Содействие обычному трудоустройству молодежи в субъектах Российской Федерации
1.1. Проблемами трудоустройства граждан занимаются органы и учреждения службы занятости, вместе с тем, не исключено функционирование центров трудоустройства молодежи, которые:
консультируют молодых граждан по вопросам трудоустройства, оказывают им содействие в трудоустройстве, а также в обращении в официальные органы занятости, проводят предварительную диагностику и оценку индивидуальных перспективных возможностей трудоустройства молодых людей, обращающихся за помощью в кризисные центры, с согласия молодых граждан они направляют их в учреждения службы занятости;
получают информацию о вакансиях, приемлемых для молодежи, в учреждениях службы занятости и доводят ее до молодых граждан. Сотрудничают с кадровыми агентствами: запрашивают информацию о наличии вакантных мест на постоянных и временных работах для молодежи; осуществляют подбор кандидатур работников. В таком случае работодатели могут направлять в центр заявку в произвольной форме, содержащую сведения о видах работ, их характере, периоде проведения, режиме, количестве работников;
взаимодействуют непосредственно с потенциальными работодателями молодых граждан на предмет формирования вакансий для трудоустройства. Могут заключать соглашение с работодателями о подборе им необходимых работников. Подбор осуществляется с учетом требований к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности), требований к кандидатуре работника, уровню его профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы;
проводят мероприятия, направленные на трудоустройство молодых граждан (ярмарки вакансий и так далее).
Центры трудоустройства молодежи могут условно называться «антикризисные центры по трудоустройству молодежи». При этом, если эту функцию выполняют негосударственные организации, таких центров может быть несколько.
1.2. Антикризисные центры по трудоустройству молодежи (далее – Центры) могут иметь разные организационные формы:
создание структурного подразделения органа по делам молодежи путем увеличения штатной численности;
привлечение исполнителя через государственный заказ в установленном порядке;
поддержка молодежных организаций или иных организаций, работающих в сфере трудоустройства молодежи (в частности, это могли бы быть волонтерские организации). Соответствующая организация в установленном порядке могла бы получить субсидию из бюджета. Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам − производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (к которым могут быть отнесены услуги в сфере трудоустройства молодежи). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам − производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации − в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам − производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц − производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
цели, условия и порядок предоставления субсидий;
порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом орган по делам молодежи в любом случае должен взять на себя часть усилий по настраиванию рабочих взаимоотношений центра с органами исполнительной власти.
1.3. Для эффективного и планового управления процессами обеспечения занятости и трудоустройства молодежи необходимо на регулярной основе осуществлять мониторинг процессов обращения, перепрофилирования, направления и трудоустройства молодых граждан, обращающихся в Центры. Такой мониторинг, проводимый в формате ежемесячных исследований, позволит оперативно влиять на процессы трудоустройства молодежи.
Также необходимо проведение анализа:
состояния рынка труда, совокупного спроса и общей потребности экономики субъекта Российской Федерации в рабочей силе молодого возраста;
совокупного предложения, включающего всю рабочую силу молодого возраста;
напряженности на рынке труда молодежи;
численности, состава и структуры незанятой молодежи, в т.ч. выпускников на предмет их занятости после окончания учебных заведений;
а также обобщение данных, полученных из ведомственных учреждений, молодежных общественных организаций, студенческих органов самоуправления, ответственных за работу со студентами ВУЗов и ССУЗов, органов региональной статистики. В основном эту информацию можно запросить в органах образования и органах занятости.
1.4. В Центры могут обращаться молодые люди, испытывающие трудности с трудоустройством, потерявшие работу или желающие найти другую работу в связи с различными экономическими, отраслевыми и иными проблемами. В Центрах должна вестись полноценная база молодых людей, обратившихся за помощью, для этого должны быть разработаны специальные анкеты. Необходимо отслеживать обратную связь с теми гражданами, которые в эти Центры обратились.
