Мораль. Нравственность. Моральное сознание
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Учебное пособие
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Мораль. Нравственность. Моральное сознание
2. Этика и система ее категорий
3. Моральные ценности. Проблема сущего и должного.
4. Ценность и оценка
ВТОРАЯ ГЛАВА.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НРАВСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ТРЕТЬЯ ГЛАВА.ОТРАСЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
3.1. Этика образования: философские основания и нравственное содержание
3.2.Инженерная этика
3.3. Экологическая этика и биоэтика
3.4. Этика бизнеса
3.5. Этос науки
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие «Философско-этические основания профессиональной деятельности» содержит три части. Данное издание – первая часть пособия, отражающая основное понимания понятия профессионализм и рассматривающая такие базовые отрасли профессиональной деятельности как инженерная этика, экологическая и биоэтика. Кроме того в третьей главе изложены особенности служебного этикета. Вторая часть предположительно рассмотрит вопросы нравственного регулирования социальных отношений в целом, а также этику бизнеса, этос науки. В третьей части будет представлено рассмотрение таких отраслей профессиональной этики как этика политики, управленческая этика, педагогическая этика.
Само понятие «профессиональная этика» тесно связано с существованием профессиональных моральных кодексов (этика в прямом смысле слова есть философская наука о морали). Профессиональная этика – это кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Развитие экономики, науки, культуры побуждают в наши дни все чаще говорить о профессионализме как мериле деловых качеств специалиста, а в последнее время появились и понятия «компетентности» и «компетенции», отражающие владение человеком не только профессиональными навыками, но и наличие определенных четких жизненных ориентиров, позволяющих реализовать себя в первую очередь как личность. Вопросы, регулируемые профессиональной моралью, охватывают нравственные отношения между руководителем и подчиненным, между сотрудниками разных специальностей. Эти отношения подчиняются правилам и принципам служебной этики. Весьма глубоки последствия деятельности промышленных предприятий и научных учреждений. Поэтому так актуальны экологическая этика, этика бизнеса и инженерная этика. Именно эти проблемы поставлены в центр внимания данного учебного пособия.
Необходимым элементом социальной жизни является профессиональная деятельность, которая как следствие исторически сложившегося разделения труда крайне многообразна, регламентирована особыми кодексами поведения, правилами, нормами. «Профессиональная деятельность и нравственная сущность профессионализма» – название первой главы предлагаемого пособия, в которой рассматриваются этические принципы профессиональной деятельности, само понятие профессионализма, проблема ценностных оснований социально - экономических отношений. Этика профессионалов должна соответствовать общечеловеческим гуманистическим критериям. Отсутствие нравственной составляющей делового поведения получило название дефицита профессионализма.
Ускоренное развитие современной цивилизации и, вместе с тем, рост кризисных явлений во многих сферах жизни общества поставили на повестку дня вопросы нравственной сущности научно - технического прогресса. Анализу моральных, ценностных предпосылок в различных областях профессиональной деятельности посвящены разделы «Инженерная этика», «Экологическая и биоэтика».
Главная цель инженерной деятельности и применения инженерных знаний – конструирование, изготовление и эксплуатация техники, то есть создание новых искусственных объектов (артефактов), обладающих заданными свойствами. Современная техника перестает быть лишь средством деятельности человека, его «орудием», человеческий фактор все меньше учитывается при разработке новейших технических средств. С другой стороны, техника дает человеку возможность безраздельного господства над природой. Поэтому нравственное состояние человека, владеющего техникой, приобретает решающее значение, возникает необходимость в создании этики техники. Профессиональная и социальная ответственность инженера за последствия применения технических средств – основной постулат современной концепции инженерии, которая уже не может строиться на идее свободного использования сил, энергий и материалов природы.
В разделе «Экологическая этика и биоэтика» авторы пособия рассказывают об исторически сложившихся типах взаимоотношения общества и природы, основных этапах становления экологической этики как научной дисциплины и таких ее категориях как экологическое сознание, экологическое поведение, экологическая парадигма, экологическая память. Особое значение экологическая этика приобретает в качестве составляющей моральных кодексов людей, принадлежащих к той или иной профессиональной группе, например, химиков, технологов, врачей и т.п. Этической нормой экологического поведения можно считать экологический императив: поступай по отношению к природе так, как хотел бы, чтобы она поступала по отношению к тебе. Биоэтика, анализ которой также дается в пособии является междисциплинарным разделом философии, в разработке которого принимают участие врачи, юристы, ученые различных специальностей и священнослужители различных конфессий. Актуальные и животрепещущие для современной науки вопросы поднимаются в этом разделе Прежде всего это проблемы ценности человеческой жизни, переплетающиеся с проблемой абортов, искусственного оплодотворения, генной инженерии. Особое место уделено проблемам нового тысячелетия – эвтаназии и клонирования.
