Убийство, совершенное в состоянии аффекта. (Статья 107)

Законодатель определяет этот вид убийства как совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волне­ния. Психическое состояние виновного определяется кратко­временной, интенсивной эмоцией, связанной с инстинктивной и безусловно-рефлекторной деятельностью. Чаще всего для по­добного вида убийства характерны эмоции гнева, ненависти и отчаяния. Состояние аффекта продолжается, как правило, не­большой промежуток времени, обычно несколько минут. Силь­ное душевное волнение возникает внезапно как реакция на не­посредственный раздражитель.

Убийство в состоянии аффекта совершается непосредственно сразу после воздействия раздражающего фактора. Разрыв во вре­мени здесь отсутствует или он незначительный (например, когда виновный не сразу осознал смысл происшедшего).

В качестве основания возникновения аффекта в статье 107 УК предусмотрены: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иные противоправные или амо­ральные действия (бездействие) потерпевшего, а равно длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Насилие может быть как физическим (например, нанесение побоев), так и психическим (угрозы причинить вред здоровью, уничтожить имущество и т.д.). Издевательство может выражаться в унижении достоинства, глумлении. Тяжкое ос­корбление выражается в грубом унижении чести и достоинства личности, выраженном, как правило, в неприличной форме. В юридической литературе было высказано мнение, что тяжкое оскорбление не может быть не чем иным, как оскорблением, предусмотренным статьей 130 УК. Но диспозиция статьи 107 УК позволяет сделать вывод, что для нали­чия основания возникновения аффекта уголовной противоправ­ности тяжкого оскорбления не требуется. Оно может подпадать или не подпадать под признаки преступления, предусмотренно­го статьей 130 УК. Что касается критерия оценки степени унижения чести и достоинства, то здесь надо учитывать как объективные, так и субъективные факторы. Например, слово „фашист“ может вызвать разную реакцию у ветерана или участника войны или у представителя молодого поколения, если он принадлежит к той части, для которой нет ничего святого.

Аффект, в состоянии которого совершается убийство, может быть вызван не только неожиданным обстоятельством, преду­смотренным законом, но и длительной психотравмирующей си­туацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. В этом случае любое, порой на первый взгляд не столь значительное обстоятельство может послужить той последней каплей, которая переполнит чашу терпения и явится тем детонатором, что вызывает взрыв эмоций, который приведет к убийству.

Таким образом, признаками привилегированного обстоятельства выступают:

— внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), под влиянием которого осуществляется убийство;

— противоправное или аморальное поведение потерпевшего, вследствие которого возникает аффект у виновного.

Первый из этих признаков относится к характеристике субъективной стороны, эмоционального состояния лица, а второй — к объективной стороне и объекту (потерпевшему). Вместе с тем оба эти признака находятся в тесной причинно-следственной взаимосвязи: само по себе аффективное состояние лица в момент убийства, безотносительно к обстоятельствам его возникновения, не может влечь квалификации содеянного по статье 107. Ведь подобное состояние виновного может возникнуть как реакция на правомерное поведение потерпевшего или правомерное либо неправомерное поведение третьих лиц и т.д. Все это, однако, не приводит к существенному снижению уровня общественной опасности преступления и лица, его совершившего, а, напротив, может свидетельствовать о повышенной их опасности (когда, например, убийство осуществляется пусть и в состоянии аффекта, но как ответная реакция на выполнение потерпевшим своего общественного долга).

Рассматриваемое смягчающее санкцию обстоятельство, таким образом, предполагает ситуацию, в которой убийство представляет собой ответную реакцию на провоцирующее (виктимное) поведение потерпевшего и (в силу психических закономерностей) направлено на источник, вызвавший у виновного сильную эмоцию. Вина потерпевшего, приводящая в известной степени к потере виновным контроля над собой, — причина, обусловившая выделение в уголовном законодательстве данного привилегированного вида убийства.

Объективная сторона. Статья 107 содержит указание на два вида виктимного поведения (действия или бездействия) потерпевшего как источника возникновения аффекта у виновного:

— противоправное поведение;

— аморальное поведение.

Первый из них раскрывается непосредственно в законе путем дачи примерного перечня — насилие, издевательство, тяжкое оскорбление либо иные противоправные действия (бездействие).

