Схемы соединений на РУВН и РУСН
Рис. 4.1. Блок “линия-трансформатор” |
1. Блок “линия-трансформатор” с разъединителем (рис. 4.1). Применяются на напряжении 35-330 кВ. Схема экономична, проста, но не гибка. Сущность схемы заключается в отказе от установки на стороне повышенного напряжения отключающей аппаратуры. По этой схеме выполняются тупиковые однотрансформаторные ПС.
Рис. 4.3. Блок “линия- трансформатор” |
Рис. 4.2. Блок “линия-трансформатор” |
2. Блок “линия-трансформатор” с предохранителем (рис.4.2). Применяется на напряжения до 35 кВ. Сущность схемы заключается в отказе от установки на стороне повышенного напряжения отключающей аппаратуры. Достоинство: схема экономична, проста, но не гибка. По этой схеме выполняются тупиковые однотрансформаторные ПС. Предохранитель выполняет роль защищающего и коммутационного элемента. Недостатком схемы является необходимость замены предохранителя в случае его перегорания и связанный этим перерыв электроснабжения.
3. Блок “линия-трансформатор” с отделителем и короткозамыкателем (рис. 4.3). Применяют на напряжении 35 - 220 кВ. Сущность схемы заключается в отказе от установки на стороне повышенного напряжения отключающей аппаратуры. Схема экономична, проста (хотя сложнее остальных), но не гибка. По этой схеме выполняются тупиковые однотрансформаторные ПС. Не рекомендуется использовать такую схему на коротких линия вблизи электрической станции.
Рис. 9.4. Блок “линия- трансформатор” |
4. Два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линии (рис.4.4). Схема применяется на напряжении 35-220 кВ. По этой схеме выполняются ответвительные ПС, присоединенные к линиям. Достоинство: гибкая, экономичная. Недостаток - как в предыдущей схеме.
Рис.4.5. Мостик с выключателем
5. Мостик с выключателем в перемычке и отделителями в цепях трансформаторов (рис.4.5). Применяют на напряжении 35 – 220 кВ. Схема экономична, проста, но не гибка. Отключение трансформатора затрачивает бесперебойность работы цепи линии. По этой схеме выполняются проходные ПС.
Рис. 4.6. Мостик сдвоенный |
6. Мостик сдвоенный с отделителями в цепях трансформаторов (рис.4.6). Применяют на напряжении 110 кВ. По этой схеме выполняются тупиковые и ответвительные ПС (если возникла необходимость присоединения одной дополнительной линии).
Рис. 4.7. Четырехугольник |
Рис.4.8. Расширенный четырехугольник |
7. Четырехугольник (рис.4.7). Применяют на напряжения 220 кВ и выше. Схема экономична, позволяет производить ревизию любого выключателя без нарушения работы элементов. По этой схеме выполняются проходные ПС если в линиях предусмотрена АПВ. Может использоваться при установке на ПС четырех трансформаторов и при двух питающих линиях.
8. Расширенный четырехугольник (рис. 4.8). Применяют на напряжении 220, 330 кВ. Схема экономична, позволяет производить ревизию любого выключателя без нарушения работы элементов. По этой схеме выполняются проходные ПС, при четырех линиях 220-330 кВ. и двух трансформаторов.
Рис. 4.9. Секционированная система шин |
9. Одна секционированная система шин (рис. 4.9), в которой применяется не более 10 присоединений. Используется на напряжение не выше 35 кВ. Основной недостаток: потеря генераторной мощности и части линий на все время ремонта секции сборных шин. Возможна более широкая автоматизация управления выключателями.
Рис.4.10. Секционированная система шин с обходной системой шин |
10. Одна секционированная система шин (рис.4.10) с обходной системой шин, с отделителями в цепях трансформаторов и совмещенными секционным и обходным выключателями (до шести присоединений). Применяют на напряжении 110 кВ. Позволяет производить замену линейных выключателей без отключения самой линии. Ремонт секции связан с отключением всех линий и одного трансформатора, поэтому такие схемы можно применять при парных линиях или линиях резервируемых от других ПС. Схема используется в узловых ПС.
Рис. 4.11. Секционированная система шин с обходной системой шин |
11. Одна секционированная система шин с обходной системой шин, и совмещенными секционным и обходным выключателями (рис.4.11). Применяют на напряжении 110, 220 кВ. Позволяет производить замену линейных выключателей без отключения самой линии. Ремонт секции связан с отключением всех линий и одного трансформатора, поэтому такие схемы можно применять при парных линиях или линиях резервируемых от других ПС. Схема используется в узловых ПС.
