Клевета. Отличие от заведомо ложного доноса

Статья 128.1. Клевета

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 141-ФЗ)

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, -

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, -

наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Потерпевшим от преступления может быть любое лицо, в том числе малолетнее, страдающее психическим расстройством, а также умерший.

Объективная сторона слагается из распространения сведений, ложных по содержанию, которые порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию. Только в совокупности упомянутые объективные признаки достаточны для констатации состава клеветы. Так, распространение сведений ложных, но не позорящих (например, о поощрении потерпевшего по месту работы), и наоборот, позорящих, но не ложных (например, о наличии соответствующего действительности венерического заболевания) не дает состава клеветы.

Под распространением понимается сообщение сведений третьим лицам (хотя бы одному лицу). Сообщение их только потерпевшему недостаточно для обвинения в распространении <*>. Распространении сведений возможно как в присутствии, так и в отсутствии оклеветанного. Форма распространения может быть любой: устной, письменной (рукописная или печатная), в виде рисунка или иного изображения, в виде сплошной лжи или полуправды, прямо или иносказательно выраженной и т.д.

Ложные сведения - это вымышленные, надуманные, не соответствующие действительности сведения. Большинство ученых и практика стоят на той позиции, что ложные сведения при клевете должны носить конкретный характер. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда N 4 "О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР" указано: обязательным признаком клеветы является распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений о конкретных фактах, касающихся потерпевшего. Поэтому, если лицо распространяет ложные сведения о том, что потерпевший совершил изнасилование, украл лошадь, состоит на учете в психоневрологическом диспансере и т.д., он клевещет и в содеянном усматриваются признаки ст. 129 УК. Если же виновный ограничивается общими характеристиками потерпевшего типа "он насильник, извращенец, вор", состава клеветы нет и при наличии всех иных признаков возможна ответственность за оскорбление. Высказано и иное мнение, согласно которому состав клеветы налицо и при распространении "общих порочащих характеристик о потерпевшем", общих отрицательных отзывов о нем.

Сведения должны быть не только ложными, но и порочащими другое лицо или подрывающими его репутацию. Указание на "другое лицо" свидетельствует о том, что распространение ложных сведений о самом себе, даже если это и затрагивает интересы других людей (например, членов семьи), не дает состава клеветы.

Термин "репутация" заключает в себе представление о моральных и деловых качествах человека, его добропорядочности в глазах окружающих. Сведения, подрывающие репутацию, колеблют, ставят под сомнение наличие этих качеств и отталкивают окружение и потенциальных партнеров от потерпевшего, которые воздерживаются от контакта с ним.

Состав - формальный, поэтому преступление полагается оконченным с момента состоявшегося распространения сведений ложного и порочащего характера, даже если они еще не стали известны оклеветанному.

Субъектом преступления может быть любое лицо. Автором измышлений может выступать как сам виновный, так и иное лицо. Однако распространяет их виновный.

Субъективная сторона. Обязательным признаком состава клеветы является заведомость, означающая знание виновным того, что сведения изначально ложные, вымышленные, не соответствующие действительности. Лицо также осознает, что такого рода сведения не украшают, а, напротив, порочат потерпевшего. Тем не менее оно занимается их распространением и желает этого. Таким образом, данное преступление совершается с прямым умыслом.

Если лицо добросовестно заблуждалось относительно характера распространяемых им сведений (считало их истинными) или хотя бы сомневалось в этом (говоря, например, что, по его сведениям, потерпевший "подхватил" ВИЧ-инфекцию, но он этому не очень-то верит), то ответственность за клевету ввиду отсутствия признака заведомости исключается. Возможно привлечение к ответственности лишь за оскорбление. Мотивы поведения могут быть различными и подлежат учету в процессе индивидуализации наказания.

Клевета имеет общие черты с заведомо ложным доносом (ст. 306), когда она соединена с обвинением в совершении преступления. При заведомо ложном доносе умысел виновного направлен на иной объект - интересы правосудия и имеет целью привлечение невиновного к уголовной ответственности. В связи с этим и сведения адресуются, как правило, органам, правомочным возбудить уголовное преследование.

Особо квалифицированным видом признается клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (например, в совершении изнасилования, убийства). Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления содержится в ст. 15.

Клевета, ответственность за которую предусмотрена в ч. 1 и 2, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. 3 - средней тяжести.

Изнасилование.