Под противоправным понимается объективно неправомерное поведение независимо от того, является ли оно виновным, запрещено той или иной отраслью права (гражданского, семейного, административного, трудового, уголовного и др.). Важно лишь, чтобы оно находилось в противоречии с действующими правовыми предписаниями.

Иные противоправные деяния потерпевшего могут выражаться в вымогательстве, клевете, обмане или злоупотреблении доверием, несправедливых притеснениях по службе, упорном уклонении от возврата крупного долга и т.п. Исходить такие действия (бездействие) должны именно от потерпевшего, а не от третьих лиц (в том числе от близких родственников потерпевшего) и могут, очевидно, проявиться по отношению как к виновному, так и, в некоторых случаях, к близким ему людям.

Источником возникновения аффекта как снижающего санкцию обстоятельства статья 107 признает не только противоправное (как это было в УК 1960 г.), но и аморальное поведение потерпевшего, например супружеская измена.

Уголовный закон выделяет и еще один источник аффекта, тоже связанный с актами противоправного или аморального поведения потерпевшего — длительная психотравмирующая ситуация. Такая ситуация, по смыслу закона, возникает не мгновенно, не вдруг, а существует на момент убийства уже определенное время: обстановка постепенно накаляется в результате многократного (систематического) противоправного или аморального поведения потерпевшего (например, систематических унижений, побоев, пьянок и т.д.). Наконец, последний по времени акт поведения становится той каплей, которая переполняет чашу терпения виновного: происходит взрыв эмоций, совершается преступление как ответная реакция на поведение потерпевшего.

В свете этого особенность объективной стороны анализируемого преступления и в том, что убийство совершается только путем активного поведения — действия. Обязательными признаками являются время и обстановка. Действия виновного должны продолжаться временно столько же, сколько длился аффект. Если действия выходят за временные рамки аффекта, то убийство не может быть квалифицировано по статье 107. Что касается обстановки, то аффект должен быть вызван не любыми, а только указанными в законе причинами.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным и только внезапно возникшим умыслом. Обязательный признак состава — аффектированное состояние лица в момент убийства.

Физиологический аффект определяется в статье 107 как внезапно возникшее, сильное душевное волнение. Патологический аффект есть расстройство психики и поэтому при его наличии может идти речь о признании лица невменяемым.

Сильное душевное волнение — скоро проходящее эмоциональное состояние, возникающее под воздействием внешних раздражителей и приобретающее характер бурно протекающей вспышки. Это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, при которой на период ее течения происходит сужение сознания, человек может частично утратить способность контролировать свое поведение. Вместе с тем он все же сохраняет возможность осознавать происходящее и свое поведение, „взять себя в руки“. В силу сказанного ответственность лица за убийство не исключается, как это имеет место при патологическом аффекте (статья 21), а может наступить лишь ее смягчение. Чтобы определить, имел место патологический или физиологический аффект, назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Любое противоправное и аморальное поведение лица может вызвать ответное душевное волнение, эмоциональную реакцию близких или иных присутствующих окружающих. Закон же признает имеющим уголовно-правовое значение лишь сильное душевное волнение, к тому же возникшее внезапно, то есть, неожиданно для виновного. Последнее (внезапность) вряд ли всегда присутствует при наличии длительной психотравмирующей ситуации: лицо может предвидеть возможность — в случае дальнейшего продолжения такой ситуации — срыва в его поведении, но до определенного момента ему удается сдерживать себя, контролировать и руководить своим поведением. Но в какой-то момент происходит взрыв эмоций, совершается преступление.

Обязательным признаком субъективной стороны, таким образом, являются эмоции.

В отличие от прежнего УК статья 107 дифференцирует наказуемость данного привилегированного вида, предусмотрев в части 2 в качестве квалифицирующего обстоятельства совершенное в состоянии аффекта убийство двух или более лиц. Подобный вид убийства имеет место тогда, когда виновный лишает жизни двух или более человек. При этом надо установить, что виновный имел намерение на убийство двух или более лю­дей, то есть, существовал единый умысел. Как правило, лишение жизни потерпевших происходит одновременно, а аффект был вызван противоправным или аморальным поведением каждого из потерпевших. Деяние, описанное в частях 1 и 2 статьи 107, относится к категории преступлений средней тяжести.

Наши рекомендации