Приватизация 2000-х годов
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2 курс очного отделения
специальность 080502
«Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства)»
группа 27 РГБ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Организационно – правовые формы
предпринимательства. Особенности их формирования в России»
Исполнитель:Ким Г. И.
Научный руководитель:проф. Москвитин Г. И.
Москва 2010
Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства. 6
1.1. Понятие приватизации.. 6
1.2. Методы приватизации.. 7
1.3. Итоги приватизации.. 14
1.4. Приватизация 2000-х годов. 17
Глава 2. Организационно - правовые формы предпринимательской деятельности и их особенности.. 18
2.1. Предприятие без прав юридического лица. 18
2.2. Товарищество (партнерство) 22
2.2.1. Полное товарищество. 23
2.2.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 25
2.3. Хозяйственное общество. 28
2.3.1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 29
2.3.2. Общество с дополнительной ответственностью.. 30
2.3.3. Акционерное общество. 31
2.4. Корпорации.. 34
2.4.1. Производственный кооператив (артель) 40
2.5. Государственные предприятия. 41
Глава 3. Развитие ресторанного бизнеса в российской практике. 44
3.1. История развития ресторанного бизнеса. 44
3.2. Организационно - правовая форма предприятий общественного питания на примере ресторана «Персона». 48
Заключение. 51
Список использованной литературы: 52
Введение
В условиях современной рыночной экономики весьма актуальна тема выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Наличие различных организационно-правовых форм, как показала мировая практика, является важней предпосылкой для эффективного функционирования экономики в любом государстве, в том числе и в России.
Организационно–правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием.
Существенным элементом в становлении нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы. Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства. В Гражданском кодексе РФ зафиксированы различные формы предпринимательства, каждая из которых имеет свои особенности, преимущества, недостатки и право на жизнь.
В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию сферы услуг. Растет интерес к индустрии ресторанно - гостиничного бизнеса и к услугам, предоставляемым этой областью деятельности, что привлекает все большее количество предпринимателей, основной целью которых является получение прибыли.
Целью написания курсовой работы на тему «Организационно – правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России» является тщательное, подробное изучение различных организационно-правовых форм предпринимательства, а также выявление структуры отрасли по принципу выбора той или иной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в сфере ресторанно – гостиничного бизнеса в России.
Задачи, поставленные мной в ходе написания курсовой работы, сводятся к следующим пунктам:
- сформулировать понятия организационно-правовых форм хозяйствования в России;
- определить их сущность;
- рассмотреть особенности их организации;
- выявить преимущества и недостатки каждой из форм;
- ознакомиться с организационно-правовыми формами деятельности в ресторанно – гостиничном бизнесе и в целом по России.
Объектом исследования являются организационно-правовые формы предпринимательства, предметом – особенности их формирования в России.
Структура работы следующая:
· в первой главе рассматривается приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства, итоги приватизации в России.
· во второй главе рассматриваются основные виды организационно-правовых форм предпринимательства, их достоинства и недостатки;
· в третьей главе курсовой работы описана история развития ресторанного бизнеса в российской практике, а также приведен пример организационно-правовой формы предприятий общественного питания на примере московского ресторана «Персона».
В своей работе я использовала труды известных экономистов, периодические издания, справочную литературу, нормативно-законодательные акты, а также информацию из глобальной сети Интернет.
Глава 1. Приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства
Понятие приватизации
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».
Рисунок 1.1. Понятие приватизации
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Методы приватизации
Рисунок 1.2. Методы приватизации
1. Массовая приватизация путем выдачи ваучеров.
Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Ваучерная приватизация считалась способом, порождающим наименьшее число социальных конфликтов. Возможности владельца ваучера указаны в рис. 1.3[1]:
Рисунок 1.3. Возможности владельца ваучера
Формально 40 млн. россиян стали акционерами в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов.
Однако новоявленные акционеры в подавляющем большинстве случаев не стали полноценными собственниками. Мелкие акционеры не имели, как правило, доходов от владения акциями (в условиях затяжного кризиса дивидендов быть не могло), не могли оказывать влияние на процесс принятия решений на предприятии. Зачастую вложения ваучеров не приносили никакого эффекта вследствие отсутствия вторичного рынка этих акций, многие предприятия обанкротились как вследствие макроэкономической ситуации в стране, так и вследствие неэффективности управления либо были разворованы менеджерами.
Ваучерный метод, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, не принёс ощутимых выгод государству. В 1993г. на долю ваучеров в оплате приватизируемых предприятий пришлось 54%, тогда как реальные деньги составили всего 46% суммы выкупных платежей. Общий доход от приватизации составил в 1993г. 0,5% годового объёма ВВП. Из моделей ваучерной приватизации были исключены земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России).
