Место Выборгского района в региональной экономике
Для определения степени влияния факторов внешней среды на основные показатели социально-экономического развития Выборгского муниципального района проведена сравнительная характеристика динамики основных параметров социально-экономического развития Выборгского муниципального района и Ленинградской области в сопоставимых единицах измерения (таблица 2).
Роль экономического комплекса Выборгского муниципального района в экономике Ленинградской области отражается и в промышленном производстве и в сельскохозяйственном. В 2014 году по объему отгруженных товаров обрабатывающих производств (по крупным и средним предприятиям) Выборгский муниципальный район занял 5 место из 18 муниципальных районов. Отрыв от лидера промышленного производства – Ломоносовского муниципального района – составил в 2,5 раза. По объёму отгруженных товаров предприятиями сельскохозяйственного комплекса Выборгский муниципальный район занял 3 место из 14 муниципальных районов Ленинградской области, удельный вес производства сельскохозяйственной продукции района составил 8 %, что в 6 раз ниже показателя лидера сельхозпроизводства по Ленинградской области – Кировского муниципального района. Данные позиции Выборгский муниципальный район сохраняет на протяжении последних лет.
Нестабильная динамика роста показателя «объем отгруженных товаров собственного производства…» по Выборгскому муниципальному району приводит к уменьшению удельного веса района в общем объеме отгрузки по Ленинградской области. По виду деятельности «сельскохозяйственное производство…» удельный вес Выборгского муниципального района в Ленинградской области имеет тенденцию к снижению (от 10,6% до 7,7 % в общем объеме производства Ленинградской области).
Средний уровень заработной платы по крупным и средним предприятиям в данных видах экономической деятельности в течение 2011-2013 гг. был заметно выше среднеобластных значений – 103-164 %, однако в 2014 г. ситуация с уровнем заработных плат изменилась в худшую сторону и по большинству производств ее уровень не превышает средних по области значений. Объем инвестиций в расчете на душу населения также в разы (2,5-5 раз) меньше среднеобластного уровня.
Рисунок 1. Место Выборгского района по ряду основных экономических показателей среди районов Ленинградской области.
Таблица 2.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
ВСЕГО | СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | |||||||||||||||||||
Количество организаций | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2011 г. | Количество организаций | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2011 г. | Количество организаций | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2011 г. | ||||
Млрд. руб. | |||||||||||||||||||||
Ленинградская область | 689,9 | 798,4 | 803,0 | 964,8 | 139,8 | 28,2 | 36,6 | 40,2 | 48,0 | 170,2 | 408,8 | 474,9 | 466,5 | 599,0 | 146,5 | ||||||
Выборгский муниципальный район | 94,4 | 90,0 | 90,3 | 78,4 | 83,0 | 3,0 | 3,2 | 3,9 | 3,7 | 123,3 | 42,8 | 33,9 | 40,6 | 43,4 | 101,4 | ||||||
ВМР в % к ЛО | 12,4 | 13,7 | 11,3 | 11,2 | 8,1 | 59,4 | 10,5 | 10,6 | 8,7 | 9,7 | 7,7 | 72,4 | 8,8 | 10,5 | 7,1 | 8,7 | 7,2 | 69,2 | |||
На душу населения, тыс. руб./чел. | |||||||||||||||||||||
Ленинградская область | – | 401,4 | 460,4 | 458,6 | 546,9 | 136,2 | – | 16,4 | 21,1 | 23,0 | 27,2 | 165,8 | – | 237,9 | 273,9 | 266,4 | 339,6 | 142,7 | |||
Выборгский муниципальный район | – | 461,4 | 438,4 | 439,0 | 382,3 | 82,8 | – | 14,7 | 15,6 | 19,0 | 18,0 | 122,4 | – | 209,2 | 165,1 | 197,4 | 211,6 | 101,1 | |||
ВМР в % к ЛО | – | 114,9 | 95,2 | 95,7 | 69,9 | 60,8 | - | 89,6 | 73,9 | 82,6 | 66,2 | 73,8 | - | 87,9 | 60,3 | 74,1 | 62,3 | 70,8 | |||
Среднемесячная начисленная заработная плата работников по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), тыс.руб. | |||||||||||||||||||||
Ленинградская область | – | 17,705 | 20,54 | 33,41 | 36,23 | 204,7 | – | 21,74 | 24,87 | 27,91 | 30,23 | 139,0 | – | 30,76 | 34,42 | 38,20 | 41,82 | 136,0 | |||
Выборгский муниципальный район | – | 29,07 | 31,65 | 34,37 | 35,99 | 123,8 | – | 25,99 | 30,49 | 32,69 | 32,72 | 125,9 | – | 30,49 | 34,49 | 40,00 | 41,50 | 136,1 | |||
ВМР в % к ЛО | – | 164,2 | 154,1 | 102,8 | 99,3 | – | 119,5 | 122,6 | 117,1 | 108,2 | – | 99,1 | 100,2 | 104,7 | 99,2 | ||||||
Таблица 3.
Инвестиции в основной капитал по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
ВСЕГО | СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | |||||||||||||
Количество организаций | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2011 г. | Количество организаций | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2013 г. | Количество организаций | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2013 г. | ||
Млн. руб. | |||||||||||||||
Ленинградская область | 190272,8 | 143660,4 | 58,1 | 11979,0 | 7179,4 | 59,9 | 75004,3 | 46234,3 | 61,6 | ||||||
Выборгский муниципальный район | 12128,7 | 5269,6 | 4764,7 | 5541,6 | 45,6 | 955,0 | 685,7 | 71,8 | 8944,8 | 1993,8 | 22,3 | ||||
ВМР в % к ЛО | 5,3 | 4,9 | 2,0 | 2,5 | 3,8 | – | 11,0 | 7,9 | 9,5 | – | 4,4 | 11,9 | 4,3 | – | |
На душу населения, тыс.руб./чел. | |||||||||||||||
Ленинградская область | – | 143,9 | 148,1 | 108,7 | 81,4 | 56,6 | – | 6,8 | 4,1 | 59,5 | – | 42,8 | 26,2 | 61,2 | |
Выборгский муниципальный район | – | 59,3 | 25,7 | 23,2 | 27,0 | 45,6 | – | 4,6 | 3,3 | 71,8 | – | 43,5 | 9,7 | 22,3 | |
ВМР в % к ЛО | – | 41,2 | 17,3 | 21,3 | 33,2 | – | – | 67,6 | 80,5 | – | – | 101,6 | 37,0 | – | |
Внешние факторы развития, оказывающие влияние практически на все сферы социально-экономического развития Выборгского муниципального района:
· Наличие производственных, социальных связей с соседним субъектом РФ Санкт-Петербургом, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Выборгского муниципального района, что отражается на повышении уровня хозяйственной освоенности, инвестиционной и градостроительной активности с повышением плотности населения и интенсивности транспортных связей по мере приближения территории муниципального района к Санкт-Петербургу. Развитие социально-экономического комплекса Выборгского муниципального района неразрывно связано с развитием Санкт-Петербурга. Район входит в состав второй по численности населения в России Санкт-Петербургской агломерации. Влияние данного фактора носит комплексное влияние на развитие и хозяйственное освоение территории Выборгского муниципального района – начиная от спроса на земельные ресурсы для реализации различных проектов строительства объектов экономики, обеспечение широкого рынка потребления производимой продукции, влияния на конъюнктуру развития рынка жилья и загородного жилищного строительства и заканчивая влиянием на демографические показатели (в том числе, характер миграционных процессов, структура населения, возможности более многообразных форм использования объектов социальной инфраструктуры и получения коммерческих услуг). Агломерационный путь развития – это естественный этап урбанизации и общая мировая тенденция последних десятилетий развития современного расселения. Формирование агломераций связано с тем, что крупные города преобразуют территорию вокруг себя, оказывают непосредственное влияние на ее развитие, а малые города и сельские населенные пункты, попадая в зону их влияния, получают новые возможности развития. Мировой опыт свидетельствует:рациональной формой использования территорий является агломерация как форма взаимодействия соседних муниципалитетов, в результате которого создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, и природно-экологического каркаса.Важным этапом развития Санкт-Петербургской агломерации в северо-западном направлении стал запуск современных электропоездов типа «Ласточка», сокративших время сообщения между Петербургом и Выборгом до 1,25 ч., а также ведущаяся комплексная реконструкция федеральной автомобильной трассы «Скандинавия».
· Положительный экономический эффект на развитие и освоение территории оказывает выгодное транспортно-географическое положение территории муниципального района в системе межрегиональных транспортных связей: через муниципальный район проходят основные федеральные и региональные дороги и магистральные железнодорожные пути, входящие в состав международных транспортных коридоров «Панъевропейский транспортный коридор № 9», «Евроазиатский международный транспортный коридор «Север-Юг», «Евроазиатский международный транспортный коридор «Транссиб». Весь район представляет собой крупный транспортный узел, особо выделяются административный центр района – г. Выборг, г. Приморск и г. Высоцк. На территории Выборгского района расположен бывший военный аэродром Вещево, который рассматривается администрацией района и Правительством области в качестве потенциального грузового аэропорта, крупнейшего в Северо-Западном федеральном округе. Эти факторы оказывают решающее значение в решении размещения нового бизнеса на территории муниципального района. Положительный эффект на развитие экономической активности и инвестиционной привлекательности территории оказывает и реализация крупных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры – реконструкция трассы А-181 «Скандинавия», строительство нового участка железной дороги Лосево – Каменногорск, реконструкция существующих железнодорожных подходов к портам Приморск, Высоцк, строительство путепроводов через железные дороги. Также в соответствии с проектом «Концепции развития объектов дорожного сервиса», подготовленным Рабочей группой Росавтодора по развитию сети объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения и одобренным Минтрансом России, предполагается формирование многофункциональных сервисных комплексов на федеральных автотрассах в 50-100 километрах друг от друга, в том числе город Выборг выделен в качестве места дислокации 2-го типа многофункциональной зоны придорожного сервиса, а также 2 площадки 3-го типа выделены на трассе «Скандинавия» (к востоку от п. Лейпясуо и в окрестностях п. Балтиец). В соответствии с данной Концепцией сеть многофункциональных сервисных зон позволит не только улучшить качество придорожного сервиса, но и станет мощным импульсом для развития вокруг них частного бизнеса, что является немаловажным фактором экономического развития отдельных сельских поселений.
· За последние 5 лет структура собственных доходов бюджета изменилась в связи с изменениями в федеральном и областном законодательстве: рост поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с увеличением норматива отчислений налога на доходы физических лиц взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. На муниципальный уровень были переданы нормативы отчислений по налогу на имущество организаций и налогу на совокупный доход, отмененные с 2014 года. Данный фактор играет важную роль в формировании устойчивой экономической базы, возможности самообеспечения территории финансовыми ресурсами, что отражается в бюджетном планировании.
· Государственная политика в сфере социально-экономического развития, реализация федеральных и региональных целевых программ, государственных программ в приоритетных сферах экономики и социального развития (в том числе государственные программы в социальных сферах, кластерная политика и др.).
· Влияние механизмов развития глобализации и рыночной экономики также отражаются на общих тенденциях и уровне развития всех сфер социально-экономического развития Выборгского муниципального района, в том числе: развитие кризисных явлений в экономической сфере, международные санкции, динамика потребительского спроса и другие факторы.
§ Применение информационных технологий как в экономической и социальной сферах жизни, так и в системе управления является особенностью современного этапа социально-экономического развития и становится все шире, в т.ч. и Выборгском районе.
§ Внедрение современных кластерных подходов в планировании развития экономического потенциала, а также отсутствие общих подходов к кластерной политике.
§ Внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства как одного из ключевых механизмов реализации проектов, ориентированных на повышение качества жизни населения, в том числе в сферах здравоохранения, комплексного жилищного строительства, развитии инфраструктуры транспортного комплекса.
§ В условиях вхождения России в ВТО формирование условий для восстановления экономического роста в РФ, происходящее на фоне усиления международной конкуренции, возможно только при параллельном проведении политики обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов.
§ Практика внедрения инновационных подходов в экономике показала, что в нашей стране недостаточно просто создания площадок, программа создания технопарков в России не оправдала ожиданий, так как спрос на продукцию малых инновационных фирм со стороны крупного бизнеса оказался очень низким, что обусловлено, в первую очередь, ориентацией крупного бизнеса на рост оборота, а реализация долгоокупаемых проектов в условиях кризиса и неустойчивого развития экономики рискованна. Отсутствие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса требует поиска новых путей стимулирования повышения инновационной составляющей экономики с коммерциализацией инновационных разработок.
§ В условиях современных требований к уровню социальных услуг и производственного процесса сохраняются кадровые проблемы как по качеству трудовых ресурсов так и по их количеству.
§ Пространственное развитие муниципальных районов Ленинградской области, граничащих с Санкт-Петербургом, происходит преимущественно экстенсивными способами, что отражается, в первую очередь, на нарастании инфраструктурных и экологических ограничений. Ориентация на жителей Санкт-Петербурга и бурное развитие приграничных муниципальных районов генерирует ряд проблем их дальнейшего развития, в первую очередь связанных с неконтролируемым жилищным строительством, размывающим границы между двумя субъектами и создающим высокую нагрузку на инженерную, социальную инфраструктуры и сервисы. Высокие темпы строительства значительно превосходят темпы развития инфраструктуры, что приводит к наращиванию дефицита в площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств.
§ Сохранение проблем инфраструктурного обеспечения развития особенно для сельской местности, характеризующееся высоким уровнем износа инженерных коммуникаций, жилого фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры.
Развитие внешних факторов в перспективе определяется возможностями реализации действующих документов стратегического развития федерального, межрегионального и регионального уровня.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года одной из тенденций с начала 2000-х годов является усиление агломерационных процессов на территориях вблизи границ Санкт-Петербурга путем интенсивного строительства жилья. Область и город фактически образуют единый рынок труда, доказательством чему служит интенсивная маятниковая миграция. Почти половина населения (46%) Ленинградской области проживает в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом, и формирует Санкт-Петербургскую агломерацию. Юго-восток Выборгского района попадает в условные границы Санкт-Петербургской агломерации, в том числе Рощинское городское, Первомайское и Полянское сельские поселения отнесены к «Первому поясу агломерации» («срединные пригороды») и «Второму поясу агломерации».
Общей характеристикой данной пригородной территории являются следующие основные факторы:
· Значительная часть (около 80%) инвестиционных проектов за последние 10 лет была реализована в пределах 30 км от КАД, при этом основные центры роста области были переориентированы на рынок Санкт-Петербурга (Всеволожск, Тосно, Гатчина).
· В Выборгском районе сформированы и развиваются промышленные зоны, специализирующиеся как на обслуживании крупных транспортных (транзитных) потоков грузов, так и на производстве промышленной продукции. В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 460 от 29 декабря 2012 года «об утверждении Схемы территориального планирования Ленинградской области» на территории района указаны шесть производственных зон и площадок областного значения общей площадью более 800 га, в том числе следующие:
1) Производственная зона «Юго-восточная», площадью 379 га, свободные площадки – 275 га;
2) Производственная зона «Таммисуо», площадью 336 га, свободные площадки – 210 га;
3) Производственная площадка «Светогорская», площадью 134 га (в пограничной зоне, для совместных российско-финских производств);
4) Производственная площадка «Лесогорская», площадью 3,5 га (2 площадки);
5) Производственная зона «Светлое» (не развивается);
6) Производственная зона «Ермиловская», площадью 3 га (не развивается).
· На территории Ленинградской области активно ведется жилищное строительство (в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом), направленное, в том числе, на удовлетворение спроса со стороны жителей Санкт-Петербурга.
· Специализация сельского хозяйства также характерна для столичного региона (мясо-молочное животноводство, птицеводство, овощеводство).
Рисунок 2. Промышленные зоны регионального значения, расположенные на территории Выборгского района*.
* По данным портала map.lenoblinvest.ru на территории района выделено несколько больше инвестиционных площадок:
Рисунок 3. Инвестиционные площадки Выборгского района по данным портала map.lenoblinvest.ru.
В рамках анализа социально-экономического развития Ленинградской области значительная роль Выборгского муниципального района отмечена по следующим направлениям:
· Наибольшее количество центров туристской аттрактивности расположено в Выборгском, Гатчинском, Лодейнопольском и Приозерском муниципальных районах. Выборгский район – самый посещаемый туристами район Ленинградской области (1-е место). Это одна из наиболее популярных территорий Ленинградской области для проведения активного отдыха на природе, рекреационно-оздоровительного туризма. С другой стороны, повышенное внимание неорганизованных туристов и многочисленных отдыхающих оказывает избыточное негативное влияние на окружающую среду (несанкционированные свалки, рекреационная дигрессия и пр.)
· Роль города Выборг как каркасного населенного пункта в системе расселения и социального обслуживания населения Ленинградской области межрайонного значения. Лидером по количеству социальных объектов уже в настоящее время является Выборгский район, хотя по численности населения (204,6 тыс. человек) он занимает 3-е место после Всеволожского и Гатчинского муниципальных районов.
· В рейтинге качества жизни среди всех муниципальных районов Выборгский район занимает 3 место (1 место – Киришский район, 2 место – Гатчинский район) с общим интегральным показателем 60,05, опережая такие районы как Всеволожский, Ломоносовский, Тосненский и Приозерский.
· Выборгский муниципальный район отнесен к числу районов со средней степенью урбанизации.
· Самое большое количество ВУЗов (среди всех районов области) располагается в Выборгском районе (7 ед.);
· Выборгский район входит в пятерку районов, для которых характерно ускоренное развитие производства (Всеволожский, Тосненский, Ломоносовский, Гатчинский и Выборгский районы). Высокая динамика развития этих зон связана с приближенностью к Санкт-Петербургу, а также крупным транспортным узлам и портовым комплексам;
В соответствии с материалами «Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 29) представлена схема современного положения Ленинградской области, в которой территория Выборгского муниципального района занимает стратегическое положение между Санкт-Петербургской агломерацией и границей Европейского Союза (Финляндия) (см. рис. 4).
Рисунок 4. Границы Санкт-Петербургской агломерации и транспортно-географическое положение Выборгского района.