Статья 131. Изнасилование

1. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

2. Изнасилование:

а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;

в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, -

наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Изнасилование:

а) несовершеннолетней;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

4. Изнасилование:

а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

б) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

5. Деяние, предусмотренное пунктом "б" части четвертой настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, -

наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

(часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

Примечание. К преступлениям, предусмотренным пунктом "б" части четвертой настоящей статьи, а также пунктом "б" части четвертой статьи 132 настоящего Кодекса, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями третьей - пятой статьи 134 и частями второй - четвертой статьи 135 настоящего Кодекса, совершенные в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.

(примечание введено Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

Изнасилование - наиболее тяжкий вид половых преступлений, что следует из санкции статьи.

Объект - половая свобода. В тех случаях, когда потерпевшая - несовершеннолетняя, малолетняя, объектом выступает также половая неприкосновенность. Кроме того, изнасилованием ставится под угрозу нарушения или фактически нарушается здоровье либо жизнь потерпевшей.

Потерпевшей от данного преступления является лицо только женского пола. Практика не исключает из круга возможных потерпевших жену, сожительницу, проститутку, т.е. не придает этому решающего значения.

Объективная сторона состоит из двух взаимосвязанных элементов:

1) полового сношения;

2) насилия, угрозы либо использования беспомощного состояния потерпевшей, которые придают половому сношению противоправный характер, ибо не соблюдается элемент добровольности, взаимного согласия сторон, нарушается половая свобода женщины.

Первой составной частью, обязательным признаком изнасилования, отличающим его от иных насильственных действий сексуального характера (ст. 132), является осуществление полового сношения.

Под половым сношением понимается гетеросексуальное (естественным путем) совокупление мужчины и женщины. Все иные формы половой жизни являются суррогатными.

Следовательно, сексуальные действия, имитирующие половой акт (путем введения в преддверие влагалища, между половыми губами и т.п.) или совершаемые в извращенной форме (например, в рот), даже при наличии признака противоправности не могут расцениваться как изнасилование. Сообразно обстоятельствам они могут быть квалифицированы как покушение на изнасилование (ст. 30, 131), или насильственные действия сексуального характера (ст. 132), либо как развратные действия (ст. 135).

Другой составной частью, обязательным признаком объективной стороны изнасилования выступает способ:

а) насилие;

б) либо угроза его применения;

в) либо использование беспомощного состояния потерпевшей.

Насилие, угроза, беспомощное состояние используются виновным для того, чтобы, подавив или игнорировав волю потерпевшей, вступить с нею в половое сношение.

Перечень способов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, если в качестве путей достижения избраны иные способы - злоупотребление доверием, обман и т.д. (например, заведомо ложное обещание вступить в брак), уголовная ответственность за изнасилование исключается <*>, хотя аморальность такого поведения очевидна.

Под насилием понимается физическое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшей - нанесение удара, ранения, побоев, связывание, душение жертвы, причинение вреда здоровью, удержание в неволе и т.д. Легкий вред здоровью как последствие насилия, равно как и заражение венерическим заболеванием (п. "г" ч. 2 ст. 131), охватывается составом изнасилования и дополнительной квалификации не требует. Квалификация по совокупности необходима в случае умышленного причинения потерпевшей вреда здоровью и убийства. В последнем случае содеянное квалифицируется помимо ст. 131 и по п. "к" ч. 2 ст. 105.

Насилие как способ обеспечения противоправного полового сношения следует отграничивать от домогательства, которое также в той или иной мере связано с физическим или психическим воздействием, контактом с потерпевшей. При домогательстве лицо склоняет потерпевшую, подчас весьма настойчиво, к добровольному согласию на интимную связь, не ставя целью вступить в таковую вопреки воле женщины.

Угроза насилием как способ добиться половой связи выражается в запугивании потерпевшей. К характерным ее особенностям следует отнести то, что:

1) она может выражаться в различной форме (слова, жесты, иные действия; устно и письменно и т.д.);

2) имеет своим содержанием насилие, и только его.

Отсюда угроза разгласить позорящие сведения, уничтожить имущество, лишить работы и т.д., даже если это позволило виновному добиться половой близости, не превращает содеянное в изнасилование. Применению в этом случае может подлежать ст. 133;

3) она должна восприниматься потерпевшей как реальная, на что и рассчитывает виновный. Не имеет при этом значения, намеревалось ли лицо реализовать свою угрозу;

4) она должна свидетельствовать о желании виновного применить насилие безотлагательно, немедленно, тут же. Угроза возможного насилия в будущем (типа: если не согласишься, мои друзья тебя завтра же искалечат) свидетельствует о понуждении к действиям сексуального характера, а не об изнасиловании;

5) виновный, высказывая угрозу потерпевшей, может угрожать применением насилия не к ней лично, а к находящимся здесь же близким потерпевшей людям (детям, родителям, братьям, сестрам и т.д.).

