Классификация малых предприятий
Развитие малого предпринимательства в России показало, что большая часть созданных малых предприятий занимается торгово-закупочной деятельностью, оказанием услуг населению как конечному потребителю благ, а также осваивает производственную сферу.
Основное направление - розничная торговля. Для осуществления такого рода деятельности не требуются большие вложения денежных средств, поскольку, как отмечают исследователи, в нашем регионе развиты доверительные отношения в связи с насыщенностью рынка товарами одной и той же группы. Под доверительными отношениями понимается передача товара на реализацию в сторонние торговые точки. Такие отношения являются эффективными в случае заключения соглашения о периодических сверках остатков товаров собственника на торговых точках. Малым торговым предприятиям сложно работать по всему своему ассортименту товаров в отношениях купли-продажи.
В качестве второго направления можно назвать сферу услуг. Этот вид деятельности интересен малому предприятию в том случае, если оно не требует использования больших площадей (парикмахерские, обувные мастерские). В этом случае малый бизнес имеет большие преимущества по сравнению с крупными организациями в связи с большими административными и накладными расходами последнего. Характерно также использование труда высококвалифицированных работников (ювелирные мастерские, реставрационные работы).
Производственная деятельность является на данном этапе самой молодой, но наиболее быстро развивающейся. Это направление деятельности определил для себя малый бизнес. Для малого бизнеса она характеризуется своей узкой направленностью в связи с малыми производственными мощностями. Продуктами этой деятельности в редких случаях являются товары, которые поступают на рынок потребителей, скорее, это производство полуфабрикатов для дальнейшей их доработки. Конечный продукт, поступающий на рынок конечных потребителей, произведенный малым бизнесом, является либо технически несложным, либо в малом количестве представленным на рынке, но трудоемким с использованием способностей и ручного труда квалифицированных сотрудников. Для этого вида деятельности свойственна общая тенденция потери качества при увеличении объема выпуска изделий.
Малые предприятия можно разделить также на три основные группы в зависимости от способа финансирования их деятельности:
· предприятия, финансируемые за счет собственных средств владельцев организаций; этот подход возможен при осуществлении деятельности, не связанной с большой трудоемкостью производственного процесса; чаще всего такого рода предприятия можно наблюдать в сфере услуг;
· предприятия, осуществляющие активную кредитную политику; в настоящее время проводится сразу несколько программ кредитными организациями РФ в сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития. Эти узконаправленные программы имеют своей целью поддержание малого бизнеса; под самый малый процент на срок до 3 лет малое предприятие может получить средства на приобретение основных и оборотных средств;
· предприятия, осуществляемые поиск партнеров для реализации предпринимательской идеи; в данной группе предприятиям свойственно иметь высокий потенциал за счет открытия и реализации новых перспективных идей, связанных с инновациями, последними новинками научно-технического прогресса.
Немаловажным является региональный принцип разделения малых предприятий:
· предприятия, функционирующие в одном регион; они осуществляют либо замкнутый круг услуг, необходимый для функционирования крупного бизнеса, либо имеют частый характер, удовлетворяя интересы отдельного сегмента потребительского рынка (парикмахерские, прачечные);
· предприятия, осуществляющие свою деятельность в отдельных регионах; условия их работы обусловлены условиями их деятельности, так, предприятия, предоставляющие услуги по перевозке грузов, осуществляют поиск партнеров не только в своем регионе, но и в регионах, с которыми постоянно приходиться сотрудничать. Например, груз, перевозимый на автотранспорте малого предприятия, идет из Санкт-Петербурга в Москву. Естественно, оказывающему эту услугу предприятию интересно, чтобы машина шла загруженной и в обратном направлении.