2. Передача или льготная продажа государственных активов приватизированных предприятий.
В период ваучерной приватизации трудовые коллективы получили возможность выбора одной из трех моделей приватизации или одного из трех вариантов льгот трудовым коллективам.
Вариант 1
Во-первых, всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия единовременно безвозмездно (т.е. бесплатно) передаются именные привилегированные (неголосующие) акции типа «А», составляющие 25 % уставного капитала, но в общей сумме не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника;
Во-вторых, обыкновенные акции до 10 % уставного капитала, но в общей сумме не более 6 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, продаются членам трудового коллектива со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки;
В-третьих, должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководитель, его заместитель, главный инженер, главный бухгалтер) предоставляется право (опцион) на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных должностных лиц в пределах до 5 % от величины уставного капитала, но не более 2000 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.
Таким образом, в общей сумме у предприятия (членов трудового коллектива) оставалось 40 % уставного капитала. Соответственно, 60 % передавалось государству.
Вариант 2
Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставляется право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 % от общей величины уставного капитала.
Вместе с тем выкуп акций должен был производиться по цене 1,7 от их номинальной стоимости (т.е. по цене выше номинала на 70 %). Льгота при данном варианте состояла в том, что трудовой коллектив получал контрольный пакет акций (51 %). Соответственно, остальная часть акций – 49 % оставалась у государства.
Вариант 3
Если какая-то группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора (срок его действия не может быть более одного года без права продления), то членам такой группы предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20 % уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивается и акции поступают в продажу в установленном порядке.
Кроме того, при данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 % величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости (т.е. по цене 70 % от номинала) и с предоставлением рассрочки.
Таким образом, при данном варианте у коллектива оставалось 40% уставного капитала, оставшаяся часть (60 %) – у государства.
Итог выбора моделей приватизации представлен на рис. 1.4.
Рисунок 1.4. Выбор моделей приватизации
Независимо от модели приватизации, акции, не выкупленные членами трудовых коллективов, оставались в фондах имущества для реализации на чековых аукционах.
Смысл в избранной схеме приватизации можно выразить двумя словами: баланс интересов. Действительно, в приватизации – в процессе предельном по остроте столкновений интересов – участвовали четыре группы субъектов:
· члены трудовых коллективов, полагающие справедливым, что фабрики принадлежат рабочим;
· администрация, директорский корпус, которые управляли предприятиями, были ближе всех к положению хозяев. Они поддерживали трудовые коллективы, т.к. были уверены, что смогут подчинить их своей воле;
· остальное население, которое не работало на предприятиях, но тоже рассчитывало на свою долю;
· новые предприниматели, которые считали, что только они являются эффективными собственниками и рано или поздно все должно достаться.
Рисунок 1.5. Столкновение интересов
Программа балансировала интересы всех четырех групп.
Члены трудовых коллективов получили вторую модель. Директора – возможность применения третьей модели, но главное – сохранение своего контроля через вторую модель плюс легальную собственную долю акций. Их потом можно было купить у работников за относительно незначительную цену вследствие неразвитости вторичного рынка акций.
Население получило ваучеры и возможность приобрести акции предприятий на них.
Предприниматели получили право купли-продажи ваучеров и акций, т.е. возможность дальнейшего перераспределения собственности в свою пользу.
Описанные модели приватизации активно применялись при массовой приватизации 1992-1994 гг. Приватизация этого периода (или точнее 2-го этапа) была завершена в середине 1994 г. В итоге этого этапа приватизации примерно 2/3 ВВП стало производиться в негосударственном секторе экономики (частные предприятия и предприятия с государственным участием).
3. Приватизация методом прямых продаж государственных предприятий.
На ваучерном этапе продаже подлежали объекты “малой приватизации” (с численностью персонала до 200 чел. и стоимостью фондов менее 1 млн. руб.). Приватизация этих объектов происходила путём продажи на конкурсах и аукционах. При продаже на аукционах право собственности на объект переходило к покупателю, предложившему в ходе торговли максимальную цену.
При организации коммерческих конкурсов потенциальный покупатель должен взять на себя обязательства по выполнению ряда условий: сохранению профиля предприятия, определённого числа рабочих мест. Право приобретения объекта принадлежало покупателю, гарантировавшему выполнение условий конкурса и предлагавшему максимальную цену.
Инвестиционным конкурс считался в том случае, когда условием приватизации являлось осуществление инвестиций в приватизируемый объект.
