Претензионный порядок урегулирования спора

В случае ненадлежащего исполнения одной из сторон договора принятых на себя обязательств другая сторона в силу ст. 11 ГК РФ имеет право на судебную защиту своих нарушенных прав и законных интересов. Прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением, истец вправе во всех случаях принять меры к досудебному урегулированию спора. Как правило, досудебное урегулирование спора осуществляется путем направления претензии противоположной стороне.

В некоторых случаях претензионный либо иной досудебный порядок урегулирования спора является для истца обязательным. Как следует из содержания п. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 132 ГПК РФ досудебный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом либо договором.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или ГК РФ. Это правило распространяется на перевозку грузов любым видом транспорта.

Обратите внимание: в случае несоблюдения истцом при подаче иска досудебного порядка урегулирования спора в вышеперечисленных случаях суд общей юрисдикции обязан возвратить исковое заявление, а арбитражный суд - оставить иск без движения и предложить истцу устранить допущенное нарушение в определенный судом срок, в противном случае исковое заявление подлежит возврату. Если после принятия иска к производству суд установит, что обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не соблюден, он обязан оставить заявленный иск без рассмотрения

Претензия может быть направлена контрагенту и в случаях, когда досудебное урегулирование спора не является обязательным. Нередко бывает целесообразно предложить противоположной стороне урегулировать разногласия до обращения в суд. Во-первых, в случае добровольного удовлетворения контрагентом заявленных требований это может сэкономить время и затраты, связанные с долговременной и трудоемкой судебной процедурой, во-вторых, при получении ответа появится возможность с учетом доводов стороны по договору определить судебную перспективу спора.

Поскольку утвержденной формы претензии не существует, она оформляется в произвольной обязательно письменной форме с соблюдением правил делопроизводства, то есть на бланке, за подписью руководителя организации, с указанием даты и исходящего номера. В претензии, как правило, указывается обязательство, по которому возник спор, нарушение, допущенное контрагентом, какие нормы права нарушены, а также заявляется требование об устранении допущенных нарушений. Если требование имеет стоимостное выражение, указывается его стоимость.

В претензии целесообразно указать срок, в течение которого предлагается дать ответ на нее (такой срок не может быть меньше, чем предусмотрено законом или договором), и предупредить контрагента о последствиях отказа в удовлетворении претензии, либо оставлении ее без ответа, то есть о своем намерении передавать неразрешенный в добровольном порядке спор в судебные органы. К претензии могут быть приложены копии документов, обосновывающих заявленные требования. Копии уже имеющихся у противоположной стороны документов прикладывать не обязательно. При необходимости к претензии может быть приложен расчет суммы заявленных требований, либо акт сверки взаимных расчетов. Такой акт может быть направлен контрагенту в качестве приложения к претензии либо отдельно от нее. В случае подписания акта обеими сторонами такой документ может служить доказательством в суде (ст. 64 АПК РФ).

Претензия может быть направлена заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручена контрагенту под роспись.

Квитанции об отсылке заказного почтового отправления, уведомление о вручении или экземпляр претензии с отметкой контрагента о вручении и будут являться доказательствами соблюдения претензионного порядка урегулирования спора.

Как и сама претензия, ответ на нее подлежит отправлению заявителю любым способом, который бы обеспечивал его фиксированное отправление, либо вручается под расписку.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения ответа на претензию в установленный срок заявитель может предъявить иск в арбитражный суд.

При подаче в суд искового заявления в случае неполучения ответа на претензию представляются доказательства ее направления контрагенту.

Обратите внимание: если виновная сторона письменно признает заявленные требования, но добровольно их не удовлетворяет, арбитражным судом по ходатайству истца дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 АПК РФ.

если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, то есть в случае обязательного досудебного урегулирования спора, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Наши рекомендации