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объёма производства (эффект масштаба производства); - преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар. Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.  
Административные ограничения   Наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. - лицензирование отдельных видов деятельности; - квотирование; - ограничения ввоза-вывоза товаров; - требования обязательного удовлетворения определённого спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры; - предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам; - препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных помещений; - условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд; - экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры; - стандарты и предъявляемые к качеству требования.


Продолжение табл. 7

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок   - инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка; - увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов; - проведение интенсивных рекламных компаний.   Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов не приводит к созданию барьеров входа на рынок.  
Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок · - создаёт преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка; · - требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок.   Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов не приводит к созданию барьеров входа на рынок.  

Количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном рынке показывает, что уход с рынка некоторых хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС практически оставалось неизменным.

Наши рекомендации