Период «концессионной горячки» в железнодорожном предпринимательстве
Билет 3
Железнодорожные короли
В 60 – 70 – х годах XIX в. В пореформенной России, пережившей первый промышленный «бум», появился особый тип крупнейших предпринимателей, которых современники называли железнодорожными «королями».
Это была небольшая, но очень мощная финансовая группа дельцов, построившая целую сеть частных железных дорог и нажившая на этом многомиллионные состояния. Миллионерами железнодорожные концессионеры становились очень быстро, путем откровенного и наглого грабежа строительных капиталов, что было узаконено царским правительством. Многие из них пришли в частное железнодорожное строительство с государственной службы. Значительная часть железнодорожных дельцов были крупными винными откупщиками (В. Кокорев, Д. Бернадаки, А. Варшавский, П. Губонин и др.). Сменив свое прежнее занятие, они привнесли в железнодорожный бизнес старые нравы и привычки.
Биографии наиболее ярких железнодорожных «королей».
В первую очередь , к « королям» современники относили П.Г. фон Дервиза,С.С. Полякова и ряд других, позволяет раскрыть особые качества лидеров российских предпринимателей эпохи позднего первоначального накопления.
Поляков Самуил Соломонович (24 декабря 1837, Орша — 7 апреля 1888, Санкт-Петербург)-известный концессионер и строитель железных дорог в Российской империи, меценат.Родился в 1837 году в семье еврейского купца Соломона Лазаревича Полякова. Начал свою карьеру управляющим винокуренным заводом в имении министра почт и телеграфа графа И. М. Толстого. Впоследствии стал управляющим почтовыми станциями в том же имении. Составил себе большое состояние в период раздачи железнодорожных концессий (60-е и 70-е годы). Поляков построил дороги: Курско-Харьковскую, Харьково-Азовскую, Козлово-Воронежско-Ростовскую, Орловско-Грязскую, Фастовскую и Бендеро-Галацкую. По отзыву С. Ю. Витте, Самуил Соломонович Поляков был «наиболее прославившимся из железнодорожных тузов».
В 1867 году он основал железнодорожное училище в городе Ельце, Харькове ,учредил первое на юге России частное горное училище при Корсунской каменноугольной копи. Участвовал в создании ряда кредитных учреждений: Московский земельный банк, Донской земельный банк, Азовско-Донской банк и др. Возведённый во дворянство, он имел чин тайного советника. Участвовал в благотворительности.
Павел Григорьевич фон Дервиз (31 января 1826 — 2 июня 1881)- выходец из семьи обрусевших мелкопоместных помещиков из служилых немцев, родился 31 января 1826 г. в городе Лебедяни Тамбовской губернии. Учился в английском пансионе в Петербурге, закончил с золотой медалью училище правоведения в 1847 г. В годы Крымской войны служил в Военном ведомстве в Провиантском департаменте, что принесло ему известное состояние, а после войны перешел на службу в Комитет железных дорог, где стал доверенным лицом его председателя, М.Х. Рейтерна, вскоре назначенного министром финансов.
Период «концессионной горячки» в железнодорожном предпринимательстве.
Этот период в железнодорожном строительстве стал подлинно «золотым веком» в истории российского капитализма, получив название «концессионной горячки». Он был связан с широкой полосой железнодорожного и банковского грюндерства и спекулятивной биржевой игрой. В условиях господства феодальной "плутократии" ограниченная свобода частной инициативы неизбежно вела к самому разнузданному хищничеству на базе массового расхищения государственных средств. Железнодорожные концессионеры и связанные с ними разного рода дельцы из числа высшей чиновной бюрократии и сановной плутократии наживали в короткий срок колоссальные барыши.
В период «концессионной горячки» железнодорожным предпринимателям на длительное время была предоставлена широкая свобода и бесконтрольность во всех сферах действия при постройке и эксплуатации частных железных дорог. Казна, гарантируя доходы по железнодорожным капиталам, ежегодно терпела многомиллионные убытки, а концессионеры и акционеры частных железных дорог наживали многомиллионные барыши. К концу концессионного периода российская железнодорожная сеть возросла в 15 раз, достигнув 23 тыс. км.
В годы «концессионной горячки» в России появилась невиданная ранее мощная группа железнодорожных «королей», в руках которых находились ведущие железнодорожные магистрали, коммерческие банки и крупные предприятия тяжелой промышленности. Это были представители зарождавшейся финансовой олигархии эпохи позднего первоначального накопления, которых тогда в обществе называли "плутократами". У них на службе находилась большая армия технической интеллигенции, путейские и строительные инженеры и техники, адвокаты и журналисты, а также чиновники всех рангов, ревностно служившие своим новым хозяевам за огромные прибыли.
Государственный деятель граф С.Ю. Витте писал, что «железнодорожные короли с их огромным влиянием и с громадным состоянием пользовались громадным авторитетом благодаря своим железным дорогам и банкам». Эти «лица имели самое крупное общественное влияние, они имели влияние даже на высший класс имущественных лиц». К числу самых крупных «железнодорожных королей» граф С.Ю. Витте относил П.Г. фон Дервиза, К. фон Мекка, С.С. Полякова, П.И. Губонина, В.А. Кокорева, И.С. Блиоха, Л.Л. Кронберга. Воздействие их многомиллионных капиталов на развитие капиталистической экономики в России было неоднозначным. Начало «концессионной горячки», по мнению ряда российских историков, связано с историей учредительства в 1865 г. Общества Рязанско - Козловской железной дороги бывшим чиновником Комитета железных дорог П.Г. фон Дервизом.