Функциональный подход при определении конкуренции
Определение | Автор |
«Невидимая рука» рынка, координирующая деятельность его участников | А. Смит |
Динамический процесс, ведущий к открытию нового товара (технологии), через механизм «созидательного разрушения», очищающего экономику от всего старого, ненужного | Й. Шумпетер |
Процесс, посредством которого передаются и получаются знания | Ф. Хайек |
Способ адаптации действующих на рынке субъектов к изменяющимся обстоятель- ствам | А. Шаститко |
Состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их само- стоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответству- ющем рынке | П. Завьялов |
Позитивная роль конкуренции в рыночной экономике проявляется в ряде функций,
которые она выполняет. Выделим основные.Во-первых, мировой опыт убеждает, что
конкуренция охватывает все главные сферы экономической жизни – производство, распре деление, обмен, потребление и является эффективным механизмом размещения факторов производства в местах, где их применение обеспечит наибольшую отдачу.
Во-вторых, конкуренция через механизм спроса и предложения влияет на формирова-
ние рыночной цены, обеспечивая сбалансированное соотношение между общественным
производством и общественными потребностями. Конкуренция минимизирует риск про-
изводства ненужных или слишком дорогих для потребителя продуктов.
В-третьих, конкуренция побуждает товаропроизводителей сокращать индивидуальные издержки производства, что стимулирует предпринимателей к экономии сырья,
материалов, рабочего времени и других ресурсов.
В-четвертых, конкуренция выступает в качестве ускорителя научно-технического
прогресса. В условиях рыночных отношениях и конкуренции никто и ничто не может заставить совершенствовать производство, повышать качество товара так, как это может сделать угроза банкротства фирмы, как результат ее поражения в конкурентной борьбе. Именно на основе совершенствования своей деятельности и внедрения инноваций предприниматели улучшают свои конкурентные позиции.
Таким образом, конкуренция стимулирует внедрение инноваций и способствует ускорению научно-технического прогресса.
В-пятых, конкуренция препятствует «застою» в экономике и направлена на макроэко-
номический рост.
Выполняя эти функции, конкуренциявлияет на эффективность производства, повышая его технический уровень, обеспечивая улучшение качества и расширение номенкла-
туры продукции, что в результате, отражается на экономическом росте страны.
Если с точки зрения функционального подхода конкуренция рассматривается как
неотъемлемый элемент рыночной экономики, которому присущи различные функции, то исходя из поведенческого подхода, под конкуренцией прежде всего понимается процесс,
основанный на состязательности, соперничестве хозяйствующих субъектов, что под-
тверждают ее типичные определения
Поведенческий подход при определении конкуренции
Определение | Автор |
Соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели | Г. Азоев |
Состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике | Д. Борисов |
Сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъ- ектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий резуль- тат, оттеснить конкурента | А. Кулешова |
Соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей | В. Д. Шкардун |
Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных сегментах рынка | А. Юданов |
Развитие конкуренции
Анализ ситуации
В течение 1990-х годов в Республике Казахстан было сделано многое для развития конкуренции:
принято конкурентное законодательство;
осуществлено разделение монопольных и конкурентных рынков;
проведена приватизация;
снижено административное давление.
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
Долгое время в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь, к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования.
Роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к субъектам рынка, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, предпринимательскую деятельность предприятий.
О недостаточности развития конкуренции свидетельствует ухудшение положения Казахстана в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за период с 2008 - 2009 годов и 2009 - 2010 годов по субиндексам «эффективность антимонопольной политики» (с 90 до 92 места), «интенсивность местной конкуренции» (с 97 до 101).
Анализ текущей ситуации развития конкуренции основных отраслей экономики показывает, что ряд отраслей экономики являются избыточно концентрированными (например, железнодорожная отрасль, коммуникации и связь, авиаперевозки), что говорит о сохранении в экономике страны угроз со стороны монополий (даже если поведение компаний, действующих на данных рынках, в настоящее время является конкурентным (состязательным).
Помимо этого, монополизация отдельных товарных рынков осуществляется посредством принятия законов.
