Фурьеризм: доктрина привлекательного труда и стадий ассоциации
Яблоко Фурье.Француз Шарль Фурье (1772 — 1837), пожалуй, более, чем кто-либо другой, дал основание критикам социализма рассматривать утопизм как продукт патологического умственного склада и невротического состояния[37]. Фурье не только расписывал до смешного детали организации идеальных общин-«фаланстеров», но и изложил фантастическую и отдающую безумием «космологию» с картинами изменения климата Земли благодаря искусственному околопланетному кольцу, появления «антиакул» и «антильвов» на службе у человека и т.п.
Сын коммерсанта из города Безансона, Фурье много лет прослужил в торговых фирмах. Но не смог нажить себе крупное состояние, как Оуэн — менеджментом, а Сен-Симон — земельными спекуляциями. Не был вхож в высокие круги влиятельных лиц, и лишь настойчиво рассылал крупным политикам и банкирам свои проекты. Как торговый агент Фурье побывал в разных концах Франции, а также в Германии и Нидерландах, хорошо познал уловки торговли[38] — и обрушился на неё с резкой критикой как на одну из главных причин разобщения людей при экономическом строе, который он называл «цивилизацией», вкладывая в это понятие негативный смысл. Во время одной из деловых поездок Фурье бросилось в глаза, что цена яблока в парижском ресторане в 100 раз больше, чем в Безансоне. В этот момент Фурье вообразил, что постиг необходимость нового «социетарного» порядка, который должен заменить «цивилизацию» с её всеобщим столкновением интересов и «порождением нищеты даже изобилием». Он сравнивал своё «озарение» от вида цены на яблоко с «озарением» И. Ньютона от падения яблока лунным вечером; озарённый Ньютон открыл закон всемирного тяготения; себе Фурье приписал открытие закона «социального притяжения».
Идея привлекательного труда. Требованием закона «социального притяжения» к экономической организации общества Фурье считал максимальное вовлечение населения в совместный производительный труд, которому необходимо придать привлекательный характер, сходный с игрой. Экономические пороки цивилизации заключаются в том, что лишь 1/3 населения занята производительным трудом и, как правило, испытывает к нему отвращение; а остальные являются так или иначе «паразитами». Их Фурье разделил на три группы. Социальные паразиты — военные, сборщики налогов, половина фабрикантов, 9/10 купцов, 2/3 транспортных агентов. Домашние паразиты — прислуга, неработающие женщины и подросшие дети. Дополнительные паразиты — юристы, порождённые современным режимом с его враждой и противоречием интересов; заключённые и отверженные (нищие, воры, разбойники), требующие содержания чиновников и жандармов, равным образом непроизводительных.
Придание труду привлекательного характера Фурье думал обеспечить разнообразием — переходами от одного занятия к другому в трудовых «сеансах» в рамках производительно-потребительных ассоциаций, объединяющих по 1600—1800 человек. Эти предполагаемые ассоциации Фурье предложил назвать «фалангами» и устроить их на земельных участках в размерах около одной квадратной мили вокруг «великолепного» жилища — «фаланстера», с украшенными залами для читален и культурных мероприятий, с паропроводом и телеграфом, стеклянными галереями, зимними садами, обсерваторией и т.д.
При всей графомании Фурье его предложения содержали детали, оказавшиеся способными увлечь энтузиастов во многих странах, включая США, Испанию, Румынию.
Во-первых, Фурье предполагал, что замена строя «цивилизации» строем «гармонии» — длительный и поэтапный процесс, проходящий через промежуточные стадии «гарантизма» и «социантизма». Во-вторых, поскольку переход к устройству «фаланстеров» предполагался исключительно мирным и на средства заинтересованных богатых лиц, возникла схема распределения долей производимого продукта между трудом (5/12 ), талантом (управление и особые умения) (3/12 ) и капиталом (4/12 ), за счёт которого фаланга получает исходный фонд средств производства.
Фаланстер как производительно-потребительный кооператив.Единственной успешной апробацией идеи «фаланстера» считается эксперимент французского предпринимателя Жана-БатистаАндреГодэна(1817 — 1888). Годэн уже в молодости разбогател благодаря внедрению изобретённой им чугунной печи-«буржуйки» и основал всемирно известную фирму, производящую печи, камины и кухонные плиты. Став крупным фабрикантом-новатором, Годэн в 1859 г. на берегах реки Луары, в окрестностях бывшего замка герцогов Гизов, возвёл благоустроенный жилой комплекс для семей работников своего предприятия, включавший парк, школу, детский сад–ясли, бассейн с подогревом воды, театр и библиотеку, назвав его «Фамилистер».
