Численность и состав рабочих региона. Рабочее движение накануне и в годы первой революции в России

В конце XIX — начале XX в. в России нарастает экономический и политический кризис.

С середины 90-х гг. в стране наблюдается усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении в России.

В 1895–1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек, в 1900–1904 гг. — 905. В начале 1900-х гг. отмечен рост удельного веса стачек политических: в 1900–1902 гг. политические стачки составляли около 20 % их общего числа, в 1903–1904 гг. — уже более половины.

Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный юг.

Некоторые забастовки сопровождались вооруженными столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. — "Обуховская оборона", ноябрь 1902 г. — стачка в Ростове-на-Дону).

Особенно широкий размах приобрела всеобщая стачка на юге России в июле—августе 1903 г., в которой участвовало около 200 тыс. рабочих.

Характерной особенностью освободительного движения в России в этот период является распространение марксизма, формирование революционных партий.

Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г. В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. Целью группы "Освобождение труда" являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.

Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX — начала XX в. Подобные позиции занимали и марксистские группы и кружки в России, возникшие в 80—90-х гг. в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но все они, как и группа "Освобождение труда", не были связаны с практическим революционным движением.

С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки (1883 г. — группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. — кружок П. В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. — группа М. И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н. Е. Федосеева в Казани).

Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих. В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.

В решении этой задачи большую роль сыграл В. И. Ленин. Одним из первых шагов на пути к созданию партии было объединение разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Союз вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.

Активная деятельность петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. были арестованы руководители "Союза борьбы". Однако "Союзы борьбы", существовавшие в других крупных городах России, продолжали вести политическую агитацию и руководить борьбой пролетариата.

Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 г. На съезде присутствовали 9 делегатов от петербургского, московского, киевского, екатеринославского "Союза борьбы", группы "Рабочей газеты" и "Общееврейского рабочего союза в России и Польше" (Бунда).

Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был выпущен "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии". В «Манифесте» провозглашалась необходимость борьбы пролетариата за демократические права и свободы, а также была ясно выражена мысль о необходимости двух этапов революции — буржуазно-демократического и социалистического.

Манифест не был программой партии, в нем не были поставлены конкретные задачи. Съезд не принял и устава партии. Создание партии рабочего класса продолжало оставаться важнейшей задачей революционного движения.

Большую роль в подготовке. созыва II съезда РСДРП сыграла газета «Искра», первый номер которой вышел в 1900 г.

II съезд РСДРП, который состоялся в июле—августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне, носил по существу учредительный характер. Главной задачей его было принятие программы и устава партии.

Конечной целью социал-демократии (программа-максимум) провозглашались социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. Ближайшей политической задачей (программа-минимум) была буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. На II съезде РСДРП был принят также устав, который закреплял организационное строение партии, права и обязанности ее членов.

Численность и состав рабочих Донбасса в начале xx в.

В 1900 г. в промышленности Донбасса работало 170-175 тыс. человек, в т.ч. в ведущих отраслях — угольной, металлургической, металлообрабатывающей — 125 тыс. чел. В 1909 г. в Донбассе трудилось 128,9 тыс. шахтеров, 37,6 тыс. металлургов, 17 тыс. рабочих железнодорожного депо, 16 тыс. в других отраслях промышленности — всего около 200 тыс.человек, в 1913 г. число работающих составило около 262 тыс.чел., из них 168,4 тыс шахтеров, 54,2 тыс. металлургов, около 20 тыс. работников железнодорожного транспорта, около 19 тыс. работников других отраслей промышленности. К 1916 г. число индустриальных рабочих увеличилосьпо сравнению с 1913 г. на 414 и составило около 370 тыс. человек.

Численность рабочих Донбасса росла быстрее, чем в других районах страны: к началу первой мировой войны их было почти вдвое больше, чем в 1900 г. Донбасс превратился не только в главную угольно-металлургическую базу страны, но стал третьим по числу работающих (после Центрального и Петербургского) промышленным районом страны.

Основная масса донецких рабочих была сосредоточена на крупных промышленных предприятиях, что привело к их высокой концентрации. По степени концентрации рабочих Донецкий бассейн занимал одно из ведущих мест в России. На один металлургический завод в 1907 г. в среднем приходилось 2601 человек. Только два завода — Кадиевский и Ольховский — имели меньше тысячи рабочих. Высокой была концентрация горняков. В 1906 г. на шахты, имеющие добычу свыше 2 млн. пудов, приходилось 92,3% шахтеров.

В большинстве своем, как и ранее, кадры рабочих пополнялись за счет крестьян. Трудились также на предприятиях немало квалифицированных рабочих — выходцы из старых промышленных центров России: Москвы, Петербурга, Брянска, Сормова, Тулы и др. В промышленности бассейна шел процесс роста числа кадровых, квалифицированных и грамотных рабочих.

Технологические процессы и условия труда в характерных для Донбасса отраслях промышленности исключали широкое применение труда женщин, детей и подростков, в 1901 г. женщины составляли 0,99%, в 1913г. — 4,1 % всех шахтеров. Этот рост происходил за счет увеличения энерговооруженности труда на поверхности, в конце 1916 г. на шахтах трудилось 6,4% женщин и 9%подростков, в металлургии — соответственно 5% и 9%.

Формально в начале века в Донбассе существовал 10-часовой рабочий день, фактически он был 12-часовым в 2 смены, обычным стал сверхурочный труд. В 1900-1901 годах среднегодовая зарплата шахтера составляла 300 рублей, т.е. была выше средней по стране (203 рубля). Зарплата металлурга равнялась 375 рублям. В 1913 г. средняя зарплата рабочих России составляла 264 рубля в год, на шахтах Донбасса — 413, на металлургических заводах бассейна — 485 рублей. Номинальная заработная плата с 1901 по 1913 гг. в фабрично-заводской промышленности России в целом выросла почти на 30%, в Екатеринославской губернии — на 32%, среднегодовой заработок шахтеров увеличился на 38%, рабочих металлургических заводов — на 29%. Более высокую среднюю заработную плату, чем рабочие Донбасса, накануне первой мировой войны получали только металлисты Петербурга и рабочие службы тяги на железных дорогах.

В целом же реальный жизненный уровень рабочих Донбасса в 1900-1914 гг. возрос примерно на 10%. Женский труд оплачивался на 25%, а подростков — на 50% ниже мужского. В условиях войны, особенно с 1915 г., когда стали быстро расти цены на предметы широкого потребления, а также в результате стачечной борьбы, в 1916 г. начала увеличиваться и номинальная заработная плата рабочих. Накануне февральской революции она составила 150-230% уровня кануна войны. Однако в результате войны жизненный уровень рабочих резко ухудшился. Централизованное снабжение стало нарушаться, цены на рынке в это время возросли в 3-6 раз против довоенных.

Таким образом, средние заработки шахтеров, металлистов и железнодорожников в Донбассе росли быстрее, чем заработная плата промышленного пролетариата в целом. Это было результатом общего высокого уровня развития промышленности Юга. Тем не менее, не все группы рабочих бассейна имели доходы, достаточные для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. В основном, это были грамотные, квалифицированные рабочие.

Наши рекомендации