Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Отграничение от убийства. Применение насилия в отношении представителя власти. (Статьи 317 — 318)
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317).
Преступление, предусмотренное статьей 317, похоже на другое — предусмотренное статьей 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование). У них одинаковая объективная сторона (убийство или покушение на убийство). Различия заключаются в том, против кого и в связи с чем совершены эти действия.
Основным непосредственным объектом преступления является порядок управления. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступает жизнь указанных лиц, их близких, а также законная деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности,.
В статье 317 в качестве потерпевших указаны сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, их близкие.
Перечень должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов приводится в статье 2 Федерального закона „О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов“. К ним отнесены: прокуроры, следователи, лица, производящие дознание и осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции, государственной охраны, контрольных органов Президента РФ и глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов охотничьего надзора, рыбоохраны, лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора и некоторые другие. Потерпевшими признаются также близкие представителя власти.
Военнослужащими являются лица, находящиеся на военной службе, независимо от оснований ее несения (по призыву, контракту), званий (офицеры, рядовые) и ведомства.
Посягательство должно быть связано с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К такого рода деятельности относятся несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время демонстраций, митингов и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Верховный суд предложил рассматривать как такую деятельность действия сотрудников милиции по пресечению любых преступлений, а не только посягательств на общественный порядок.
Если же посягательство было связано с другой деятельностью сотрудника правоохранительного органа, оно квалифицируется по другим статьям. Например, посягательство на жизнь следователя милиции в связи с привлечением его к несению патрульной службы квалифицируется по статье 317, а в связи с его участием в расследовании преступления — по статье 295. Посягательство на жизнь из-за какой-либо иной служебной деятельности сотрудника милиции (кроме охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности или расследования), представляет собой преступление против жизни — убийства в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности (пункт „б“ части 2 статьи 105). Если посягательство совершено в отношении других лиц, указанных, содеянное не может квалифицироваться по статье 317, даже если эти лица выполняли указанные функции.
Анализируемый состав отличается от статьи 277 также по признакам потерпевшего (государственный или общественный деятель) и характеру деятельности потерпевшего (государственная или иная политическая деятельность).
Посягательство может быть совершено независимо от того, находится ли потерпевший на дежурстве или нет.
Под близкими следует понимать родственников и иных лиц, жизнь и благополучие которых важны потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (невеста, жених, падчерица и т.д.)
Субъективная сторона при убийстве — прямой умысел, виновный осознает, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим. Специальная цель — воспрепятствование или месть.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по пункту „б“ части 2 статьи 105 УК.
Обязательным признаком является цель воспрепятствовать законной деятельности указанных лиц или отомстить им за такую деятельность.
Преступление относится к категории особо тяжких.
Применение насилия в отношении представителя власти (статья 318).
Основным непосредственным объектом является нормальная деятельность представителей власти, а дополнительным — личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их близких.
Потерпевшим выступает представитель власти, под которым согласно примечанию к статье 318 УК признается:
— должностное лицо правоохранительного органа;
— должностное лицо контролирующего органа;
— иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшим от рассматриваемого преступления могут быть близкие указанных лиц.
Правоохранительные органы — органы внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности, пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенные. Контролирующие органы — органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.
К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.
Объективная сторона заключается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения любого насилия (часть 1 статьи 318) или же в применении насилия, опасного для жизни или здоровья (часть 2 статьи 318). Угроза либо насилие, не опасное или опасное для жизни или здоровья, имеют такое же содержание, что и в составах насильственного грабежа или разбоя.
Особенность состава в том, что неправомерные действия в отношении представителя власти должны быть связаны с исполнением им своих должностных обязанностей. Подобная связь имеется, когда запугивание или насилие используются для воспрепятствования исполнению служебных обязанностей, либо на почве мести за совершенные служебные действия, либо в связи с нахождением потерпевшего на службе в органах власти.
Конкретные способы совершения преступления могут быть разнообразными. Одним из часто встречающихся, особенно в отношении работников милиции, является насильственное сопротивление. К нему относится активное противодействие осуществлению представителем власти полномочий, которыми он наделен в связи с исполнением своих служебных обязанностей, сопряженное с применением силы (нанесение ударов, побоев, причинение вреда здоровью и т.д.). Сопротивление оказывается, как правило, при попытке представителя власти предотвратить либо прекратить неправомерные действия, при задержании правонарушителя и т.д. Однако насилие не всегда связано с сопротивлением, оно может применяться и в других случаях — с целью принудить представителя власти отказаться от выполнения служебного долга и т.д.
Не образует объективную сторону данного состава неправомерное поведение в отношении представителей власти, не сопровождавшееся угрозами либо насилием, например бездействие, выразившееся в неподчинении законным распоряжениям. Простое неповиновение влечет применение мер принуждения; за злостное неповиновение распоряжению или требованию работника милиции предусмотрена административная ответственность (статья 19.3 КоАП).
Важным моментом, характеризующим анализируемый состав, является правомерность действий представителей власти. Необходимость устанавливать это обстоятельство специально подчеркнута в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР „О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка“. Преступления могут считаться направленными против порядка управления только тогда, когда они были ответной реакцией на законные действия представителей власти. Если же поведение последних было незаконным, то противодействие им не может считаться посягающим на нормальную работу органов управления и либо расценивается как преступление против личности, либо вообще не признается преступным, например, когда насилие к представителям власти было применено в состоянии необходимой обороны.
Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действие совершается против представителя власти или его близких.
Анализируемый состав является разновидностью преступлений против здоровья, совершаемых при квалифицирующем обстоятельстве — в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности. Такие квалифицированные виды содержатся в составах причинения тяжкого вреда здоровью, вреда здоровью средней тяжести, истязания. Отличие указанных норм от статьи 318 состоит в том, что в них речь идет о преступлениях против любых лиц, осуществляющих служебную деятельность, а в нормах статьи 318 — только против представителей власти. Поэтому при квалификации предпочтение отдается статье 318. Исключение составляют лишь причинение тяжкого вреда здоровью при особо квалифицирующих обстоятельствах, указанных в частях 3 и 4 статьи 111, когда содеянное квалифицируется по этой статье, поскольку ее санкция строже, чем в части 2 статьи 318.
Деяние, описанное в части 1, — преступление средней тяжести, в части 2 — тяжкое преступление.