Любому действующему малому предприятию, осуществляющему конкретное направление деятельности, представляется несколько путей развития. Эти направления характерны для разного рода деятельности, поэтому можно говорить о разделении малых предприятий по видам и порядку поставленных задач для развития:
· предприятия, в ходе развития которых происходит их переход из разряда малого бизнеса в крупный. Это связано с постоянным ростом мощностей по производству товара или услуги;
· предприятия, разрастающиеся по горизонтальному принципу. В этом случае происходит освоение новых сопряженных с прежней деятельностью областей хозяйствования в разрезе одной отрасли;
· предприятия, развитие которых происходит через преумножение действующих единиц. Это наблюдается на примере умножения количества коммерческих точек у одного хозяина, в то время как имеется альтернатива открытия одного торгового центра.
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает малое предприятие на рынке, принято различать следующие предприятия:
· коммутанты;
· патиенты;
· эксплеренты.
Коммутантная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием, научно-техническими заделами или особыми познаниями в специальной области. Данная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а не редко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Коммутанты - малые предприятия этой группы, которые, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных организаций и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Патиентная стратегия - стратегия, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. Смысл этой стратегии состоит не просто в специализации, но в сосредоточении усилий на пользующейся именно ограниченным спросом продукции. Это вызвано, в первую очередь, стремлением уклонится от прямой конкуренции с ведущими корпорациями.
Патиенты - малые предприятия этой группы, которые специализируются на выпуске готовой продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они независимы, иногда могут составить острую конкуренцию крупным предприятиям благодаря высокому качеству продукта.
Эксплерентная стратегия - конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений. Эксплеренты, малые предприятия этой группы, так называемые рисковые фирмы и инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
Создание и функционирование рисковых фирм часто связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, разработкой и реализацией инкубаторных программ. Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Если в 1970-х и в начале 1980-х годов новые компании на Западе создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм. Способ действия "материнских" компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем до 80% новой фирмы (остальное - в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая фирма может числиться как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от ее деятельности в начальном периоде развития могут вноситься в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100% прибылей фирмы-новичка, т.к. она не принадлежит ей полностью. Некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники - основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене. По истечении нескольких лет материнская компания - держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определенные доходы от прироста капитала. Довольно многие высокотехнологичные российские организации строят свою стратегию выживания на основе инкубаторных программ и представляют собой фирмы-инкубаторы. Фирмы-инкубаторы сдают в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебные помещения и предоставляют им на льготных условиях ряд услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.
Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.
Бесприбыльные - они самые многочисленные, создаются, как правило, при поддержке местных органов власти. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов обычно на 15-50 ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.
Ориентированные на получение прибыли - это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически воспользовался.
Филиалы высших учебных заведений - они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.
Организована работа таких фирм следующим образом. Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательско-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения.
Другой тип рискофирмы - венчурные фирмы, представляющие собой организации, создаваемые для реализации проекта, связанного со значительным риском.
Создание венчурной фирмы происходит следующим образом. Группа людей, располагающих оригинальной идеей, но не имеющих средств для ее осуществления, вступает в контакт с инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника: консалтинговое предприятие, которое должно быть компетентно не только в научно-технической сфере деятельности, но и в области производства и реализации продукции. Как соучредитель будущей рискофирмы консалтинговое предприятие обеспечивает частичное финансирование проекта и руководит рядом направлений деятельности в течение 3-7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства.
По оценке экономистов, в 15% случаев рисковый капитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм делают весьма скромную прибыль; но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства. Например, доходы фондов рискового капитала в США в среднем в 10-20 раз превышают сумму вложенного капитала.
3. Место малых предпринимательских структур в современной социально-экономической среде
Так же как и в других развитых странах роль малого и среднего бизнеса в экономике России достаточна велика. На фоне общего спада производства и бедственного положения многих крупных отечественных предприятий в начале 90-х годов ХХ века развитие малого бизнеса спасло страну от массовой безработицы и показало возможности, каким образом за счет малых форм хозяйствования обеспечить экономическую самостоятельность значительной части населения.
