Мошенничество. Понятие. Виды. Отличие от кражи, от причинения имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. (Статья 159)

Понятие и виды.

Деяние предполагает хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Таким образом, в диспозиции части 1 статьи 159 УК речь идет о двух видах мошенничества. Если предметом первого вида мошенничества (хищения) является имущество как вещь, то пред­метом второго его вида выступает право на имущество.

Рассматриваемые виды мошенничества отличаются также по объективной стороне. В одном случае формой общественно опасного действия является „хищение“, в другом — „приобрете­ние“.

Специфика этой формы хищения предопределяется сложным характером ее объекта. Посягательство на основной объект — собственность достигается в данном случае посредством нарушения свободы волеизъявления собственника или владельца, которые, будучи введены в заблуждение виновным, сами передают ему имущественные ценности, полагая, что тот имеет на них право. Таким образом, действуя, казалось бы, по собственной воле, потерпевшие ведут себя явно „без знания дела“.

Предмет посягательства при мошенничестве обладает особенностями. Им выступает чужое движимое или недвижимое имущество, а равно право на такое имущество. Право на имущество может быть выражено в различных документах, гарантирующих получение по ним тех или иных имущественных ценностей (оплаченный кассовый чек, квитанция на получение вещей в камере хранения, сберкнижка на предъявителя, кредитно-расчетная карточка) либо пользование ими (ордер на квартиру, доверенность на управление автомобилем и т.п.). Приобретение подобного документа (пластиковой карточки) независимо от того, удалось ли виновному реализовать зафиксированное в нем право, образует оконченное мошенничество.

Объективная сторона мошенничества складывается как бы из двух элементов, один из которых принято именовать завладением.

Завладение характеризует специфический вариант изъятия виновным чужого имущества, когда лица, ведающие им или охраняющие его, сами вручают этому субъекту соответствующие ценности.

Второй же элемент описан в законе альтернативно (обман или злоупотребление доверием) и обозначает способ действий виновного, с помощью которого он добивается от собственника или владельца внешне, казалось бы, добровольной передачи имущества (права на имущество).

Обман заключается в сообщении ложных сведений, в том числе и путем модификации соответствующей компьютерной информации, относительно наличия у мошенника права на то или иное имущество либо в невыполнении обязанности сообщить об отсутствии такого права. Во многих случаях такой обман выражается в использовании субъектом подложных документов. Их изготовление с целью обмана находится в реальной совокупности с актом мошенничества и требует самостоятельной квалификации.

Модельный УК государств — участников СНГ, считает хищение, совершенное путем использования компьютерной техники, самостоятельной формой хищения. По УК РФ в подобных ситуациях кроме нормы о мошенничестве требуется применять по совокупности статьей 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации).

В свою очередь, мошенничество путем злоупотребления доверием означает прежде всего принятие на себя субъектом до получения имущества или права на него обязательств имущественного свойства, являющихся условием его передачи. Вступая в договор подряда и требуя выдачи аванса, он обещает выполнить соответствующую работу; приобретая право распоряжения приватизированной квартирой престарелого хозяина, он обязуется пожизненно содержать этого гражданина; получая вещи в кредит, он объявляет о намерении произвести в срок остающиеся платежи; принимая в учрежденный им фонд сбережения граждан, он обещает им выплатить высокий доход (дивиденды). Фактически же виновный вообще не намеревается выполнять эти обязательства и, используя во зло оказанное ему собственником или владельцем доверие, обращает имущество в свою пользу или в пользу других лиц. В отличие от обмана, при злоупотреблении доверием имущество получается субъектом на внешне законных основаниях, от собственного имени, без искажения событий прошлого или настоящего, которые могли бы воспрепятствовать подобному получению. Но с точки зрения субъективной, вступая в договорные отношения с собственником (владельцем), виновный действует недобросовестно, ибо не собирается выполнять достигнутую договоренность. Если же, вступая в такие отношения, субъект прибегает к искажению истины, использует чужие или подложные документы, то он действует не путем злоупотребления доверием, а посредством обмана.