Рис. 4.12. Секционированная система шин с обходной системой шин |
12. Одна секционированная система шин с обходной системой шин, и совмещенными секционным и обходным выключателями (рис.4.12). Применяют на напряжении 110, 220 кВ.
Позволяет производить замену линейных выключателей без отключения самой линии. Ремонт секции связан с отключением всех линий и одного трансформатора, поэтому такие схемы можно применять при парных линиях или линиях резервируемых от других ПС. Схема используется в узловых ПС.
Рис. 4.13. Две рабочие системы шин с обходной системой шин |
13. Две рабочие системы шин (рис.4.13) с обходной системой шин (от семи до пятнадцати присоединений). Применяют на напряжении 110, 220 кВ. Система предусматривается когда питание некоторых потребителей или связь с системой выполнены одиночными линиями или же линии выполняются двойными, являются особо ответственными. Отказ первого выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линии. Повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ, на обоих системах шин. Большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ. Необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ. Схемы используются в узловых ПС.
Рис. 4.14. Две секционированные системы шин с обходной системой шин |
14. Две секционированные системы шин (рис.4.14) с обходной системой шин (более пятнадцати присоединений). Применяют на напряжении 110, 220 кВ. Система предусматривается когда питание некоторых потребителей или связь с системой выполнены одиночными линиями или же линии выполняются двойными, являются особо ответственными. Отказ первого выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линии. Повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ, на обоих системах шин. Большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ. Необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ. Схемы используются в узловых ПС.
Рис. 4.15. Трансформатор - шины с линией |
15. Трансформатор - шины с линией (рис.4.15). Через два выключателя (до четырех линий 330-500 кВ, и трех присоединением при 750 кВ.) Применяют на напряжении 330-750 кВ. Позволяет производить ремонт и ревизию любого выключателя без перерыва снабжения потребителя. Проста в обслуживании. Схема надежна, гибка, но имеет большее количество разъединителей, выключателей, изоляторов, более сложная конструкция РУ, что приводит к увеличению капиталовложений на сооружение ГРУ. Схема применяется в узловых ПС.
Рис. 4.16. Трансформатор - шины |
16. Трансформатор - шины (рис.4.16) с полуторным присоединением линий (до шести линий). Применяют на напряжении 330-750 кВ. При отключении одного выключателя все другие остаются в работе. Обладает высокой надежностью.
Отключение КЗ на линии с двумя выключателями приводит к общему увеличению ревизий выключателей, удорожание конструкций РУ при нечетном присоединении. Увеличение количества выключателей в схеме. Схема применяется в узловых ПС.
Рис. 4.17. Полуторная схема |
17. Полуторная схема (восемь и более присоединений). Применяют на напряжении 330-750 кВ. При отключении одного выключателя (рис. 4.17) все другие остаются в работе. Обладает высокой надежностью. Отключение КЗ на линии с двумя выключателями приводит к общему увеличению ревизий выключателей, удорожание конструкций РУ при нечетном присоединении. Увеличение количества выключателей в схеме. Снижение надежности если количество линий не соответствует числу трансформаторов. Схема применяется в узловых ПС.
Рис .4.18. Схема с двумя системами шин и с четырьмя выключателями на три цепи |
18. Схема с двумя системами шин и с четырьмя выключателями на три цепи (рис.4.18). Применяют на напряжении 330-500 кВ. Схема экономичней двух предыдущих, секционирование сборных шин требуется при пятнадцати присоединений и более, схема надежна. Конструкция ОРУ по рассмотренной схеме достаточна экономична и удобна в обслуживании.
19. Схемы многоугольников (Рис.4.19 а,б,в.). Число углов или вершин многоугольника определяется числом цепей.Притрехцепях(один трансформатор и две линии) имеет место треугольник (рис.4.19 а), при четырех цепях (два трансформатора и две линии, или один трансформатор и три линии)-четырехугольник (рис. 4.19 б) или квадрат и далее соответственно пяти (рис.4.19 в) и шестиугольники.
Фигуры более сложные не применяются, так как недостатки, свойственные схемам многоугольников, становятся особенно заметными при числе сторон многоугольника, равно пяти - шести, и тем более при дальнейшем усложнении фигур.
Достоинства: каждая цепь обслуживается двумя выключателями, маневренность, гибкость схемы. Недостатки: неизбежные значительные переделки в РУ в случае их расширения, усложнение вторичных токовых цепей.
а) б) в) Рис. 4.19. Схема многоугольников а– схема треугольника; б– схема четырехугольника; в– схема пятиугольника. |