Развитие региональной конкуренции
Целью развития региональной конкуренции является содействие повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики регионов, в том числе путем создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках.
Деятельность местных исполнительных органов в рамках развития конкуренции должна быть направлена на решение главных задач по:
созданию системы, исключающей установление государственными органами административных барьеров и ограничений для перемещения товаров;
сокращению участия государственных органов в предпринимательской деятельности;
организации сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
повышению информационной прозрачности деятельности государственных органов;
развитию инфраструктуры товарных рынков в приоритетных сферах.
В целях оценки развития региональной конкуренции Агентством проводится расчет индикаторов оценки деятельности местных исполнительных органов по развитию конкуренции, которые направлены на оценку уровня поддержки и развития конкуренции в регионах.
Рейтинг рассчитан на основании данных Агентства по статистике, Комитета Таможенного контроля Министерства финансов, информации, представленной акиматами областей, г.г. Астана и Алматы, а также с использованием показателей межрегиональных инспекций и структурных подразделений Агентства.
Рейтинг охватывает показатели, отражающие поддержку акиматами развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции (динамика количества предприятий, занимающих доминирующее или монопольное положение, уровень концентрации некоторых региональных товарных рынков, количество предписаний, исполненных государственными органами по фактам нарушений антимонопольного законодательств), а также показатели, косвенно отражающие развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики региона.
Рейтинг предусматривает оценку работы акиматов по привлечению инвестиций, поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, экспортного потенциала и др.
В настоящее время по итогам 2009 года сформирован Рейтинг регионов Казахстана по уровню развития конкуренции, результаты которого показывают, что принятые местными исполнительными органами меры по развитию конкуренции еще недостаточны.
Разрабатываемые в настоящее время программы развития области, города республиканского значения, столицы на 2011-2015 годы должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры развития конкуренции (отраслевые индикаторы), учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности в регионе.
В программе должен быть представлен анализ состояния конкурентной среды на ключевых товарных рынках региона (информация о субъектах рынка, уровень конкуренции, концентрации, барьеры входа на рынок, а также факторы, препятствующие развитию конкуренции), который также отражает выводы, прогнозы, мероприятия по развитию региональной конкуренции.
Также, в целях расширения государственной конкурентной политики необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на решение следующих задач:
упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
повышение информационной прозрачности деятельности органов местного государственного управления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
сокращение прямого участия органов местного государственного управления в хозяйственной деятельности субъектов рынка.
Кроме того, о необходимом уровне развития конкуренции будет свидетельствовать деятельность акиматов по улучшению следующих показателей:
количество малых и средних активно действующих предприятий на 1 000 жителей;
уровень заработной платы в разрезе форм собственности предприятий;
выпуск продукции малыми и средними предприятиями (в динамике);
индекс предпринимательской уверенности в промышленности;
соотношение занятых в малом и среднем предпринимательстве от общего количества занятых в экономике;
соотношение региональных цен на отдельные виды важнейших товаров по зональности; методика, единицы измерения;
доля продукции и услуг, производимых новыми участниками отрасли, вошедшими на рынок в течение последних трех лет;
обеспеченность торговыми площадями на 1 000 человек;
розничный товарооборот на душу населения;
ввод в действие новых торговых объектов;
снижение уровня безработицы;
уровень жизни граждан (в номинальном и реальном выражении).
Об эффективности реализации региональной конкурентной политики будут свидетельствовать показатели уровней:
развития конкуренции (разработка информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности (публикации в СМИ, выступления по телевидению и радио); общественные мероприятия для представителей бизнеса и государственных органов по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции (в т.ч. конференции, круглые столы, семинары); сокращение количества монополистов в Реестре; количество исполняемости вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов);
сокращения административных барьеров местными исполнительными органами;
концентрации наиболее важных товарных рынков.
По-прежнему актуальны угрозы конкуренции, связанные с созданием государственных организаций и передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики.
Мировой опыт указывает на необходимость продолжения работы по отказу от функций, несвойственных государственному управлению, которые могут нанести вред нормальному развитию конкурентных отношений. Увеличение конкуренции будет способствовать либерализации некоторых общественных услуг.
Вопрос о передаче непрофильных видов деятельности государственных организаций в конкурентную среду и уменьшении государственного вмешательства в экономику был поставлен Главой государства еще в 2005 году.
Однако, количество государственных предприятий с того времени не уменьшается, а увеличивается (по сравнению с 2006 годом количество государственных предприятий увеличилось на 10 % с 4659 до 5126).
Согласование антимонопольного органа на создание и функционирование госпредприятий выдается по тем сферам деятельности, где по каким-либо причинам потребности общества не могут быть полноценно удовлетворены частными предпринимателями. Закон предусматривает исчерпывающий перечень таких сфер с целью недопущения ограничения предпринимательской активности бизнеса.
Учитывая, что на сегодняшний день в государственной собственности находятся более 5-ти тысяч государственных предприятий, данная мера позволит обеспечить поддержку и развитие частного предпринимательства в посткризисный период.
В настоящее время Законом «О государственном предприятии» предусмотрен запрет на передачу государственным предприятиям государственных контрольных и надзорных функций.
При этом, передача иных государственных функций государственным организациям осуществляется повсеместно (ведение всевозможных кадастров, баз данных и т.д.).
Создание для таких государственных организаций исключительных условий предпринимательской деятельности не дает возможности частным компаниям конкурировать с ними. Государственные организации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.
В связи с этим, назрела необходимость усиления антимонопольного контроля за государственными организациями, обеспечить возврат властных функций от всех созданных государственных организаций государству, расширение использования государственными организациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных организаций.
Развитие казахстанской экономики и возрастающая роль антимонопольного контроля и регулирования повышают значение мероприятий по адвокатированию конкуренции (возможность для конкурентного органа консультировать, влиять на проводимую Правительством экономическую и регулятивную политику и принимать в участие при ее разработке для стимулирования более конкурентной отраслевой структуры рынка, конкурентного поведения фирм и эффективности рынка).
На сегодняшний день отсутствует эффективная система информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом по вопросам защиты конкуренции (адвокатирование конкуренции).
Эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания целей и выгод конкуренции.
Следствием низкой информированности общества по вопросам конкуренции может стать рост нарушений антимонопольного законодательства.
В настоящее время отсутствует понимание общества в целом отличия функций отраслевых регуляторов от функций антимонопольного органа.
Под адвокатированием конкуренции понимается создание таких условий, прежде всего, информационных, при которых всем участникам рыночного процесса будет понятна необходимость соблюдения требований добросовестной конкуренции, эффективность конкурентных подходов, обязательность соблюдения положений законодательства.
Повышение информированности представителей органов власти, бизнеса о целях и задачах конкурентной политики, о мероприятиях, реализуемых в рамках государственной конкурентной политики, а также привлечение к работе представителей научных сообществ обеспечивают консолидацию усилий всех участников по развитию конкурентной среды на товарных рынках и созданию условий, обеспечивающих стимулирование предпринимательской деятельности.