Малый бизнес выполняет свою, четко определенную экономическую и социальную роль.
Экономическая роль:
1) создание новых рабочих мест;
2) внедрение новых товаров и услуг;
3) удовлетворение нужд крупных корпораций;
4) демонополизация экономики, развитие конкуренции;
5) приватизация и создание гибких производственных структур разнообразных форм собственности, развитие хозяйственной инициативы;
6) обеспечение специализированными товарами и услугами.
Социальная роль:
1) амортизатор негативных процессов на рынке труда, поскольку приводит к массовому созданию рабочих мест, ослаблению безработицы;
2) способствует образованию дополнительных доходов семьи и повышению уровня жизни собственников;
3) поставляет товары и услуги на местный рынок.
Экономическая роль малого бизнеса возрастает в связи с тем, что в последние годы экономика развитых стран переходит от так называемой «индустриальной» экономики к «сервисной» экономике, в которой главным фактором, определяющим успех, является способность удовлетворять запросам потребителей. Стратегия ориентации на потребителя означает, что последний находится в центре внимания предприятия, которое стремится как можно лучше понять тенденции развития предпочтений клиентов.
Дальнейшее развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социально-экономических проблем, связанных с:
созданием условий для обеспечения политической стабильности в обществе; формированием рациональной структуры экономики;
образованием среднего класса; смягчением безработицы;
ростом доходной части бюджетов всех уровней и другие.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, практически не меняется, хотя продолжается дальнейшая сегментация рынков (становится больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг).
Из общего количества субъектов малого предпринимательства наибольшую долю (44,9%) составляют предприятия торговли и общественного питания. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. В промышленности насчитывается 15,3% малых и средних предприятий, в строительстве столько же (15,3%), в науке и научном обслуживании – 4,2%, в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 4,1%, в транспорте – 2,4%, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 0,6%, в связи – 0,5%, в других отраслях экономики – 12,7%.
Возрос профессионализм многих предпринимателей и менеджеров малых предприятий. Существенно выросло качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же самое можно сказать и о сфере услуг в крупных городах.тОднако чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на «грани» либо переходящих в сферу теневой экономики. С позиций региональных и местных органов власти субъекты малого и среднего бизнеса рассматриваются в следующих аспектах:
· как производители продукции, удовлетворяющей платежеспособный спрос со стороны различных слоев населения и в определенной степени влияющей на качество жизни населения;
· как исполнители государственного (регионального) и муниципального заказов;
· как источник финансирования муниципальных программ (в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и штрафов);
· как инвесторы, участвующие в реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов, создании организаций смешанных форм собственности, проведении благотворительных акций и т.п.);
· как работодатели, создающие рабочие места, в т.ч. для инвалидов, матерей-одиночек и других представителей социально незащищенных слоев населения;
· как участники решения острых социально-бытовых проблем населения, в том числе в вопросах выплаты зарплаты, создания и содержания собственной социальной инфраструктуры и др.;
· как потребители ресурсов (природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);
· как потенциальные источники экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории.
Таким образом, социально-экономическая роль малого и среднего бизнеса заключается, прежде всего, в возможностях занятости трудоспособного населения, более низкой стоимости создания нового рабочего места по сравнению с крупным бизнесом, особой роли в инновационном развитии экономики.
Кроме того, преобладание крупного бизнеса в России привело к снижению конкуренции и неравному распределению доходов. На этом фоне малый бизнес является важной силой, которая обеспечивает занятость, активизирует состязательность, использует незанятые крупным бизнесом ниши на различных рынках (внешних и внутренних), приводит к техническому совершенствованию. Все это вместе взятое стимулирует экономическое развитие. Как отмечают исследователи малого бизнеса, «...малые предприятия обладают большей восприимчивостью к техническим новинкам, чем крупные производственные структуры ... структурные изменения, технологический прогресс в малом предпринимательстве как минимум в полтора раза эффективнее … стоимость создания рабочих мест в 1,5-2 раза дешевле, чем в любой другой сфере экономики».
