Правовые основы лицензирования

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, Закон о лицензировании, акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие Закона о лицензировании не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст. 1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и др.). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством (например, Законом о банках).

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляется Законом о лицензировании, ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ (например, в Москве создан Комитет по лицензированию). Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность может вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Ø заявление о предоставлении лицензии;

Ø копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенные или с предъявлением оригинала);

Ø копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная или с предъявлением оригинала);

Ø документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Размер сбора - 300 руб.;

Ø сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, необходимость наличия которых установлена соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соискателем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок оплаты лицензионного сбора, а во втором - причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии может быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в размере 1000 рублей. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В них указываются: сведения о лицензиатах; сведения о лицензирующем органе; виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии; дата принятия решения о выдаче и номера лицензий; сроки действия лицензий; сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий; основания и даты аннулирований лицензий; иные сведения.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование, изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основаниями переоформления лицензии является изменение имени или места жительства, утрата документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением не позднее чем через 15 дней. Стоимость переоформления -100 руб.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выдаче лицензии.

В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ или при неустранении лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, в установленный срок. С заявлением в суд может обратиться лицензирующий орган, выдавший лицензию, или орган государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением и основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 14.1 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

Понятие, виды и способы реорганизации хозяйствующих субъектов.

Понятие и виды реорганизации хозяйствующих субъектов.

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом прав и обязанностей к другим лицам.

Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ Закона о регистрации, а также иными нормативными актами. Например, особенности реорганизации акционерных обществ установлен Законом об АО. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Помимо воли юридического лица реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе (например, в соответствии со ст. 19.Закона о конкуренции на товарных рынках). В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках, на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования, в случаях, предусмотренных данной статьей.

Наши рекомендации