Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации. Собственный и уставный (складочный) капитал
В первую очередь следует определить правовой режим собственного капитала организации. Собственный капитал организации состоит из уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов.
Уставный (складочный) капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации. Порядок формирования уставного (складочного) капитала определен нормами ГК РФ применительно к каждому виду организаций. Так, ст. 90 ГК РФ гласит: «Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников... Уставный капитал должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации...». Правила о формировании уставного капитала детализируются нормами специального законодательства (например ст. 25 Закона об АО).
Уставный (складочный) капитал делится на доли, соответствующие вкладам участников. Такое деление не ведет к возникновению отношений долевой собственности. Собственником всего имущества коммерческих и некоммерческих организаций (кроме унитарных предприятий и учреждений), в том числе и собственником имущества, внесенного в уставный капитал при создании юридического лица, становится сама организация. Однако правопреемство не возникает, когда в качестве вклада в уставный капитал передается право пользования имуществом. В этом случае право собственности сохраняется у учредителя.
Уставный капитал - величина условная. Это денежная оценка совокупности вкладов, которые были внесены участниками. Доля участника общества должна соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Размер доли участника определяется в процентах или в виде дроби. Эти доли важны Для определения размера дохода участника. В зависимости от доли в уставном капитале в обществах определяется размер ликвидационной квоты при ликвидации организации, а также статус участника, акционера, «веса» голоса участника в управлении делами, если иное не предусмотрено законом или договором. В целом можно сказать, что доля в уставном капитале определяет объем прав участника (акционера).
В хозяйственных обществах уставный капитал определяет минимальный размер чистых активов общества, что можно рассматривать как гарантию прав кредиторов. Отсюда возникает необходимость определить в законе минимальный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала у открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000 МРОТ, а у закрытого общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью - не менее 100 МРОТ. Минимальный размер уставного капитала увеличивается для организаций некоторых видов деятельности.
В товариществах действует принцип субсидиарной ответственности по обязательствам организации полных товарищей всем своим имуществом (кроме имущества, на которое нельзя обращать взыскание), поэтому складочный капитал в товариществах не является минимальной гарантией прав кредиторов. Следовательно, отпадает необходимость определения в законе его минимального размера. Размер складочного капитала устанавливается в учредительном договоре при создании товарищества.
В законодательстве сформулированы требования к формированию уставного (складочного) капитала. Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (ст. 15 Закона об ООО). Необходимо, чтобы имелось конкретное имущество, имущественное право, которое реально способно удовлетворить интересы потенциальных контрагентов. Отсюда определенные ограничения, установленные для внесения в качестве вклада нематериальных активов. В любом случае вносимое имущество или иные права должны иметь денежную оценку. В силу ст. 15 Закона об ООО, денежная оценка не денежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой не денежным вкладом, составляет более 200 МРОТ, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
Участие в формировании уставного (складочного) капитала является обязанностью учредителей организации. Порядок выполнения этой обязанности конкретизируется применительно к организациям разных видов.
Уменьшение и увеличение уставного (складочного) капитала производятся по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. Правила изменения размера уставного капитала для организаций разных видов содержатся в ГК РФ и специальных законах. Законодательством предусматриваются гарантии прав кредиторов при уменьшении уставного капитала.
В производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. Член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса. Остальная часть вносится в течение одного года после государственной регистрации кооператива. Паевой взнос оценивается при образовании кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основании сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов - комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего 250 МРОТ, должна быть подтверждена независимым экспертом. Размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива (ст. 10 Закона о производственных кооперативах).
Уставный фонд.
При создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд. Этот фонд определяется собственником предприятия и должен быть полностью им сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет или с момента передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме. Как часть имущества унитарного предприятия, уставный фонд является неделимым и не может быть распределен по вкладам (паям, долям).
Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, муниципального предприятия - не менее 1000 МРОТ.
Уставный фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку. Порядок изменения размера уставного фонда и существующие при этом ограничения определены законодательством. Например, Уменьшение и увеличение уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия производятся по решению собственника. Уставный фонд предприятия может быть увеличен за счет дополнительной передачи ему имущества учредителем, за счет имеющихся активов, а также за счет доходов, полученных в результате деятельности. В случае принятия учредителем решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В любом случае стоимость чистых активов предприятия не может быть меньше размера уставного фонда. Установлены также гарантии прав кредиторов при уменьшении величины уставного фонда (подробно порядок формирования, увеличения и уменьшения уставного фонда определен в ст. 12-15 Закона об унитарных предприятиях). В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Добавочный капитал представляет собой:
- суммы от дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;
- эмиссионный доход акционерного общества, т.е. суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций за вычетом издержек по их продаже;
- безвозмездно полученные организацией ценности;
- средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование долгосрочных вложений;
- другие аналогичные суммы.
Резервный фонд.
Резервный фонд создается в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ или в добровольном порядке, по решению самой организации, согласно учредительным документам и учетной политике.
К примеру, обязанность создания резервного фонда предусмотрена для акционерных обществ. В соответствии со ст. 35 Закона об АО, в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, определенного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% чистой прибыли.
Согласно ст. 16 Закона об унитарных предприятиях, унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, предусмотренных уставом предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков этого предприятия.
Если резервный фонд создается в добровольном порядке, то решение о его формировании является элементом учетной политики организации.
Резервы сомнительных долгов.
Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником формирования данного резерва являются. финансовые результаты деятельности организации, т.е. прибыль, исчисленная до налогообложения.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется раздельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. В соответствии со ст. 266 НК РФ, сумма резерва по сомнительным долгам исчисляется в зависимости от срока возникновения задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки за отчетный период.
Резерв сомнительных долгов может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или в связи с ликвидацией организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная хозяйствующим субъектом в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный период в порядке, определенном п. 5 ст. 266 НК РФ.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Амортизационный фонд
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Предельный размер резерва не может превышать размера, определяемого как доля фактически осуществленных субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации данных товаров за предыдущие три года. В конце налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. Для товаров, по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, не Израсходованные по назначению суммы резерва включаются в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода.
Амортизационный фонд, формируемый за счет амортизационных отчислений, является фондом целевого назначения. Его средства предназначены для полного восстановления основных средств .а целевого финансирования и поступлений представляют собой средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений и научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению.
Резервы предстоящих расходов и платежей создаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели. Если такие резервы не создаются, то произведенные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться различные фонды (социальный, жилищный, материального поощрения). Их формирование является элементом учетной политики организации.
Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Понятие и виды рынка.
Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг. В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках, под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Именно такоеопределение рынка положено в основу оценки состояния конкурентной среды в приказе ГКАП от 29 декабря 1996 г., утвердившем Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
В силу ст. 3 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг), рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг определены Приказом МАП РФ от 31 марта 2003 г. № 86.
Характеристика рынка.
Рынок можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от объекта обращения, рынок классифицируется на товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы.
В нормативно-правовых актах внешние параметры определяются через географические границы (территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами) и продуктовые (группу взаимозаменяемых товаров) границы. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский. Структура рынка характеризуется количественными показателями (численность продавцов, действующих на данном рынке; доли, занимаемые продавцами на рынке, и т.п.) и качественными показателями (наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень преодолимости таких барьеров, если они существуют, и др.). Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так, тип рынка определяют в зависимости от концентрации (высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки), развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.
Понятие конкуренции.
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках).