Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон). Отличие от хищения транспортного средства. (Статья 166)
Деяние описывается в части 1 статьи 166 с помощью указанного в скобках термина „угон“, выступающего как бы в качестве синонима понятия „завладение“. Это дает основание полагать, что рассматриваемое деяние точно так же, как и предусматривавшийся ранее в статье 212.1 УК 1960 г. угон транспортных средств, не только посягает на собственность, но и подрывает безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, которыми завладевают виновные лица (дополнительный объект).
Данная норма является актуальной по степени распространённости и общественной опасности содержащегося в ней состава преступного деяния.
Предметом выступают любые автомобили и иные транспортные средства. К последним в смысле статьи 166 не относятся суда воздушного или водного транспорта либо железнодорожный подвижной состав, угон которых квалифицируется как преступление против общественной безопасности по статье 211. Следовательно, под иными транспортными средствами в статье 166 надо понимать трактора, другие самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.
Согласно Правилам дорожного движения РФ, а также Постановлению Правительства РФ „О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ“, обязательной государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Водители этих транспортных средств должны иметь документы, подтверждающие знание ими Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. В гражданском праве названные транспортные средства называются источником повышенной опасности.
Велосипеды, мопеды и гужевые повозки (сани) могут по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иметь специальные регистрационные знаки, а их водители — документы, подтверждающие знание ими Правил дорожного движения и Основных положений.
В отношении остальных транспортных средств (верховых и вьючных животных, мокиков, самоходного механического транспорта с рабочим объемом двигателя менее (равным) 50 куб. см и конструктивной скоростью менее 50 км/ч и др.) и их водителей названных документов не требуется.
Потерпевшим может быть признано любое лицо — как собственник (владелец) транспортного средства, так и другие лица (например, сторож стоянки).
Объективная сторона рассматриваемого посягательства описана в рамках формального состава и предполагает активные действия, обозначенные в законе одновременно словами „завладение“ и „угон“. Следовательно, преступное деяние заключается в самовольном захвате транспортного средства с последующей поездкой на нем. Один факт самоуправного появления субъекта в салоне автомобиля, кабине трактора или трамвая можно трактовать как покушение на преступление (часть 3 статьи 30), от доведения которого до конца возможен добровольный отказ (статья 31). Если же не доказано намерение лица совершить поездку на захваченном транспортном средстве („я хотел только посидеть за рулем“), то такие действия вряд ли можно признать уголовно наказуемыми.
Оконченное же деяние имеет место тогда, когда субъекту удалось привести в движение захваченное транспортное средство. Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда транспортного средства с места, на котором оно находилось. Для квалификации преступления как оконченного не имеет значения расстояние удаления автомобиля или иного транспортного средства с места стоянки. Однако если лицо проникло в транспортное средство и ему не удалось отъехать на нем с места стоянки (например, не завелся двигатель), то преступление не может считаться оконченным.
Хотя последствия завладения транспортным средством и его угона не описаны в законе, они тем не менее существуют и заключаются в лишении собственника или владельца возможности какое-то время пользоваться этим транспортным средством.
В том случае, если лицо, угнавшее транспортное средство, в процессе самовольной поездки на нем нарушило правила дорожного движения и в результате причинило по неосторожности вред здоровью или жизни людей, то его действия надлежит дополнительно квалифицировать по статье 264 (нарушение правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств).
Субъективная сторона предполагает прямой умысел, который направлен на противоправное временное пользование транспортным средством без согласия собственника или иного владельца (Постановление Пленума Верховного Суда РФ „О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности“). При установлении умысла (цели) на хищение транспортного средства, а также иных признаков хищения действия виновного следует квалифицировать по статьям 158 — 162 УК. Дополнительная квалификация здесь по статье 166 УК не требуется. Не могут квалифицироваться как неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения действия лица, самовольно использовавшего его, если это лицо является штатным водителем данного транспортного средства.
Мотивы содеянного могут быть корыстными, озорными (хулиганскими) или иными, но в любом случае отсутствует цель хищения и стремление обратить угнанный автомобиль или иное транспортное средство в собственность неуправомоченных лиц.
Субъект угона транспортных средств — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В части 2 статьи 166 предусматривается ответственность за то же деяние, совершенное:
— группой лиц по предварительному сговору;
— с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
В состав группы лиц, по предварительному сговору угнавших транспортное средство, входят соисполнители, которыми следует признавать как лиц, которые производили завладение таким средством, его угон, так и лиц, которые принимали участие в поездке на угнанном транспорте, независимо от того, кто из них находился за рулем и управлял транспортным средством. Предполагается, что сговор этих лиц был достигнут до начала выполнения объективной стороны рассматриваемого деяния.