Для трудовых коллективов были установлены исключительно выгодные условия участия в аукционах. Трудовой коллектив получал преимущественное право на покупку, скидку в 30% продажной цены. Кроме того, коллектив должен был в течение месяца выплатить только 25% цены, а оставшиеся выплаты были беспроцентными и могли быть произведены в течение трёх лет, что в условиях высокой инфляции фактически обесценивало эти платежи. Часто выкуп производился самим предприятием. С этой целью расходовались полученные прибыли. Поэтому в руки трудовых коллективов перешло свыше 70% приватизированных предприятий розничной торговли.
Акции средних и крупных предприятий продавались на чековых аукционах. Таким способом было приватизировано около 20% акций 16,5 тыс. предприятий, реорганизованных в 1992- 1993гг. в акционерные общества открытого типа.
Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие.
Вместе с тем по эффективным ценам можно было продать лишь небольшую часть предприятий, обычно прибыльных. Большинство же крупных промышленных предприятий, как правило, нерентабельных, продавались по заниженным ценам.
4. Денационализация (реприватизация)
Рисунок 1.6. Формы денационализации
Этот метод представляет собой восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишённых имущества. Её основные формы:
· реституция (возвращение собственности прежним владельцам в натуре);
· компенсация (в форме ценных бумаг или денег).
В России, в отличие от стран центральной Европы и Балтии, данный метод приватизации ввиду продолжительности административно- командной системы практически не применялся.
Итоги приватизации
Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно, доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.
По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.
Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.
Таблица 1.1. Результаты приватизации
Результаты приватизации в России | |
Положительные | Отрицательные |
Ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности. | Не были привлечены крупные инвесторы в российскую экономику. |
Новый класс собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу. | Не оправдались надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета. |
Возник российский фондовый рынок. | Не произошло сколько-нибудь заметного повышения эффективности приватизированных предприятий. |
Созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций. | Произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу. |
Масштабное перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений. | Не сформировался “эффективный собственник”. В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определённого собственника, на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами. |
Часть собственности вообще не является результатом приватизации 90-х годов, а создана в новых экономических условиях трудом и смекалкой самих ее владельцев. Партия полагает, что эта собственность, безусловно, и бесспорно принадлежит их владельцам, которые ничего, кроме уважения, вызывать в обществе не могут.
Часть собственности была приобретена с нравственной точки зрения «некрасиво», но с полным соблюдением законов.
Предположим, что некоторый гигант индустрии был продан на аукционе.В этом случае, если результаты указанного аукциона явились следствием коррупции или иных правонарушений, виновные должны пойти под суд.
Имеется немало примеров почти открытой криминальной «приватизации» общенародной собственности, причем не только уголовниками, но и чиновниками. Все эти случаи, вне всякого сомнения, должны быть расследованы в установленном законом порядке с очевидными последствиями – собственность возвращается народу, а правонарушители идут в тюрьму.
НРПР считает свои долгом заявить: народ не поймет никаких вариантов «экономической амнистии», к которой призывают «правые силы». Общенародная собственность создавалось поистине героическими усилиями именно этого народа. А ее варварское разграбление новыми «эффективными собственниками» - это плевок в лицо простым людям.
Приватизация 2000-х годов
В 2006 году было продано только 356 пакетов акций АО, или 26% от включенных в приватизацию хозяйственных обществ, и только по 523 УПам (36% от плана). Среди крупнейших приватизационных сделок 2006 года была продажа 100% акций Международного аэропорта Сочи за 5,5 млрд. рублей и госпакета (19,8%) акций ОАО Дальневосточное морское пароходство за 3,9 миллиарда рублей. Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2006 году составили 18,26 миллиарда рублей, или 58,9% от установленного плана. Сокращение поступлений объясняется тем, что ежегодно не выполняются планы по приватизации.
Всего за период приватизации с 2000-го года государство получило доход в федеральный бюджет: в 2000г. - 83,3%, 2001г. - 89%, 2004г. - 34,8% от запланированных 58,9%), 2006г. - запланировано поступлений в размере 31 млрд. руб., а поступило 18,26 млрд.руб.
Это говорит о том, что система приватизации в России требует совершенствования, но по сравнению с 90-ми годами она усовершенствовалась, свидетельство этому вклады людей в развивающееся производство, которое становится конкурентно способным.
Итоги и опыт реализации проведения приватизации последних годов заложило основу для подготовки планирования приватизации в последующие годы, в том числе планирования приватизации на среднесрочную перспективу, которое позволит вывести приватизационный процесс как часть системы управления имуществом на качественно новый уровень.