Рекламирование товаров (услуг, работ) ремесленника
Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) дает легальные определения следующим основным терминам (статья 2):
Реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Данные определения позволяют выделить ряд признаков, характеризующих рекламу:
1) Реклама является информацией;
2) Реклама - это информация о продукции, товаре, работе или услуге; организации или гражданине; правах, охраняемых законом интересах или обязанностях организаций или граждан; средствах индивидуализации организаций или граждан, товаров; результатах интеллектуальной деятельности; конкурсах, лотереях, играх, иных игровых, рекламных и иных мероприятиях, пари; явлениях (мероприятиях) социального характера (об объекте рекламирования).
3) Реклама может распространяться в любой форме (устная, текстовая, в форме графического изображения и др.) с помощью любых средств (средств массовой информации, сети Интернет, в транспортных средствах и др.)
4) Реклама является публичной информацией, т.е. предназначена для неопределенного круга лиц. Например, предложение о товаре, которое ремесленник рассылает своим знакомым, не будет являться рекламным при условии, что в таком предложении содержится обращение к конкретному человеку. В том же случае, когда такое же предложение сделано посредством массовой электронной или почтовой рассылки, оно может признаваться рекламным, при условии, если отвечает остальным признакам рекламы;
5) Цель рекламы - привлекать внимание к объекту рекламирования, формировать или поддерживать интерес к нему и (или) способствовать продвижению на рынке.
Наличие у информации указанных признаков одновременно является необходимым для признания такой информации рекламой. Отсутствие хотя бы одного из признаков не позволяет к такой информации применять законодательство о рекламе.
Из данных определений можно сделать вывод о том, что объектом рекламирования, или рекламодателем могут являться наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями и граждане, в том числе осуществляющие ремесленную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Косвенно данный вывод подтверждает и Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.05.2011 N 97 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-ун (реклама) "Отчет о рекламной деятельности организации" и указаний по ее заполнению. Государственную статистическую отчетность по форме 1-ун (реклама) "Отчет о рекламной деятельности организации" (далее - отчет) представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, основным видом экономической деятельности которых является рекламная деятельность.
Так, в пункте 10 главы 3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-ун (реклама), утвержденных вышеуказанным постановлением, содержится информация о заполнении строки 21 формы, в которой должны быть отражены данные об исполненных (частично исполненных) договорах, заключенных, в том числе, с иным физическим лицом, осуществляющим изготовление товаров, выполняющим работы или оказывающим услуги в рамках ремесленной деятельности.
Иногда рекламные объявления граждан ошибочно не считают рекламными, поскольку у граждан нет цели извлечения постоянного дохода от такой деятельности. Это не верно, поскольку современное определение рекламы в качестве ее цели определяет формирование или поддержание интереса к товару вне зависимости от того, является ли реализация этого товара постоянной деятельностью продавца (предпринимательская деятельность) или нет[13].
Таким образом, лицо, осуществляющее ремесленную деятельность, вправе размещать рекламу изготавливаемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), либо самого себя, при условии соблюдения законодательства Республики Беларусь о рекламе.
Если рассмотреть систему общих требований к рекламе, то всю рекламу условно можно разделить на рекламу, которая допускается к распространению, и рекламу, которая не допускается. Допускается распространение рекламы при отсутствии причин для ограничения или запрета рекламы.
Остановимся вкратце на общих требованиях к рекламе, предъявляемых статьей 10 Закона о рекламе, и применимых в отношении лица, осуществляющего ремесленную деятельность:
1. Размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.
2. Реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении или в печатных изданиях, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках, рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках.
В рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.
3. На рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина.
4. Предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста.
Законодатель установил следующие ограничения:
- пункт 8 ст. 10 Закона о рекламе определяет, какого воздействия не должна оказывать реклама;
- пункт 9 ст. 10 Закона о рекламе содержит перечень информации, применение которой в рекламе не допускается;
- пунктом 10 ст. 10 Закона о рекламе установлен перечень товаров и услуг, реклама которых не может распространяться на территории Республики Беларусь;
- статья 26 Закона о рекламе содержит перечень признаков рекламы, которая является ненадлежащей и распространение которой не допускается (в свою очередь подразделяется на три вида: недобросовестная, неэтичная и недостоверная).
- и другие.