Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. (Статьи 264, 268)
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264).
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к статье 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороны деяние, предусмотренное частью 1 статьи 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания, отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла, неисправность звукового сигнала, отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства, и др.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. „О безопасности дорожного движения“ запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. „О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения“ в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу статьи 264 речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.
Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Управляющим транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспортным средством, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.
Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 264, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (часть 2 статьи 264).
Содеянное в таких случаях расценивается как преступление средней тяжести.
Содеянное квалифицируется по части 3 статьи 264, если деяние повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление расценивается как тяжкое.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268).
Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасную работу различных видов транспорта. Дополнительный объект — здоровье человека, а по части 2 и части 3 статьи 268 УК — жизнь человека.
С объективной стороны это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков выражается в нарушении пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Такое нарушение, например, может заключаться в неразрешенном вхождении пассажира в кабину пилотов самолета и вмешательстве в управление им во время взлета или посадки, во вмешательстве в действия капитана речного или морского судна при швартовке к причалу, в переходе пешеходом перекрестка улицы на красный сигнал светофора, если это повлекло необходимость экстренного торможения автомобиля или выезд его на тротуар, остановочную площадку, на которых находились пострадавшие в результате этого люди.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 268, является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. По смыслу статьи 268 речь идет о причинении такого вреда не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а другим участникам дорожного движения. Наступившее последствие должно быть в причинной связи с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Это преступление считается оконченным с момента наступления указанных в части 1 статьи 268 последствий.
С субъективной стороны нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, характеризуется неосторожной виной при наличии легкомыслия или небрежности.
Субъектом этого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме лиц, указанных в статье 263 и 264.
Подпадающее под признаки части 1 статьи 268 деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти человека в результате нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Содеянное в этом случае квалифицируется по части 2 статьи 268 и расценивается как преступление средней тяжести.
Особо квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц (часть 3 статьи 268). Содеянное при таком квалифицирующем признаке признается тяжким преступлением.