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью влечет повышенную ответственность (ч. 2 ст. 131).

Использование беспомощного состояния предполагает ситуацию, когда потерпевшая не способна:

а) оказать сопротивление (ввиду тяжелой болезни, серьезных физических недостатков и т.д.)

б) либо понимать характер и значение совершаемых с нею действий (ввиду психического заболевания, бессознательного состояния и т.д.).

Виновный понимает, что потерпевшая не способна оказать сопротивление или осознавать характер происходящего, используя это для беспрепятственного вступления с потерпевшей в половую связь.

Малолетний возраст, т.е. недостижение потерпевшей 14 лет, не всегда является свидетельством беспомощного состояния. Необходимо установить, что последняя в силу своего возраста не могла понимать и действительно не понимала характера и значения поведения виновного.

Если будет установлено, что потерпевшая уже имела опыт интимной жизни, была к ней в определенной мере подготовлена, половое сношение с таким лицом может влечь ответственность по ст. 134, а не за изнасилование.

Состояние опьянения потерпевшей также не во всех случаях является показателем ее беспомощности. Беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, которая лишила потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному, что осознавалось насильником.

Для вменения признака "с использованием беспомощного состояния потерпевшей" не имеет значения, при каких обстоятельствах она оказалась в таком состоянии - благодаря ли поведению виновного (например, напоил спиртным, дал сильное снотворное, наркотики и т.д.) либо помимо его действий.

Состав изнасилования - формальный. Поэтому преступление полагается оконченным с момента начала полового акта, с момента совокупления. При этом не имеют значения дальнейшие последствия и то, завершен ли был половой акт в физиологическом смысле. Применение насилия или угроз представляет собой покушение на изнасилование (так как они входят в объективную сторону состава преступления), если дальнейшие действия не были осуществлены по независящим от виновного обстоятельствам (ч. 3 ст. 30), в том числе, например, ввиду активного сопротивления потерпевшей или по причине временного полового бессилия виновного.

Добровольный отказ от доведения изнасилования до конца является обстоятельством, устраняющим уголовную ответственность (ст. 31 УК). В таком случае виновный может отвечать лишь за фактически содеянное при условии, что оно содержит в себе состав иного преступления (оскорбления, причинения вреда здоровью, побоев, истязания и т.п.).

Субъектом преступления является лицо мужского пола. Соисполнителем может быть и женщина, поскольку в объективную сторону состава входит также применение насилия, угрозы насилием, использование беспомощного состояния потерпевшей. Подобное деяние может совершить и женщина, например подавляя волю потерпевшей к сопротивлению применением насилия.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Виновный сознает, что вступает в половую связь вопреки или помимо воли потерпевшей, и желает этого. Доминирующим мотивом обычно служит удовлетворение половой страсти, а целью - вступление в половую связь. Если применение насилия, угроз преследует иные мотивы и цели (хулиганские побуждения, цель поиздеваться, унизить потерпевшую и т.д.), действия, внешне напоминающие изнасилование (например, виновный требовал вступить с ним в половую связь, пытался повалить, хватал за различные части тела), не могут влечь сами по себе квалификации по ст. 131. Упомянутый мотив может сочетаться с иными - местью, намерением добиться согласия на вступление в брак и т.п.

группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (законодательное определение их содержится в ст. 35). Пленум Верховного Суда в упоминавшемся Постановлении обратил внимание на то, что данным квалифицирующим признаком охватываются:

во-первых, действия как тех лиц, которые совершили насильственный половой акт, так и лиц, содействовавших им путем применения физического или психического воздействия на потерпевшего;

во-вторых, ситуации, когда несколькими лицами подвергается изнасилованию одна и более потерпевших или когда виновные, действуя согласованно и применяя физическое насилие либо угрозу в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт с каждой из них;

в-третьих, случаи, когда помимо виновного остальные участники преступления не могут подлежать уголовной ответственности ввиду их невменяемости, малолетнего возраста и т.п.

К иным тяжким последствиям помимо смерти, тяжкого вреда здоровью и заражения ВИЧ-инфекцией теория и практика относят и самоубийство потерпевшей, последовавшее как реакция на надругательство над нею.

Преступление, предусмотренное ч. 1 и 2, относится к категории тяжких, а ч. 3 - особо тяжких преступлений.

Наши рекомендации