В заключении данной части пособия - глава «Служебный этикет». Этикет, в самом широком смысле, - это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Многие правила этикета шлифовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Этикет тесно связан с этикой – учением о морали. Этика вырабатывает моральные кодексы поведения, его правила и нормы. Служебный этикет определяет обязанности, нормы и правила поведения и общения в деловой обстановке. Речевой служебный этикет – это правила речевого поведения в деловом общении. В разделе «Служебный этикет» речь идет о правилах общения в деловых беседах, встречах и переговорах, о культуре деловых телефонных переговоров. Повседневный этикет делового человека – это, прежде всего культура общения, базирующаяся на четырех основных правилах, которые приняты в среде хорошо воспитанных людей: вежливость, тактичность, естественность и достоинство. Знание правил этикета, умение вести себя - одно из условий успеха в любом бизнесе, любых деловых отношениях.
При разработке курса «Философско-этические основания профессиональной деятельности» и написании предлагаемого вашему вниманию пособия авторы исходили из требований Государственного образовательного стандарта, опирались на отечественные и зарубежные издания, посвященные проблемам профессиональной этики. Каждый раздел учебно-методического пособия снабжен контрольными вопросами и списком тем для написания рефератов. Прилагается список рекомендуемой для изучения дополнительной литературы.
Первая часть данного учебного пособия подготовлена авторским коллективом в следующем составе: Е.Ю. Леонтьева, О.И. Шахалова («Введение», «Заключение»), О.И. Шахалова, («Профессия и профессионализм: философский анализ»), С.Н. Бондаренко, Ю.А. Щербаков («Инженерная этика»), Н.Л. Виноградова, Н.В. Казанова, А.В. Захаров («Экологическая этика и биоэтика»), В.Д. Бирюков («Служебный этикет»), под общей редакцией Е.Ю. Леонтьевой.
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Мораль. Нравственность. Моральное сознание
Пожалуй, трудно найти более древнюю проблему, чем проблема сущности морали и нравственных принципов, морального долга и нравственного поведения. Вне научного дискурса, в нашей повседневной жизни понятия «мораль», «нравственность», «этика» мы используем как синонимы, не придавая особого значения нюансам смысла. В рамках же теоретического анализа эти понятия, как правило, разводятся, и каждое из них приобретает собственный смысл и специфику. Так, слово «мораль» имеет латинские корни и в переводе означает «нрав», «обычай». Слово «нравственность» по сути лишь русский аналог слова «мораль», которое можно найти в различных словарях уже с 1860 года. «Этика» имеет греческие корни: Аристотель образовал понятие «этический», обозначив им определенную группу человеческих добродетелей (качеств, относящихся к характеру человека), а науку, которая изучает эти качества, назвал «этикой».
Проблема возникновения морали, нравственных принципов всегда интересовала исследователей и до сих пор остается в фокусе изучения. С точки зрения христианской религии появление морали связано с сотворением человека Богом, а ее источником считаются каменные скрижали, переданные Моисею самим Богом, на которых и были начертаны десять нравственных заповедей. Объективный идеализм связывает возникновение нравственности с развитием абсолютной идеи, а материализм - с эволюционной теорией. Например, с точки зрения марксизма источником нравственности являются экономические отношения и поэтому люди, сознательно или бессознательно черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен.
Понятие морали, безусловно, претерпевало самые различные интерпретации в процессе исторического развития. Более того, сама мораль существенно зависела от тех культурно-исторических условий, в которых происходило становление того или иного общества. В настоящее время мораль определяют трояким образом:
1. Мораль как особое, неприродное отношение между индивидами, принадлежащее миру культуры, способ нормативной регуляции действий человека в обществе;
2. Мораль – отражение уровня личностного развития, совокупность добродетелей, составляющих совершенство человека;
3. Мораль – совокупность общезначимых норм, создающих универсальную связь между людьми и существующих в форме идеальных ориентиров и эталонов поведения людей. Это регулирующий элемент практических взаимоотношений между личными и общественными интересами, средство адаптации и ориентации человека в социальной действительности.
Отношения людей друг к другу, отношения личности и общества отражает моральное сознание, которое проявляется в форме чувств, норм, категорий и принципов. Моральное сознание рассматривают, как правило, как особый способ социальной регуляции, особенность которого заключена в противоречиво - напряженном соотношении сущего и должного. В моральном сознании, как отдельно форме сознания общественного, выделяют обыденный и теоретический уровни. Первый включает нравственные чувства и социально - психологические настроения. Второй – нравственные принципы и категории, нормы и идеалы, которые и являются компонентами аппарат этики как науки.