Однако, обладая определенными преимуществами, малый бизнес является очень зависимым от общеэкономической ситуации и крупного бизнеса. Именно поэтому и необходимо принимать меры по его государственной поддержке.
При принятии решения о государственной поддержке малого бизнеса определяющее влияние на принятие решения, в первую очередь, оказывают социально-политические мотивы, а не просто экономическая эффективность. Но, что следует отметить, государственная поддержка не спасает от неустойчивости состояния малого предпринимательства. Даже в условиях развитой рыночной экономики малый и средний бизнес, как правило, с большими потерями проходит периоды экономических и финансовых кризисов, многие предприятия оказываются банкротами. При этом в некоторых ведущих странах уровень банкротства малых предприятий используется для оценки степени стабильности экономики.
Следует отметить, что при всей значимости малого и среднего бизнеса в решении проблем, с которыми сталкивается современная Россия, его роль в экономики страны не следует преувеличивать.
Несмотря на мнение, усиленно пропагандируемое представителями экономического блока в Правительстве РФ, что возрождение России будет происходить в первую очередь за счет развития малого бизнеса (малого частного предпринимательства), который трактуется ни много, ни мало как «... единственная альтернатива массовой стихии корысти, зависти и разрушения, нарастающей в стране», крупные промышленные предприятия незаменимы в обеспечении экономического роста.
Отметим, что центром экономического роста, начиная с последней четверти XIX века, и по сегодняшний день во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие, как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электротехника, электроника. В этих отраслях экономическое развитие определяют сравнительно небольшое число мощных компаний.
Это характерно и для нашей страны. В России также небольшое число крупных предприятий сохраняют ведущие позиции. По данным статистики в России в конце 90-х годов XXI века насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых было занято порядка 15 млн. человек. До 30 млн. человек занималось индивидуальным предпринимательством. Однако, в целом доля малых предприятий в ВВП остается незначительной (например, в США она составляет более 50%, в России - около 10%). При этом заметен явный перекос российского малого бизнеса в сторону торговли. На сегодняшнее время в малом и среднем бизнесе сконцентрировано не более 3% стоимости основных фондов, объем их работ достиг предела за счет экстенсивного развития, предприятия заняли все привлекательные для них экономические ниши.
Таким образом, дальнейшее развитие малого бизнеса в России возможно только вслед за крупным бизнесом, как локомотивом промышленного развития. Сам по себе или взамен крупного бизнеса малый и средний бизнес двинуть экономику вперед не может. Это основная причина, по которой поддержка малого бизнеса в России в отрыве от промышленного развития страны будет неэффективной. В числе других причин - опора на крупный бизнес. Как только крупный бизнес теряет свои объемы, малые предприятия не могут заменить крупные фирмы.
Все выше изложенное необходимо учитывать при организации и реализации государственной поддержки малого предпринимательства.
4. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России
Поддержка касается разных аспектов предпринимательской деятельности и осуществляется по следующим направлениям:
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства (МП) государственных финансовых, материально - технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий, консультирование, обучение кадров, введение налоговых льгот;
· установление упрощенного порядка регистрации субъектов МП, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МП, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Форм поддержки, за которыми предприниматель может непосредственно обратиться в организации, специально для этого предназначенные, несколько:
· финансово-кредитная поддержка;
· имущественная поддержка;
· обучение, консалтинг;
· информационная поддержка;
· участие в выполнении заказов для государственных и муниципальных служб;
· интегральная поддержка.
