Факторы, влияющие на потребность в персонале
· Внешние
o Конъюнктура рынка
o Макроэкономические и политические факторы
o Трудовое и социальное законодательство
o Наличие коллективного договора (например, с профсоюзом)
o И т.п.
· Внутренние
o Переход к новым направлениям деятельность, производственным программам;
o Техническое перевооружение
o Намечаемые структурные изменения
o Социальные обязательства (наша ответственность)
o Политика по отношению к персоналу
Подходы к планированию потребности в персонале
1) От достигнутого (исходит из предположения, что до сих пор потребность в персонале определялась и удовлетворялась правильно, то есть, что имеющийся на данный момент персонал по своим качественным и количественным характеристикам точно соответствует потребностям организации. А в каком дополнительном персонале мы нуждаемся?)
· С учётом исторических данных (мы берём исторические данные о соотношении (коэффициент рабочей силы) объёмов деятельность организации и количеством сотрудников, которые этот объём обеспечивают. Причём, этот объём деятельности может выражаться в различных показателях. С помощью этого коэффициента мы и рассчитываем потребность в дополнительном персонале);
· Без учёта исторических данных (оценивается дополнительная потребность в персонале, связанная с решением новых задач). Мы корректируем экстраполяцию, осознавая, что задачи меняются во времени.
2) На нулевой основе (переоценка соответствия текущего персонала потребностям организации).
Задача-пример
Определить потребность типографии университета в персонале в связи с открытием двух новых факультетов: политологии и спортивного.
1) С учётом исторических данных: если потребности 10 факультетов удовлетворили 100 сотрудников, то нужно ещё 20! Плохо тем, что спортивному факультету реально нужно меньше печатать, чем политологическому.
2) Без учёта исторических данных: по экспертным оценкам для политологического факультета – 10 человек, а для спортивного – 5. То есть нужно нанять 15 человек.
3) На нулевой основе: сколько необходимо сотрудников для того, чтобы удовлетворить потребности 12 факультетов, с учётом роста производительности труда, внедрения новой типографской техники и т.п.?
Методы планирования
· Субъективные (экспертные);
· Объективные (формализованные, расчётные). Есть какие-то формулы, которые оценивают конкретные действия, поправочные коэффициенты и т.п.;
· Бенчмаркинг
Вопрос 3. Планирование предложения персонала
Анализ текущего состояния персонала и тенденций его развития
· Возрастная структура персонала;
· Планируемые приток и отток персонала (в которых мы практически уверены: пенсии, декрет, возвращение из декрета);
· Образовательная и квалификационная структуры персонала;
· Продуктивность работы персоналы;
· Характеристики поведения персонала;
· Реализуемые программы тренинга и развития их эффективности.
Некоторые характеристики поведения персонала
Абсентезим
Абсентеизм – невыход сотрудника работу, несогласованный заранее с организацией. Не совсем прогул.
· Вынужденный. Работник не выходит по причинам, находящимся вне его контроля. ДТП, пробка, внезапное заболевание.
· Добровольный. Проблема – мотивация, «выгорание персонала».
· «Естественная норма». Определённый уровень является неизбежным, для организации угрозы не представляет. Выход – гибкий график рабочего времени.
Выход – система премирования за отсутствия прогулов в каком-то периоде. Результативность есть, но и она не является эффективным решением.
Текучесть персонала
· Пассивная. Увольнение по инициативе администрации, неважно в какой форме это оформлено.
· Активная. Желание работника покинуть организацию.
· «Естественный уровень текучести». Уровень в 10% считается нормальным. Колебания уровня текучести могут отличаться и достигать даже 70% в зависимости от:
o Сферы бизнесы;
o Характеристики населённого пункта;
o Стадия жизненного цикла организации (всплеск на стадии бурного роста);
o Стадия жизненного цикла работника (всплеск на стадии включения).
Вопрос 4. Анализ рынка труда: основные задачи
Основные направления анализа рынка труда
1) Общая ситуация на рынке труда (показатель напряжённости – общая или по отдельным профессиональным группам – соотношение спроса и предложения на работников на рынке труда). Напряжённость на рынке труда СПб на 31.08.2008 по официальным данным – 0,42 человека на вакансию, при этом страховые агенты, кондуктора – 0,01, а бухгалтеры – 1,36. Впрочем, это данные официальные, через биржу труда.
2) «Рынок» заработных плат (кому, сколько и кто платит);
3) Мобильность рабочей силы;
4) Потенциальное предложение труда.
Основные тенденции развития рынка труда в 2007 году
Исследование АНКОР:
· Рынок кандидата;
· Повсеместный рост «зарплатных ожиданий» кандидатов;
· Постепенное сближение уровней финансового вознаграждения в Москве, СПб и регионах;
· Увеличение мобильности рабочей силы.
Итоги 2008 года
· Сокращение персонала
o Банки;
o Строительство и недвижимость;
o Ритейлеры;
o Автопроизводители;
o Некоторые металлургические компании.
· Сокращение количества вакансий