Так, принятым 18 сентября 2009 года Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» монополизирован рынок подтверждения соответствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, который до принятия данного кодекса был конкурентным. Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» монополизирован рынок технического обследования зданий, сооружений и (или) их составляющих, который до принятия закона был также конкурентным. Государственные органы-разработчики законов продолжают предусматривать в отраслевых законах подобные нормы, ограничивающие конкуренцию.
Проведенные анализы товарных рынков, имевшие своей целью оценку состояния конкурентной среды на них (степени развитости конкуренции), развития товарных рынков, определение маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности, наличия или отсутствия барьеров «входа»/«выхода» на рынок для потенциальных конкурентов и меры их преодолимости, выявили ряд нормативных правовых актов, оказывающих негативное влияние на конкуренцию.
В результате анализов были выявлены сферы экономики (электроэнергетика, железнодорожный транспорт, телекоммуникации), законодательное регулирование которых необходимо совершенствовать. Анализ нормативных правовых актов в области формирования тех или иных аспектов конкурентной политики позволяет выделить несколько общих недостатков: отсутствие единства, всесторонности и последовательности государственной политики; ее декларативный характер; отсутствие конкретных задач и механизмов, обеспечивающих их реализацию.
Вместе с тем, издаваемые нормативные правовые акты должны способствовать развитию конкуренции, открывая предпринимателям новые возможности в бизнесе, улучшать экономические показатели страны посредством оптимального распределения экономических ресурсов, влияния на установление низких цен товаров и услуг высокого качества.
Доработка нормативных правовых актов основных отраслей экономики имеет важное значение, поскольку без развития конкуренции, как средства регулирования экономических отношений, не представляется возможным улучшение общего экономического благосостояния потребителей товаров и услуг.
Конкурентная политика государства должна включать в себя два основных направления.
Первое - активизация развития конкуренции на товарных рынках.
Современное состояние конкурентной политики показывает недостаточное принятие мер государственными органами в этом направлении, хотя в программных документах по развитию отраслей экономики предусматривается необходимость развития конкуренции.
Однако, на практике конкретных мер по развитию конкуренции отраслевыми государственными органами не принимается.
В целях развития конкуренции при формировании стратегических планов государственных органов необходимо предусматривать индикаторы, характеризующие развитие конкуренции в отрасли и показатели снижения уровня концентрации на соответствующих товарных рынках.
В настоящее время часть вопросов развития конкуренции на некоторых рынках будет решаться в рамках Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302.
Агентством принималось участие в разработке проекта Закона «О государственном регулировании оборота нефтепродуктов», в результате которого были даны предложения в части закрепления норм, обеспечивающих исключение посредников на рынке розничной реализации нефтепродуктов, а также введения государственного регулирования цен на рынке розничной реализации нефтепродуктов и недискриминационного доступа к инфраструктурам нефтеперерабатывающих заводов (далее - НПЗ). В настоящее время доработанный с учетом предложений Агентства проект Закона находится на рассмотрении Правительства Республики Казахстан.
Второе направление конкурентной политики - это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений (совершенствование закона о конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов рынка).
С 1 января 2009 года введены в действие законы Республики Казахстан "О конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции». Основные новшества Закона о конкуренции направлены на стимулирование роста предпринимательской активности, ограничение негативного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, совершенствование форм и методов ограничения монополистической деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции.
Целью принятого Закона о конкуренции являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.
Задачами принятых законов являются предупреждение монополистической деятельности, пресечение недобросовестной конкуренции, демонополизация отраслей экономики, обеспечение свободной конкуренции, обеспечение защиты законных прав потребителей.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Практика применения норм Закона о конкуренции уже показала, что отдельные положения Закона подлежат уточнению, корректировке и детализации.
В процессе противодействия монополистической деятельности и защиты конкуренции антимонопольный орган постоянно сталкивается с новыми проблемами по мере того, как изменяется экономическая ситуация, появляются новые формы бизнеса, предъявляются новые требования к защите прав предпринимателей.
