Организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Отличие от смежных составов преступлений. (Статья 208)

Норма, предусмотренная статьей 208 УК, основана на статье 13 Конституции РФ, запрещающей создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований. Это же положение закреплено в Федеральном законе „Об обороне“: создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещается и преследуется по закону.

Поэтому наличие или функционирование независимых от федеральных органов государственной власти вооруженных формирований в том или ином регионе страны таит в себе реальную опасность использования их в сепаратистских, экстремистских и других преступных целях, возможность применения вооруженного насилия в отношении тех или иных этнических групп или слоев населения, а также причинения крупного имущественного ущерба государству либо коммерческим организациям и предприятиям, отдельным гражданам. В этом и заключается повышенная общественная опасность создания незаконных вооруженных формирований, руководства ими, а также участия в вооруженном формировании. Эта норма в значительной степени выполняет функцию предупреждения тяжких последствий, которые могут наступить в случае действий подобных незаконных вооруженных формиро­ваний. В то же время, незаконные вооруженные формирования могут преследовать и социально полезные цели, например, защита общественного порядка. Но при этом факт их незаконного создания является решающим при привлечении их членов к уголовной ответственности.

В статье 208 предусмотрено два состава рассматриваемых преступлений:

— организация незаконного вооруженного формирования, а равно руководство таким формированием или его финансирование (часть 1 статьи 208);

— участие в вооруженном формировании (часть 2 статьи 208).

Основным непосредственным объектом состава, предусмотренного частью 1, является общественная безопасность, то есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз общеопасного характера. Дополнительным непосредственным объектом этого преступления является установленный федеральным законом порядок формирования вооруженных сил страны.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием.

Вооруженное формирование в виде объединения, отряда, дружины или иной группы предполагает наличие определенной организационной структуры и управления, порядка подчиненности, мест сбора либо базирования и связи, установление определенных опознавательных символов, режима функционирования и т.п. То есть, это объединение вооруженных людей различной численности и структуры.

Создание — это организаторская деятельность, которая может выражаться в подборе членов, обеспечении их оружием, обучении. Руководство таким формированием с объективной стороны предполагает командование им, разработку планов и постановку задач перед формированием в целом или его структурными звеньями, непосредственное осуществление руководства в ходе проведения учений и вооруженных акций, и т.д.

Состав рассматриваемого преступления формальный. Создание вооруженного формирования, а равно руководство им следует считать оконченным преступлением с момента фактического организационного оформления объединения, отряда, дружины или иной группы людей как вооруженной структуры, не предусмотренной федеральным законодательством, и создания ее управленческих (командных) звеньев.

С субъективной стороны это деяние характеризуется наличием у виновного прямого умысла. Лицо осознает, что оно создает либо создало и руководит единолично или совместно с другими не предусмотренным федеральным законодательством вооруженным формированием, и желает этого.

Мотивы создания такого формирования, а равно руководства им — разнообразные сепаратистские соображения, мотивы защиты населения региона от вооруженных набегов преступных сообществ из соседних районов, религиозные и карьеристские побуждения и т.п. Установление мотивов этого преступления имеет значение для отграничения его от смежных составов преступлений, в частности от бандитизма (статья 209), от организации преступного сообщества (статья 210), насильственного захвата или удержания власти (статья 278), вооруженного мятежа (статья 279). Мотивы совершения этого преступления могут также учитываться при назначении наказания виновному.

Субъектом рассматриваемого состава могут быть граждане Российской Федерации, лица без гражданства, а также иностранные граждане, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

В 2006 году диспозиция части 1 статьи 208 была дополнена ещё одним альтернативным действием, помимо создания и руководства — финансированием. Понятие финансирования можно найти в примечании к статье 205.1 — содействие террористической деятельности. Это предоставление средств, сбор средств, оказание финансовых услуг. Привлечение к ответственности за любое из этих действий требует от виновного осознания того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения преступления, предусмотренного статьей 208 (а равно статьями 205, 206, 211, 360).Финансирование предполагает как предоставление средств на один какой-либо акт, так и обеспечение функционирования формирования.

При этом пункт 1 примечания к статье 205.1 причисляет финансирование незаконного вооруженного формирования к видам содействия террористической деятельности. По-видимому, статья 208 выступает специальной нормой по отношению к статье 205.1, поэтому финансирование незаконного вооруженного формирования следует квалифицировать по статье 208 УК.

Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 208, относится к категории тяжких преступлений.

Объектом состава участия в незаконном вооруженном формировании (часть 2 статьи 208) является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с наличием и функционированием незаконных вооруженных формирований. Дополнительным объектом этого деяния является установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 г. „О воинской обязанности и военной службе“ порядок реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

С объективной стороны это деяние выражается в добровольном или недобровольном (при отсутствии признаков, указанных в статье 40 — физическое или психическое принуждение) участии в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом. Под участием в таком формировании подразумевается вступление в это формирование, принятие присяги или клятвы, а равно участие в его акциях, получение, приобретение или ношение оружия или иных видов вооружения, выполнение любых поруче­ний руководства, получение денежного вознаграждения и т.д.

Данное преступление считается оконченным с момента фактического вступления виновного в соответствующее вооруженное формирование (принятия присяги, дачи клятвы и т.п.).

С субъективной стороны участие в вооруженном формировании характеризуется прямым либо косвенным умыслом. При этом лицо осознает, что оно вступило в вооруженное формирование, взяло на себя соответствующие обязательства, является его участником, и желает этого либо не желает, однако сознательно это допускает либо безразлично к этому относится. Мотивами этого преступления могут быть националистические, сепаратистские или религиозные побуждения, желание оградить себя и свою семью от преступных посягательств со стороны других лиц и т.п.

Субъектом рассматриваемого преступления могут быть граждане России, лица без гражданства и иностранные граждане, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Обязательным признаком состава преступления является воо­руженность, т.е. наличие у всего формирования или части ее чле­нов огнестрельного или холодного оружия, подпадающего под это понятие в соответствии с Федеральным законом „Об оружии“, а также любых видов боевого вооружения войск.

Незаконность вооруженного формирования — непредусмотренность такого федеральными законами.

Порядок законных формирований определяется, кроме названного Закона „Об оборо­не“, федеральными законами „О милиции“, „О Федеральной службе безопасности“, „О внутренних войсках Министерства внутрен­них дел Российской Федерации“. Незаконными признаются и такие формирования, которые создаются по решению федеральных орга­нов исполнительной власти, органов власти и управления субъек­тов РФ, а также органов местного самоуправления.

Деяние, предусмотренное частью 2 статьи 208, относится к категории преступлений средней тяжести.

В соответствии с примечанием к статье 208 лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Если же лицо совершило иное преступление, то оно отвечает за него, а от ответственности по статье 208 освобождается.

Наши рекомендации