Служебный подлог. Халатность. (Статьи 292 — 293)

Служебный подлог (статья 292).

Закон определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Именно таким путем субъект совершает посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата управления, что является объектом данного преступления.

Центральным понятием для данной уголовно-правовой нормы является понятие официального документа, который является предметом преступления. Многие специалисты понимают под официальным документом лишь письменные акты, удостоверяющие конкретные факты или события, имеющие юридическое значение, составленные надлежащим образом и имеющие необходимые реквизиты. Однако в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. „Об информации, информатизации и защите информации“ документированная информация (документ) определяется как „зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать“. Закон признает юридическую силу так называемого электронного документа: „Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью“. Поэтому следует согласиться с теми специалистами, которые допускают документ на любом материальном носителе.

Предметом служебного подлога могут также стать документы, исходящие от частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), если эти документы оказываются в ведении (делопроизводстве) государственных или муниципальных структур.

Таким образом, официальный документ в качестве предмета служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую (исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью.

Объективная сторона служебного подлога может быть выполнена одним из двух действий:

— внесение заведомо ложных сведений в официальные документы;

— внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того, повлекло ли это деяние какие-либо последствия, был ли использован данный подложный документ.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К данной разновидности подлога относится также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.

Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции).

Субъектом служебного подлога может быть не только должностное лицо, но и любой государственный служащий и служащий органа местного самоуправления. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Муниципальный служащий — это лицо, исполняющее обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета.

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом. Виновный достоверно знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и столь же сознательно совершает иные действия, составляющие сущность подлога. При этом он должен руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями.

Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности как служебный подлог и приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности за хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, контрабанды).

Закон считает служебный подлог преступлением небольшой тяжести.

Халатность (статья 293).

Федеральный закон 2003 г. существенно изменил признаки уголовно наказуемой халатности. В настоящее время халатность определяется как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. Крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей 100 тысяч рублей.

Объект и субъект халатности по своему содержанию ничем не отличаются от аналогичных понятий, используемых при характеристике других преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

С объективной стороны халатность характеризуется, во-первых, бездействием должностного лица или ненадлежащим (ущербным) его действием по исполнению своих обязанностей; во-вторых, наступлением последствий, указанных в законе; в-третьих, причинной связью между ненадлежащим поведением по службе должностного лица и наступившими последствиями.

При халатности ответственность должностного лица основана на том, что оно не сделало положенного по службе или сделало это несвоевременно, неполно, неточно, некачественно и т.п. В связи с этим прежде всего требуется абсолютно точно выяснить на основе соответствующих законов, иных нормативных актов, приказов, должностных инструкций, какие именно обязанности были в установленном порядке возложены на данное должностное лицо, что конкретно оно обязано было сделать. Одних общих утверждений о невыполнении субъектом своих обязанностей, об отсутствии с его стороны должного контроля за поведением других лиц, его невнимательности и в целом ненадлежащем исполнении обязанностей по службе без уточнения, в чем именно выражались эти упущения, недостаточно для обвинения в халатности.

Причинная связь между бездействием должностного лица и каким-либо последствием имеется лишь в том случае, если установлено, что надлежащее выполнение должностных обязанностей исключило бы наступление вредных последствий.

Субъективная сторона. Халатность — единственное преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемое по неосторожности. Неосторожная вина может быть в виде легкомыслия либо небрежности. И в том и в другом случае необходимо обосновать, что должностное лицо не только должно было, но и могло в конкретной обстановке надлежаще выполнить свои обязанности и тем самым не допустить (предотвратить) вредные последствия. При этом учитываются как объективные внешние условия, в которых находилось данное должностное лицо, так и его субъективные возможности, связанные с профессиональной подготовленностью, опытом, уровнем образования, состоянием здоровья и т.п.

Часть 2 статьи 293 предусматривает квалифицированный состав халатности, когда невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Особо квалифицированный состав халатности (часть 3 статьи 293) связан с причинением по неосторожности смерти двух или более лиц.

Халатность относится к числу преступлений небольшой тяжести, а при наличии квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств — к преступлениям средней тяжести.

От халатности как преступления против интересов службы следует отличать случаи неисполнения или недобросовестного исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными полномочиями субъекта, даже если они у него имеются. Поэтому, например, медицинские работники государственного учреждения здравоохранения (врач, хирург, медсестра), допустившие небрежность при проведении лечения, хирургической операции, лечебной процедуры, могут нести ответственность только за неосторожное преступление против личности.

Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. (Статьи 294 — 295).

Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (статья 294).

В статье 294 предусмотрено два вида состава: в части 1 — вмешательство в деятельность суда, а в части 2 — вмешательство в деятельность прокурора, следователя, лица, производящего дознание.

Основным объектом является правильная работа органов правосудия. Факультативный объект — права и законные интересы личности.

Объективная сторона заключается во вмешательстве в какой бы то ни было форме.

Вмешательство должно быть связано с расследованием и рассмотрением судебных и следственных дел и направлено на судей, заседателей, прокуроров, т.е. на тех, кто непосредственно выносит приговоры и решения, проводит расследование или осуществляет надзор за ним. Способы вмешательства могут быть различными: требования, давление, обещания оказать услуги, угрозы причинить неприятности, ущемить тем или иным образом законные права и интересы. При этом имеются в виду непроцессуальные формы воздействия, так как предусмотренные процедурой обращения с ходатайствами, жалобами являются правомерными способами поведения участников процесса. Не может считаться уголовно-противоправным вмешательством критика действий судей и работников правоохранительных органов в печати или устных выступлениях, отрицательная оценка вынесенных решений. Закон должен обеспечить независимость судей, но не может застраховать их от критики.

Вмешательство в деятельность судьи, присяжного заседателя может осуществляться в устной, письменной форме, через третьих лиц, в том числе и родственников. Главное состоит в том, чтобы в итоге было воздействие на лиц, осуществляющих правосудие. Нет состава данного преступления, если воздейст­вие оказывается на секретаря судебного заседания или других работников суда, но не судей.

Не имеет значения конкретная направленность воздействия — просьба о прекращении дела, оправдании, смягчении наказания, его усилении, разрешения гражданского дела в пользу истца или ответчика. Воздействие может касаться гражданского, уголовного, административного дела. Но вмешательство должно касаться строго определённого дела.

Если виновный вмешивается в рассмотрение дела путем подкупа, то он должен привлекаться к ответственности по совокупности статей 294 и 291 (за дачу взятки); когда же способом воздействия были посягательство на жизнь, угроза или насилие — по совокупности статей 294 и 295 или 296 (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования).

Состав преступления является формальным и преступление считается оконченным с момента вмешательства, независимо от наступления каких-либо последствий.

Субъективная сторона обоих видов деяния — только прямой умысел и специальная цель: воспрепятствовать осуществлению правосудия, добиться вынесения незаконного решения (часть 1), либо всестороннему, полному и объективному расследованию дела (часть 2). Воспрепятствование заключается в создании помех рассмотрению или разрешению дела в суде либо проведению отдельных следственных действий (обысков, осмотров и др.).

Субъект преступления — любое лицо (в том числе обвиняемый, его родственники) с 16 лет.

Квалифицирующим обстоятельством по части 3 статьи 294 является совершение действий с использованием своего служебного положения. Понятие использования служебного положения и его содержание такие же, как и при злоупотреблении полномочиями (статьи 285, 201). Следовательно, субъектом этого вида состава может быть только должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Например, виновный может назвать свою должность, а его должность может быть известна судье или иному лицу, вмешательство в деятельность которого допускает виновный. Однако это должна быть должность лица, от которого судья в какой-либо мере зависит — например, судья вышестоящего суда, директор школы, в которой учатся дети судьи. Одно лишь высокое положение в обществе (академик, директор завода) не позволяет квалифицировать деяние по части 3.

Деяния, наказуемые по частям 1 и 2 статьи 294, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а по части 3 — средней тяжести.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295).

Наиболее опасным преступлением, направленным против судей, следователей и других участников процесса, является посягательство на их жизнь.

Основной объект — нормальная деятельность органов правосудия. Дополнительный объект — жизнь человека (судья, присяжного, прокурора и других лиц, указанных в диспозиции).

Объективная сторона посягательства на жизнь заключается в убийстве или покушении на него (ссылки на статью 30 не требуется).

Состав формальный, преступление окончено в момент посягательства независимо от наступивших последствий.

Ответственность по статье 295 наступает, когда посягательство было направлено на жизнь лиц, перечисленных в диспозиции этой статьи: судей, присяжных заседателей, иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя либо их близких. Те же действия в отношении других сотрудников правоохранительных органов квалифицируются по статье 317.

Судьи — это лица, наделённые в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности. Потерпевшими могут быть судьи в отставке (за ними сохраняются личные гарантии и они могут быть объектом мести). Имеются в виду судьи всех судов всех уровней. Однако не образует состава посягательство на жизнь члена товарищеского, третейского и другого негосударственного суда, а также на спортивных судей, членов жюри и т.д.

Присяжные заседатели — это лица, включенные в списки присяжных и обязанные в установленном порядке к исполнению обязанностей присяжных заседателей или исполнявшие такие обязанности.

Иными лицами могут быть народные заседатели. Нельзя полностью согласиться, что не могут быть лица, участвующими в отправлении правосудия, секретари судебного заседания. Они ведут протоколы, а от правильности протокола многое зависит. Особенно это относится к многомесячным делам, когда никто не может точно помнить всех высказываний участников процесса. Поэтому возможно давление на секретаря, а затем месть за, если давление было безрезультатным.

Прокурор — лицо, занимающее соответствующую должность в прокуратуре любого уровня.

Следователь — лицо, назначенное на должность следователя органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ и имеющее право в соответствии с УПК осуществлять предварительное расследование.

Дознаватель — лицо, наделенное правом производить дознание.

Условие ответственности по статье 295 — связь посягательства с рассмотрением дел и материалов в суде, расследованием дела либо исполнением приговора, решения, иного судебного акта. Такая связь имеется, когда поводом для преступления послужило участие судьи и других лиц в рассмотрении дела и других указанных выше действиях (например, виновный посягает на жизнь судьи или следователя, чтобы устранить их от рассмотрения дела, или на жизнь их близких, выдвигая требование отказаться от рассмотрения дела либо принять определенное решение, стремится отомстить за вынесенное решение и т.д.). Поэтому не имеет значения, где и когда было совершено посягательство: в служебном помещении, на улице, дома и т.п., а также до, во время или после совершения потерпевшим соответствующих служебных действий.

Субъективная сторона при убийстве — прямой или косвенный умысел, при покушении на убийство — только прямой умысел, причем виновный осознает, что потерпевший является лицом, участвующим в отправлении правосудия, предварительном расследовании либо исполнении приговора.

Обязательным признаком является цель воспрепятствовать законной деятельности указанных лиц или отомстить им за такую деятельность.

Дополнительной квалификации по статье 105 УК не требуется, даже если наступило последствие в виде смерти.

Деяния относятся к категории особо тяжких преступлений

Наши рекомендации