1. Финансово-кредитная поддержка. Любой предприниматель испытывает нехватку финансовых средств. Даже если денег хватает на текущий бизнес, всегда стоит задача роста бизнеса. Мечта любого нормального малого предпринимателя заключается в том, чтобы превратить свой малый (может быть даже мелкий) бизнес в средний, а потом и крупный. Для этого нужны идеи и деньги. С деньгами почти всегда трудно. Даже при наличии прекрасной коммерческой идеи не просто привлечь финансовые средства. У малого предпринимателя нет капитала, а в качестве залога за кредит он может предоставить только собственное, как правило, не очень крупное имущество. При этом его риск чрезвычайно велик - ведь он рискует вовсе не возможностью лишний раз съездить на Канарские острова, а минимально необходимым личным благополучием и, что на порядок серьезнее, благополучием своей семьи. Его социальный статус требует особых, льготных условий получения кредитов. И такие условия создает система поддержки МП.
Законодательно закреплено, что кредитование субъектов МП осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств уполномоченной организации поддержки МП. При этом возможна компенсация кредитным организациям полностью или частично недополученных ими доходов при кредитовании субъектов МП на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующими организациями поддержки МП.
Финансово-кредитная поддержка обычно осуществляется под интересный, перспективный проект (бизнес-план) МП в форме непосредственной выдачи льготных кредитов. Возможны и субсидии (пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам), если их предоставление не противоречит налоговому или бюджетному кодексу РФ. Важным направлением финансовой поддержки является выдача гарантий под банковские кредиты. К финансово-кредитной поддержке относится и содействие развитию обществ взаимного кредитования субъектов МП. Такие общества создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. По Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ» их непосредственной льготой является право не размещать (в отличие от банков) обязательные резервы в Центральном банке РФ. Они могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации. Они сами определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи. Но при этом они не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ. Понятно, что в обществах взаимного кредитования малый предприниматель может получить кредит по ставке, ниже банковского.
К финансово-кредитной поддержке относится также страхование субъектов МП на льготных условиях. По Федеральному закону «О государственной поддержке МП РФ» страховые организации, осуществляющие страхование субъектов МП, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
Уполномоченные организации поддержки МП вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов МП.
Расходы субъектов малого предпринимательства на страхование принадлежащего им имущества могут быть полностью или частично возмещены из средств фондов поддержки МП. Более того, субъекты малого предпринимательства вправе создавать хозяйственные товарищества и общества с целью страховой защиты принадлежащего им имущества - общества взаимного страхования субъектов МП. Учредителями (участниками) обществ взаимного страхования субъектов МП могут быть также фонды поддержки МП и другие правомочные физические и юридические лица с суммарной величиной их вкладов в уставный (складочный) капитал общества, не превышающий 49 %.
Заметим, что страхование - это форма защиты, а значит и экономии собственных средств. Стоимость разбившегося автомобиля ниже цены металлолома. Страховка же позволяет быстро заменить такой автомобиль новым. Льготное страхование позволяет малым предпринимателям максимально экономить средства, а, добившись экономии, пускать эти средства на развитие своего дела и на личный доход.
К финансовой поддержке относятся и налоговые льготы малому бизнесу. Ситуация с указанными льготами меняется достаточно динамично. Всё в действующих в данный момент налоговых льготах для субъектов МП легко выяснить в вашей налоговой инспекции.
К особой форме финансово-кредитной поддержки относится передача оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг). По существу лизинг - это форма аренды средств производства и товаров потребления. Объект лизинга либо приобретается лизинговой компанией у производителя машин и оборудования и затем сдается внаем или аренду либо непосредственно арендуется каким-либо производителем. Объектами лизинга могут быть потребительские товары, средства производства и средства обеспечения. Возможен лизинг недвижимости (зданий, целых промышленных установок и т. п.). При лизинге возможно финансирование с привлечением средств со стороны путем кредитов. Льготный лизинг позволяет малому предпринимателю экономить свои деньги и поэтому обычно относится к форме финансово-кредитной поддержки. В то же время он связан со льготным предоставлением имущества субъектам МП и в этом смысле может быть отнесен и к общей имущественной поддержке предпринимательства.