1.5. Первичное обращение представителя молодежи (далее – обратившийся) в Центр не требует предварительной записи. В случае, если в дальнейшем необходима индивидуальная работа с обратившимся, то время его прихода согласовывается с сотрудником Центра, проводящим индивидуальную работу.
Сотрудник Центра выясняет причины, по которым обратившийся испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, не имеет опыта работы или утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
При первичном обращении сотрудник Центра выдает извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность в области труда и занятости молодежи. Сотрудник Центра информирует обратившегося о мероприятиях, осуществляемых органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения.
Сотрудник Центра выясняет у получателя государственной услуги, какие из возможных направлений профессиональной деятельности, видов занятости и профессий (специальностей) являются наиболее соответствующими потребностям и возможностям гражданина. Он предоставляет обратившемуся информацию о потребностях работодателей в работниках по интересующим обратившегося профессиям (специальностям); профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом на рынке труда; квалификационных требованиях, сферах экономики, в которых они используются; требованиях работодателей к кандидатурам на замещение свободных рабочих мест (вакантных должностей); условиях труда; возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; перспективах трудоустройства, в том числе в другой местности; предлагает начать поиск подходящей. Сотрудник Центра также информирует обратившегося о медицинских противопоказаниях и имеющихся ограничениях по состоянию здоровья, образованию, уровню квалификации по возможному направлению профессиональной деятельности, виду занятости и профессии (специальности), о других факторах социально-трудовой деятельности. Если обратившийся сообщает о трудностях в самостоятельном поиске работы, сотрудник Центра знакомит его с техникой, методами и способами поиска работы и помогает сформировать индивидуальный план поиска работы:
с использованием регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банки вакансий и работодателей) учреждений службы занятости населения;
с использованием средств массовой информации;
с использованием Интернет-ресурсов как общей направленности, так и предлагающих вакансии для молодежи;
путем прямого обращения к работодателям;
путем обращения в организации по содействию в трудоустройстве населения;
путем обращения к знакомым;
путем размещения или рассылки резюме;
с использованием других возможных способов.
1.6. При консультировании относительно возможной работы сотрудникам Центра следует руководствоваться принципами:
не предлагать одну и ту же работу дважды;
не предлагать работу, требующую перемены места жительства, если на это не согласен обратившийся;
не предлагать работу, условия труда которой не соответствуют требованиям охраны труда;
не предлагать работу, время выполнения которой совпадает с временем учебы обратившегося, если он является учащимся образовательного учреждения.
1.7. Сотрудник Центра может оказывать помощь обратившемуся в профессиональном самоопределении, принятии осознанного решения в выборе вида занятости, рода деятельности, профессии (специальности) или направления профессионального обучения. Если обратившийся не определился с желаемой сферой профессиональной деятельности, то сотрудник Центра может провести мероприятия по профориентации как с использованием соответствующего программно-технического комплекса и специализированного оборудования, так и в простой письменной форме (путем заполнения бланков тестов, анкет). По результатам обработки материалов тестирования (анкетирования) он знакомит обратившегося с возможными направлениями профессиональной деятельности, видами занятости и профессиями (специальностями), наиболее соответствующими личностным качествам гражданина.
1.8. Подбор гражданам варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность)), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
Сотрудник Центра может предложить обратившемуся принять участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест. Он информирует обратившегося о дате, времени и месте проведения указанного мероприятия.
Сотрудник Центра предоставляет информацию о работе временного и общественного характера.
Подбор несовершеннолетним представителям молодежи вариантов временного трудоустройства осуществляется с учетом состояния здоровья, возрастных и других индивидуальных особенностей обратившихся, пожеланий к условиям работы временного характера (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
В том случае, если после ухода обратившегося появляется подходящая вакансия, сотрудник Центра по телефону сообщает обратившемуся информацию о свободном рабочем месте (вакантной должности) и работодателе, выразившим свое согласие провести собеседование с гражданином.