Оценка финансового состояния малого предприятия

Оценка состояния финансовой системы может быть выполнена с разной степенью детализации, в зависимости от цели анализа информации, имеющейся в распоряжении

Содержание и основная целевая установка финансового анализа – это оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ является методом оценки и прогнозирования финансового состояния малого предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ – это анализ, который проходит под влиянием работников предприятия (финансовых менеджеров). Внешний же анализ проводится под влиянием аналитиков. Анаоитики являются посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Для анализа финансового состояния малого предприятия нужно выполнить несколько целей:

-выявление изменений в финансовом состоянии;

-пространственно-временном разрезе;

-выявление изменений в финансовом состоянии;

-прогноз основных тенденций финансового состояния.

-выявление основных факторов, которые вызывают изменения в финансовом состоянии;

-определение финансового положения.

Финансовое состояние малого предприятия характеризуется системой показателей, которые показывают наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, которые находятся в личном распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия можно при помощи сравнительного аналитического баланса.

Сравнительный аналитический баланс получают из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс – это баланс, который охватывает много важных показателей, которые характеризуют статистику и динамику финансового состояния организации.

Заключение

Россия знакома с реформами 19-20 века, результатом которых стала яркая демонстрация малым бизнесом своего огромного потенциала - это реформы Витте, Менделеева, Столыпина и НЭП Ленина. Подтверждено, частная инициатива и в России может давать удивительные результаты.

Малый бизнес обладает сравнительно небольшим потенциалом финансовых ресурсов, но часто вполне достаточным для осуществления своих стратегических целей. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели сталкиваются с актуальными для них вопросами управления финансами: привлечение капитала, распределение финансовых ресурсов, контроль за их использованием, учет и планирование финансов и т.д. Все эти проблемы руководителям малого бизнеса приходиться решать с учетом размеров бизнеса и его ограниченных возможностей.

Обо всём этом высказывают своё мнение современные экономисты, уделяя повышенное внимание государственной поддержке малых предприятий.

Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где действия крупных предприятий невыгодны или даже невозможны.

Необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

-развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

-объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

- сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

-массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Все действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.

Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

Если раньше малые предприятия не уделяли финансовому менеджменту достаточного внимания, то в настоящее время данная практика становится распространенным явлением, и более того - объективной необходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции.

Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением капитала и финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г.
N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1995 года
№ 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (по состоянию на 14.02.2007
в ред. ФЗ № 19-ФЗ от 02.02.2006);

3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 162-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";

4. Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 28.04.2009);

5. Волкова О. И. Экономика предприятия. Учебник. — 2-е изд., пераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 520 с.

6. Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии. Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. - № 4. — С. 96.

7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. — М.:
ИНФРА-М, 1998. — 336 с.

8. Морозко, Н. И. Системные исследования финансовых проблем малого бизнеса. Финансы и кредит. - 2008. - N 11 - С. 33-41.

9. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. Финансовый менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 495 с.

10. http://www.fbk.ru/ - электронный журнал "Финансовые и Бухгалтерские консультации" №3-2009;

11. http://www.finam.ru/analysis/conf0000100319/default.asp - он-лайн конференция от 29. 03.10

12. http://www.eg-online.ru/- электронный журнал «Экономика и жизнь». Экономика бизнеса, №14 (9228).

Наши рекомендации