2. Имущественная поддержка. В федеральном законодательстве определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в создании и организации деятельности субъектов МП, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем все это может осуществляться на льготных для субъектов МП условиях.
3. Обучение, консалтинг. В той же мере, в какой малым предпринимателям объективно не хватает времени и сил на самостоятельный поиск необходимой для их бизнеса информации, им не хватает сил, времени и финансовых возможностей для повышения собственной квалификации в бизнесе, в обеспечении повышения квалификации своих наемных работников. В федеральном и московском законодательствах говорится, что государственные и муниципальные органы обязаны обеспечивать развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МП. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для МП, пользуются льготами. Обучение в таких учреждениях и организациях может проходить персонал субъектов МП, начинающие предприниматели и государственные служащие, отвечающие за поддержку, развитие и регулирование деятельности субъектов МП. В последние годы появилось немало центров по обучению различным сторонам предпринимательской деятельности. Организовано предпринимательское обучение через Интернет. Льготное, а часто и бесплатное качественное целевое обучение - вот смысл этой формы поддержки. То же самое можно сказать и о консультировании. Существует множество консультационных фирм, готовых оказывать самые различные услуги предпринимателям. Маркетинг; менеджмент; правовое консультирование; вопросы налогообложения, аудита и бухгалтерского учета; внешнеэкономическая деятельность и т. п. - все это области разветвленного рынка консультационных услуг. Другое дело, что большинство из предлагаемых услуг для малого предпринимателя оказывается недоступными по причине дороговизны. Так, в известных фирмах оплата за час консультаций превышает 100$. Для компенсации данной дороговизны действует специальная система консультационных центров для МП. Помимо льгот они выделяются еще и более углубленным знанием проблем и специфики МП. Более того, они берут на себя (на льготных условиях) заботы по сопровождению бизнеса, в частности, по ведению бухгалтерии и прочей отчетности, по поиску каналов сбыта продукции и т. п. К консультационно-учебной поддержке можно отнести и проведение регулярных семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам ведения бизнеса. Стоимость участия в такого рода мероприятиях, организуемых обычными учебно-консультационными центрами, нередко превышает 150-200$. Для малых предприятий организуются специальные льготные или даже бесплатные высококачественные семинары и конференции как направление поддержки. Либо компенсируется часть цены семинаров, конференций, организуемых обычными учебно-консультационными центрами.
4. Информационное обеспечение. Создание и развитие своего бизнеса требует плодотворной «дебютной» идеи на тему о том, чем заниматься и как заниматься. Такая идея не может родиться на пустом месте. Начать можно с простого - поспрашивать у друзей и знакомых об интересующих вас вопросах. Но для того, чтобы вникнуть в суть дела, все же необходима более обширная информация - необходимо знать ситуацию на рынках сбыта, новые направления в технологиях производства и оказания услуг, ситуацию с конкурентами и т.д. Предприниматели должны постоянно искать надежных партнеров по бизнесу, источники финансирования; подыскивать работников для выполнения заказов; следить за изменениями в законодательстве и нормативных документах и т. п. У малых предпринимателей не так уж много времени на изучение различной необходимой им литературы, на посещение библиотек, на поиск новинок в сфере их бизнеса. Да и силы, как известно, не безграничны. Компенсировать нехватку времени и сил призвана система информационной поддержки МП.
Ко всему этому следует добавить, что для МП в Интернете организованы порталы деловой информации, включающие в себя большое число сайтов по различным аспектам ведения бизнеса, подбора партнеров, поиска инвестиций, подбора кадров, налаживания связей и т. д. Часть материалов этих сайтов оперативно выпускаются на компакт-дисках специально для малых предпринимателей, не имеющих собственного выхода в Интернет. Кроме того, организованы специальные телевизионные передачи с информацией для предпринимателей.
5. Участие в выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с федеральным законодательством предусматривается резервирование для субъектов МП определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, могут размещать у субъектов МП не менее 15 % от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами МП.