По статье 159 УК наказуемы не сами по себе обман или злоупот­ребление доверием с целью хищения, а хищение чужого имуще­ства или приобретение права на чужое имущество, способом со­вершения которых они выступают. Поэтому если обман (или злоупотребление доверием) совершен только для того, чтобы облегчить совершение хищения (то есть, он не выступает в качестве способа хищения), то последнее не может квалифицироваться как мошенничество.

Традиционно считается, что хищение в форме мошенничества окончено с момента завладения имуществом, если субъект получил возможность распорядиться им по своему усмотрению. Это правильно для случаев обмана, но при злоупотреблении доверием субъект до наступления обусловленных сроков способен изменить первоначальные намерения и выполнить ранее взятые обязательства, тем самым отказываясь от доведения преступления до конца.

Субъективная сторона. Мошенничество характеризуется прямым умыслом. Умыслом виновного лица охватывается использованный им способ мошенничества. При этом по общему правилу умысел субъекта — заранее обдуманный; внезапно возникший умысел возможен лишь в случаях пассивного обмана (например, лицо замечает ошибку кассира, выдающего излишнюю денежную сумму, но умалчивает об отсутствии основания для ее получения).

Субъект мошенничества — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В реальной практике из-за относительной сложности способов посягательства несовершеннолетние составляют лишь 1% мошенников и обычно выполняют второстепенные роли в составе преступных групп.

В части 2 статьи 159 предусматриваются квалифицирующие признаки:

— совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

— с причинением значительного ущерба гражданину.

Эти квалифицирующие обстоятельства следует понимать так же, как и в составе кражи (см. вопрос 22). Соисполнителями акта мошенничества могут быть не только непосредственные получатели имущества, но и те лица, которые по сговору с получателями вводили в заблуждение собственника или владельца.

В части 3 статьи 159 фиксируется ответственность за мошенничество при особо квалифицирующих обстоятельствах, которыми признаются:

— совершение преступления с использованием своего служебного положения;

— в крупном размере.

Использование своего служебного положения, очевидно, предполагает в соответствующих случаях квалификацию его действий на основе правил об идеальной совокупности также по статье 201 или 285.

В части 4 названы два признака, еще более усиливающие наказуемость, — совершение преступления:

— организованной группой;

— в особо крупном размере.

Эти признаки понимаются так же, как и в части 4 статьи 158.

В практике как мошенничество квалифицируются: получение обманным путем из кассы предприятия зарплаты за другое лицо; незаконное получение надбавки за выслугу лет путем подделки документов; получение денег из сберегательной кассы по утерян­ному или подложному аккредитиву; сбыт под видом денег поме­щенных в печати рисунков с изображением образцов денежных знаков, которые ввиду их грубой и примитивной подделки не могли попасть в обращение и были рассчитаны на обман от­дельных граждан; продажа гражданам поддельных лотерейных билетов, на которые якобы пал крупный выигрыш; сбыт изго­товленных „под золото“ фальшивых монет дореволюционной чеканки; обманное получение средств путем заключения сделок на производство каких-либо работ без намерения их выполнять. Кроме того, в последние годы особое распространение по­лучило мошенничество с использованием пластиковых платеж­ных средств, векселей.

Деяние, описанное в части 1 статьи 159, относится к преступлениям небольшой тяжести, в части 2 — средней тяжести, а в части 3 и 4 — к тяжким.

Отличие от кражи, от причинения имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием.

В отличие от кражи, предметом мошенничества может выступать не только имущество, но и оформленное документально право на имущество.

Мошенничество аналогично по способу с причинением имущественного ущерба путём обмана и злоупотребления доверием, но последнее преступление не содержит признаки хищения (изъятие имущества), и в этом его главное отличие от мошенничества.

Наши рекомендации