Стратегия конкурентоспособности фирмы
Понятие и виды конкуренции."Конкуренция" в переводе с латыни означает столкновение, ошибку в результате каких-либо действий. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. Конкуренция охватывает отношения между предпринимателями и потребителями.
Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества - с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается с уверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.
Предмет конкуренции – товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителей.
Объект конкуренции – потребитель и покупатель, и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово.
Кто же они конкуренты фирмы? Первыми и наиболее явными конкурентами фирмы выступают фирмы-производители аналогичных товаров, поступающих на данный рынок. Не столь очевидна, но весьма распространена конкуренция товаров-заменителей. В этом отношении для производителей бритвенных приборов и лезвий имеет место как бы двойная конкуренция: с одной стороны – между собой, а с другой стороны – с производителями электрических бритв.
Борьба за покупателя осуществляется многими способами. В мировой практике известно большое количество разных скидок, применяемых при внешнеторговых сделках. Наиболее распространены из них:
1) скидка оптовым покупателям;
2) скидка на уторгование;
3) скидка за наличный расчет;
4) скидка за большую партию товара;
5) скидка за оборот в течение года тем, кто производит крупные закупки в течении времени;
6) дилерские скидки (за верность);
7) скидка за внесезонную покупку;
8) специальные скидки (пробная партия, неизвестный товар).
Использование демпинга – распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже нормальной, если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной из стран-участниц, или существенно замедляет создание иностранной продукции. Цель демпинга – помешать развитию производства соответствующей продукции в данной стране.
Методы конкурентной борьбы.Конкуренция становится естественным союзником потребителя и в значительной степени определяет технический процесс. Каждая из фирм, выпускающая сравнимый вид продукции, вынуждена улучшать изделия, делать их технически совершенными, надежными и доступными.
Практически каждая компания – большая или малая – стремиться сделать свои цены доступными для покупателя. При насыщенном рынке – это важнейший привлекательный фактор. Традиционной становится реклама: "покупая нашу продукцию, вы экономите свои средства".
В зависимости от обстоятельств фирма может применять любые методы конкуренции, если они не запрещены законодательно, и использовать любую модель конкурентного поведения. Все ее действия, в конечном счете, подчинены выдерживаемой конкурентной стратегии.
Конкурентная стратегия– это концепция и подчиняемая ей система действий фирмы, направленных на достижение ее конечных целей. Жизнь показала, что ни одна фирма с рыночной экономикой не сумела за годы своего существования монополизировать рынок.
Действия согласно первой установке направлены на уменьшение числа конкурентов, действия согласно второй установке – на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долго – или краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в форме корпорации или иначе.
Интеграционная стратегия базируется на понимании фирмами динамики соотношения "конкуренция – монополия ". В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:
а) крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;
б) специализированные компании, закрепляющие в определенных нишах (обычно это одна-две ниши, наилучшим образом приспособленные к определенному рынку) и добивающиеся успеха исключительно в рамках этих ниш;
в) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, благодаря чему опережает соперников в нововведениях;
г) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями.
Конечная цель всякой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Достигается она или нет, зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, как они лучше по сравнению с аналогами.
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Конкурентоспособность – не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего, это философия работы в условиях рынка, ориентация на:
- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
- знания поведения и возможностей конкурента;
- знания состояния и тенденций развития рынка;
- знания окружающей среды и ее тенденций;
- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Формирование стратегии конкурентоспособности фирмы. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным должно быть умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают фирму от потенциальных или реальных конкурентов. Многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.
Например: преимуществом крупнейшей компании "Хьюлет-Паккард" всегда была опора на новые виды продукции, на собственные патенты, обеспечивающие фирме исключительность. Конкуренция по линии нововведений путем производства таких изделий, каких никто больше создать не может, предопределила формирование и развитие в рамках компании мощных подразделений и служб НИОКР. Вопреки расхожему мнению продукция этой компании далеко не всегда опережала по своему техническому уровню или качеству изделия основных конкурентов. Однако за счет лучшего технического обслуживания своих компьютеров и внесения изменений в их конструкцию, намного облегчающих ремонт, фирме удавалось многие десятилетия вести конкуренцию. Девиз компании: "Хьюлетт-Паккард" – это лучшее в мире обслуживание!"
Если можно коротко дать ответ на вопрос о том, как создать на предприятии производство мирового класса, он звучал бы так: для этого нужно стать лучшим в мире в избранной отрасли или на рынке, на который работает фирма, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности.
В целом можно выделить четыре основных уровня или степени конкурентоспособности предприятия. Руководство предприятияпервогоуровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы "внешне нейтральными". Это означает, что предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленными их основными конкурентами. Они стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли и использовать у себя; приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что их главные конкуренты. Мало того, они стремятся пригласить к себе на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь в основном на их квалификацию.
Третий уровень конкурентоспособности – управление начинает активно воздействовать на производственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Производство становится, так сказать, поддерживаемым изнутри всеми другими подразделениями организации.
Производственная система – эффективность ее определяется не столько внутренними факторами (включая управленческие), сколько внешними (качество организации и эффективность самой системы управления).
Четвертая степень конкурентоспособности – компании оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только стремятся копировать опыт других фирм данной отрасли, не просто хотят превзойти самые жестокие из существующих здесь стандартов, но готовы бросить вызов любому конкуренту в любом аспекте производства или управления. Именно они и называются предприятиями с производством мирового класса.
Это прежде всего относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременно наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.
Конечным результатом, как управленческие стратеги, должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого "нововведенческого конвейера". По существу ставится задача объединить гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, многие западные компаний собираются сосредоточить все свои усилия на трех главных направлениях:
1) комплексной автоматизации производственных процессов;
2) совершенствовании форм и методов управления;
3) развитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации каждого работника.