Фамилистер был рассчитан на 1800 человек — рабочих заводов Годена и членов их семей, обеспечиваемых продуктами через потребительские магазины. Хотя семья и частный быт сохраняли значение, внутренние крытые дворы больших домов должны были формировать дух коллективизма, а двери в комнатах были раздвижными. Выборные комитеты заботились о материальных, воспитательных и спортивных потребностях рабочих. Изобретательный Годэн, сам переехавший в фамилистер, установил систему распределения прибылей на основе ограниченного владения акциями в пропорции: труду и капиталу — по 3/8 , таланту — 1/4 . Доли не подлежали продаже и не могли быть увеличены более чем вдвое. Годэн завещал рабочим свой капитал (свыше 3 млн франков), благодаря чему доля труда в распределяемой прибыли к 1900 г. превысила 9/10.
Хотя, вопреки скептикам, фамилистер в Гизе надолго пережил своего создателя, превратившись к концу ХХ в. в жилой комплекс частных квартировладельцев (в 2000 г. там открылся музей Годэна), он, конечно, был, весьма локальным социалистическим экспериментом. Будущность ему во многом обеспечили инженерно-предпринимательские таланты Годэна и по сути монопольная рыночная ниша в международном производстве бытовой отопительной техники. Как производительно-потребительный кооператив фамилистер стал скорее не ячейкой нового общественного строя, а примером успешного делового предприятия с развитым социальным «пакетом».
Фамилистер отразил наиболее реалистичное направление влияния идей Фурье, которое проявилось в ХХ в. в законах французских правительств о сооружении социального жилья при предприятиях — многоквартирных домов с умеренной квартплатой.
Влияние идей Фурье в России.Главным русским пропагандистом фурьеризма стал юрист по образованию, переводчик в министерстве иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский (1821 — 1866), организатор кружка «петрашевцев» в Петербурге (1845 — 1849). Хотя литература социалистического направления была в России к тому времени запрещена, петрашевцы полагали, что ввиду мирного характера фурьеризма царское правительство могло бы дать средства на устройство первого фаланстера, а если нет, стоит ради этого составить компанию на паях. Однако с развёртыванием революций в 1848 г. Европе кружок Петрашевского стал перерастать в тайное революционное общество и в 1849 г. был разгромлен жандармерией Николая I; смертный приговор 20 наиболее активным участникам был после инсценировки расстрела заменен сибирской каторгой. Был конфискован 2-й выпуск изданного под редакцией Петрашевского и написанного в основном им «Карманного словаря иностранных слов», где излагались идеи Фурье.
Видные участники кружка Ф. М. Достоевский и Н. Я. Данилевский, пережив перелом в мировоззрении, стали впоследствии наиболее влиятельными российскими критиками социализма и западной цивилизации. Напротив, высказанный на допросе Петрашевским пафос полного реформирования общественного быта ради избавления от «тяжкого, удручительного труда» был подхвачен в 1860-е гг. Н. Г. Чернышевским. Чернышевский с удовлетворением отмечал, что в курсах политической экономии «делается значительная уступка понятиям утопистов», соглашался с критикой Фурье торговых злоупотреблений и изобразил фаланстер в знаменитом «четвёртом сне Веры Павловны» своего романа «Что делать?» (1863), нарочито аляповатого по форме, но обладавшего мощным революционно-прожектёрским зарядом.
Попытка реалистического наполнения идеи Фурье о «разделении труда во времени» была предпринята в трактате «Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием и умственный труд с ручным» (1907) русским революционным деятелем князем П. А. Кропоткиным (1842 — 1921). Кропоткин пытался сочетать фурьеризм с идеями французского анархиста П.-Ж. Прудона (1809 — 1865), прославившегося книгой «Что такое собственность?» (1840) с муссированием формулы «собственность есть кража». Для положительного осуществления децентрализованного производства и потребления на принципах «анархо-коммунизма» Кропоткин предлагал перемену труда в небольших самодостаточных ассоциациях работников, усвоивших благодаря интегральному образованию общие методы разных ремёсел. Возможность такого образования Кропоткин связывал с совершенствованием показавшей свою эффективность «русской системы» технического обучения, разработанной первым директором Московского Технического Училища инженером В. К. Делла-Восом (1829—1890).