В блоке проблем, связанных с процессуальными нормами, отмечен недостаток полномочий антимонопольного органа по расследованию дел, а также длительность процессуальных процедур по применению мер антимонопольного реагирования (требование законодательства о необходимости приложения к материалам дел помимо протоколов об административных правонарушениях, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).
Выполнение данного требования судов затягивает сроки наложения административных взысканий, приводит к излишней переписке между Агентством и правоохранительными органами. При изучении данного вопроса Верховным судом была отмечена необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство.
Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения «административного ресурса».
Конкурентная среда не защищена от установления новых административных барьеров.
Не разработаны и не применяются обязательные во многих странах процедуры предварительной оценки и всестороннего обоснования принятия нормативных актов, вводящих новые административные требования к субъектам предпринимательской деятельности.
Практика показала, что отдельные нарушения, допускаемые субъектами рынка, не подпадают под признаки нарушений, выражающихся в недобросовестной конкуренции, хотя в результате их совершения происходит ограничение конкуренции, нарушение прав потребителей.
Такие нарушения, как включение субъектами рынка, не являющимися субъектами системы государственных закупок, в квалификационные требования и технические спецификации условий, не соответствующих законодательству и ограничивающих конкуренцию, не нашли отражения в Законе о конкуренции и, соответственно к ним не могут быть применены меры антимонопольного реагирования, хотя данные нарушения в последнее время являются наиболее часто встречающимися.
В связи с этим, назрела необходимость расширить виды недобросовестной конкуренции.
Требует конкретизации понятие «субъект рынка», так как действующая редакция Закона не позволяет относить некоммерческие организации к субъектам рынка и соответственно применять в отношении них меры антимонопольного реагирования, хотя при этом имеются факты ограничения конкуренции именно некоммерческими организациями.
Необходимо определение понятия предельных пороговых значений при предоставлении согласия на получение государственной помощи субъектам рынка, оказываемой государственными органами.
В целях исключения излишнего администрирования требует совершенствования механизм правового регулирования процессуальных действий антимонопольного органа при проведении расследований.
Все больше поступает предложений от различных государственных органов о введении государственной монополии. Только в последнее время предлагалось ввести монополию на производство и реализацию алкогольной продукции, добычу золота, которой нет ни в Республике Беларусь, ни в Российской Федерации. Помимо того, что данные предложения не гармонизированы с законодательствами стран-участниц единого экономического пространства, они направлены на ограничение конкуренции в соответствующих сферах.
В связи с этим, дальнейшее развитие законодательства не должно предусматривать создание новых видов государственной монополии либо «скрытой» монополии.
На сегодняшний день правовая база, определяющая основу государственного регулирования и контроля за деятельностью, отнесенной к государственной монополии, определена Законом о конкуренции, в котором впервые дано определение понятия «государственная монополия», а также установлен единый подход в вопросах введения государственной монополии.
Реализация исключительного права осуществляется путем создания субъекта государственной монополии, которым может быть только государственное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2005 года № 304 утвержден Перечень субъектов государственной монополии и сфер, в которых данные субъекты занимают монопольное положение (16 субъектов и сфер деятельности государственной монополии).
С целью приведения норм законодательных актов в соответствие со статьей 32 Закона о конкуренции Агентством инициирована разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной монополии».
Агентство считает, что механизм законодательного запрета, обеспечивающий исключение посредников на рынке реализации газа и других рынках, является наиболее эффективным средством для устранения посредников с рынка, особенно в свете поручения Главы государства от 13 ноября 2009 года по проблеме удорожания товаров, где в частности отмечено «...разобраться с зарвавшимися спекулянтами...».
Состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.
Государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
ценового (тарифного) регулирования;
инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к услугам субъектов естественных монополий;
регулирования доступа к услугам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранения инфраструктурных ограничений для экономики в целом.
Качество конкурентной среды во многом обусловлено динамикой структурных реформ естественных монополий, в ходе которых:
выделяются конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности посредством структурных преобразований или раздельного учета по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности;
устанавливаются рыночные правила конкурентных секторов;
определяются направления повышения эффективности государственного регулирования.