Что касается насильственного захвата транспортного средства, то применяемое при таком захвате насилие либо угроза не создают опасности для жизни или здоровья собственника (владельца) или иных граждан. Речь идет о нанесении ударов, побоях, связывании или иных насильственных действиях, которые причиняют физическую боль или ограничивают свободу потерпевшего, либо об угрозах совершения подобных действий. Таким образом, насильственный захват транспортного средства подрывает также телесную неприкосновенность граждан или их свободу (дополнительный непосредственный объект посягательства).
Часть 3 статьи 166 предусматривает особо квалифицирующие обстоятельства неправомерного завладения транспортными средствами:
— его совершение организованной группой;
— причинение особо крупного ущерба.
Такой ущерб превышает 1 млн. рублей и может быть результатом уничтожения или повреждения транспортного средства в процессе его угона либо складываться из упущенной выгоды собственника или владельца. Сама стоимость угнанного транспортного средства не может служить основанием для квалификации содеянного как угон, причинивший особо крупный ущерб. Для такой квалификации необходимо установить, что в результате неправомерного завладения транспортным средством собственнику причинен реальный, особо крупный материальный ущерб (в частности, повреждением, уничтожением автомобиля).
Наконец, в части 4 статьи 166 предполагается применение для угона транспортного средства насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы использования такого насилия. Дополнительным непосредственным объектом деяния в подобных случаях выступает здоровье собственника, владельца транспортного средства или иных граждан, способных воспрепятствовать захвату предмета посягательства. Само применяемое к этим лицам насилие заключается в причинении их здоровью тяжкого, средней тяжести или легкого вреда (статьи 111, 112 или 115). Поскольку санкция части 4 статьи 166 более строгая, то эта норма охватывает собой и указанный вред здоровью. Если же в результате подобного насилия наступила смерть человека, то содеянное по правилам о совокупности преступлений нуждается в самостоятельной квалификации по пункту „к“ части 2 статьи 105 или части 4 статьи 111. Альтернативой реального нанесения вреда здоровью в часть 4 статьи 166 признается угроза причинения такого вреда. Насилие или угроза его применения могут быть высказаны не только собственнику транспортного средства, но и любому другому лицу, попытавшемуся воспрепятствовать угону.
Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, соединенное с умышленным уничтожением или повреждением чужого имущества, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьям 166 и 167 УК.
Состав преступления, предусмотренный статьей 166 УК РФ, можно охарактеризовать как проблемный. В нем нет четкости определений, однозначного толкования ни действий, ни предмета, ни объекта, ни момента окончания данного преступления ни в теории, ни на практике.
Деяние, описанное в части 1 статьи 166, — средней тяжести, в частях 2 и 3 — тяжкое, а в части 4 — особо тяжкое.
Отличие от хищения транспортного средства.
Возникает вопрос: чем названные действия отличаются от других, которыми можно причинить вред собственнику или иному владельцу, в частности от хищений и незаконного использования имущества? Физическое завладение транспортным средством — разновидность действий, которыми совершается хищение. Просто в силу особенностей транспортного средства его изъятие и обращение в свою пользу происходит путем его передвижения. Особенность хищений — желание виновного получить возможность распорядиться изъятым по своему усмотрению в соответствии с его потребительскими свойствами до тех пор, пока его не разоблачат. Только трамвай и троллейбус нельзя изъять на таких основаниях. А весь другой транспорт чаще всего похищается путем завладения им и перемещения на нем. Редко его грузят на другой транспорт или подцепляют к нему. По сути дела, угонщик осуществляет все полномочия собственника: владеет, пользуется и распоряжается транспортным средством. Конечно, нарушаются тем самым отношения собственности.
Единственное отличие угона от хищений состоит в том, что транспортным средством завладевают временно, а корыстная цель достигается за счет пользования транспортным средством по его назначению.
Однако закон не выделил регистрируемые транспортные средства как источник повышенной опасности, не назвал действий, отличных от деяний при хищении, предложил практически недоказуемый в жизни критерий разграничения данных преступлений — хотел ли угонщик обогатиться за счет изъятого или только попользоваться транспортным средством.