Нравственные чувства – это чувства любви и ненависти, удовлетворенности и неудовлетворенности, восторга и негодования, благоговения и презрения, стыда и бесстыдства и др., а социально - психологические настроения – это оптимизм или пессимизм, героизм или упадничество и др. Заметим, что нравственные чувства не есть продукт биологической эволюции человека. Их содержание формируется в процессе общественного развития. Нравственные чувства, как свои, так и чужие человек осознает, оценивает и анализирует, что, как известно, может порождать как слезы радости так и горя, как возбуждение и стресс так и умиротворение. Вот почему нравственным чувствам принадлежит значительная роль в становлении нравственного потенциала личности.
Теперь рассмотрим компоненты, которые выражают эмоциональную и практическую стороны морали. Речь идет о нравственных чувствах, которые представляют собой форму непосредственного отражения бытия людей и в тоже время находятся под влиянием разума (убеждения), а через него - идеалов и требований морали. Нравственные чувства обусловлены также коллективной психикой, законами социальной психологии. С другой стороны, общественная психика закрепляется и проявляется в обычаях и нравах, которые выражают устойчивые, традиционные отношения процесса бытия людей. А обычаи и нравы - это уже практическая мораль.
Моральная норма (как составляющая обозначенного выше теоретического уровня морального сознания) это некоторое требование, предъявляемое обществом к поведению личности, или наоборот, требования личности к общественным установлениям. Норма характеризует типичное нравственное значение поступка или поведения, и представляет собой синтез оценочно-духовного и практически-конкретного в морали. Моральные воззрения той или иной общности и вытекающие из них требования согласовываются, с индивидуальным нравственным сознанием. Начало всякой моральной регуляция это моральные знания, то есть информированность индивида о существующих нормах поведения. Именно с них и начинается осознание собственного отношения к другим людям и последующий выбор своего поведения. Следующий шаг состоит в переходе от знаний к убеждению, которое непосредственно определяет волю к действию. Соответствие внешнего требования и внутреннего побуждения является условием действительно морального действия, т.е. сознательного, добровольного, свободного выполнения морального долга.
Говоря о моральном сознании, следует указать на его ярко выраженный оценочный характер, без которого мораль теряет смысл. Идеалы и моральные требования являются основой для оценки и самооценки как индивидуальных, так и коллективных поступков. Идет фактически двоякий процесс проверки: поведение как единичный факт сверяется со всеобщей общепринятой нормой - идеалом, с моральными требованиями, так как они уже одобрены общественным мнением. С другой стороны, общепринятая норма оценивается и коррелируется, как бы извне. Именно поэтому идет процесс исторической корректировки, социально-культурной трансформации ставших общепринятыми норм и идеалов.
Моральное сознание есть основание, на котором человек вырабатывает нравственный идеал, который есть представление о всеобщей норме, образце человеческого поведения и отношений между людьми. Идеал – это особый формообразующий принцип человеческой деятельности, имеющий лишь ему одному присущую природу. Идеал – это привлекающая перспектива. То к чему стремится человек, то на что он надеется и во что верит. С прагматической точки зрения идеал есть высшая цель деятельности, которая и обусловливает средства для ее достижения. Такая его особая природа часто позволяет выступать идеалу в качестве мерила или критерия жизни (идеалы религиозные или коммунистические). Различным периодам человеческой истории было присуще и различное понимание и отношение к происходящим вокруг событиям более того, разные социальные группы часто имели и имеют принципиально не совместимые представления о нравственном идеале. Последний же является оценочным суждением, но известно, что для оценки необходим прежде всего объективный критерий, выработка которого, как известно всегда представляла большую трудность.
Следует также отметить, что моральное сознание часто бывает в определенной степени идеологически ориентировано. Причина этого в том, что, люди живут, как правило, отдельными общностями, каждая из которых, находясь в конкретно - исторических связях и отношениях с другими общностями, имеет свои «кровные» интересы. Она их утверждает и отстаивает всеми доступными ей средствами. Осознанное выражение этих интересов осуществляется в идеологии, и каждая общность защищает собственные интересы.
Отметим также, что при рассмотрении морали нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять практическую и теоретическую мораль. Они существуют не как особые самостоятельные области, а как взаимосвязанные стороны, моменты нравственных отношений.
И в завершении данного параграфа обозначим принципиальную разницу между понятиями мораль и нравственность, которая сложилась к настоящему времени. Мораль - это сфера индивидуального и общественного сознания, включающая в себя чувства, нормы, правила, идеалы, которыми люди руководствуются в общении друг с другом. Нравственность - это система реальных объективированных отношений в поступках и поведении людей. Человек, осуществляющий выбор поведения, так или иначе, затрагивает интересы окружающих его людей, которые отвечают на это либо оценками, либо действиями - поступками. Во взаимоотношениях люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, фиксируемые сознанием долга, ответственности, совести. Мораль - это то сознание людей, которое определяет нравственное поведение, а нравственность - то, как они на самом деле поступают.