Концепция предельной производительности Дж. Б. Кларка
Дж. Б. Кларк — родоначальник маржинализма в США.Завершением «маржиналистской революции» в теории ценности и распределения стало единообразное объяснение доходов факторов производства, возродившее на предельном принципе трёхфакторную формулу Сэя. Этот вклад был сделан Джоном Бейтсом Кларком(1847 — 1938), который считается первым выдающимся экономистом мэйнстрима в США. Его имя носит медаль, присуждаемая (с 1947 г.) раз в 2 года американским экономистам из числа тех, кто снискал наибольшее признание до 40 лет. Заметим, что сам Кларк попал в число основателей мэйнстрима благодаря книге, вышедшей, когда её автору, профессору Колумбийского университета в Вашингтоне, было уже за 50.
В молодости же Кларк, окончив колледж, продолжил образование в Европе. Он попал на Гейдельбергский семинар К. Книса в то время, когда Бём-Баверк и Визер докладывали там основы австрийской теории предельной полезности. Позднее критическое переосмысление теории капитала и процента Бём-Баверка и теории «общего и специфического вменения» Визера станет существенным моментом теоретической концепции Кларка.
Однако первая книга Кларка «Философия богатства» (1885) отразила влияние исторической школы, проводимое тогда в США Р. Т. Эли (1854 — 1943), который провозглашал очередную «новую» политэкономию, ориентированную на поддержку бедных слоёв и сбор фактического материала. В согласии с Эли Кларк критиковал рикардианский «апофеоз эгоизма» и указывал на «трагический дуализм» деятельности бизнесменов, сочетающих деловую энергию с бесчестными поступками. Но он отверг радикальную концепцию Г. Джорджа и рассчитывал на «третейский суд», профсоюзы, участие рабочих в прибылях как на условия обеспечения гармонизации отношений капитала и труда.
Вторая и главная книга Кларка — «Распределение богатства» (1899) — была написана уже с позиций, что искомая гармонизация обеспечена существующим порядком конкурентного рынка как саморегулируемой системы, оптимальной с точки зрения эффективности и справедливого распределения доходов.
«Универсальные законы», статика и динамика.Кларк предложил новое понимание структуры экономической теории, разграничив анализ на универсальные законы, статику и динамику. К универсальным законам Кларк отнёс: 1) закон предельной полезности, 2) закон убывающей производительности и 3) закон «специфической производительности». Теорию предельной полезности Кларк уточнил формулировкой о приращениях дополнительных полезных свойств («связок элементарных полезностей» потребляемых благ, а не благ как таковых). Закон убывающей производительности и закон «специфической производительности» был приняты Кларком за основу объяснения ценообразования на факторы производства и функционального распределения дохода между собственниками факторов.
Кларк указал на 5 процессов, вносящих динамику в рыночное хозяйство: рост народонаселения, технические нововведения, изменения организационных форм предприятий, изменения вкусов потребителей и накопление капитала. Но они рассматривались Кларком лишь как дополнения (отклонения) факторной статики производства и распределения, представляющей собой «естественное состояние», при котором универсальные законы, если не нарушается свободная конкуренция, обеспечивают каждому фактору производства «такое количество ценности, какое он создаёт».
При фиксированном количестве любого из факторов производства уменьшается отдача от каждой последующей применяемой единицы переменных факторов. Например, если земля является фиксированным фактором производства, по отношению к ней труд и капитал выступают переменными факторами с убывающей отдачей, а урожайность худших участков — как предельный продукт, определяющий цену; лучшие участки обеспечивают разницу между величиной среднего и предельного продукта, но она достаётся в виде ренты владельцу фиксированного фактора производства.
Но Кларк считал, что земля принципиально не отличается от других капитальных благ как взаимозаменяемых единиц, которые все могут приносить ренту — в отличие от денежного капитала, приносящего процент. Таким образом, по существу доли общественного продукта распределяются между двумя «подвижными фондами» — труда и капитала — в соответствии с убывающей доходностью и специфической производительностью образующих эти фонды агентов производства.
Теория предельной производительности.Кларк рассматривал свою концепцию как нормативный принцип соблюдения эффективности распределения ресурсов в процессе производства и справедливости в процессе распределения доходов.
Если зафиксирован объём капитала как «одного общего помогающего труду фактора», наращивание количества работников будет вести к уменьшению приращения продукта, и производительность последнего из занятых рабочих определит заработную плату их всех, а дифференциальный излишек над её величиной составит «рентный доход капитала». И, напротив, когда зафиксировано количество труда, на его долю достанется «рентный доход» от постепенного наращивания капитала. Но при совершенной конкуренции на рынках факторов производства рентных доходов в принципе ни у кого быть не должно: весь доход представляет собой выручку предпринимателя, который сразу же выплачивает рабочим заработную, а из избытка расплачивается с собственниками капитальных благ и денежного капитала, отдавая им предельный продукт. Предельная производительность факторов производства объясняет цены на них и распределение относительных долей общественного продукта.
Проблема справедливости в распределении.Ещё до выхода книги Кларка «Распределение богатства» теория предельной производительности, изложенная Кларком в ряде статей, стала завоёвывать признание, поскольку предлагала единое объяснение доходов основных классов общества, которое в рикардианской традиции политической экономии включало три различных приёма (объяснение заработной платы — на основе теории рабочего фонда, регулируемого долгосрочными издержками производства средств существования; земельной ренты — на основе теории дифференциального излишка сверх предельных издержек возделывания земли; капиталистической прибыли — по остаточному принципу). Теория предельной производительности предлагала единый подход, согласно которому при фиксированном факторе земле труд и капитал вознаграждались как составные «порции» переменных факторов, а рента оказывалась остатком, начисленным владельцам земли с участками лучше предельного.
Но трактат Кларка снискал и несолидную репутацию «защиты статус-кво»[75]. Проблема распределения остро дебатировалась в тогдашней экономической литературе. Незадолго до книги Кларка вышла обратившая на себя широкое внимание книга австрийского юриста Антона Менгера(1841 — 1906) — младшего брата и притом идейного противника К. Менгера — «Право на полный продукт труда» (1897). Теория предельной производительности Кларка как раз отрицала «право» труда на весь созданный продукт (впервые обоснованное «социалистами-рикардианцами»[76]), проводя различие между «продуктом труда» и «продуктом промышленности».
Но аргументация Кларка содержала серьёзные изъяны, главный из которых заключается в том, что если фактор относительно дефицитен, то высокая цена на него, продиктованная соображениями эффективности, отнюдь не будет оптимальной с точки зрения справедливости[77], а функциональное распределение доходов — этически безупречным, как утверждал Кларк.
Ф. Уикстид о проблеме «исчерпанности продукта».Значениетеории предельной производительности как единого подхода, объясняющего вознаграждение любого фактора производства, если он является фиксированным при переменных других факторах и обеспечивает своему владельцу начисление остатка с «порций» лучше предельной, было показано англичанином Филиппом ГенриУикстидом (1844 — 1927) в «Опыте о координации законов распределения» (1894). Уикстид был единственным прямым последователем Джевонса, а «Опыт» — второй из трёх его книг; до неё был «Алфавит экономической науки» (1888), а после — «Здравый смысл политической экономии» (1910) — учебники, благодаря которым в английский язык вошли понятия предельной полезности и альтернативных издержек.
Излагая теорию предельной производительности как «координацию законов распределения» Уикстид поставил проблему, которую он назвал проблемой «исчерпанности продукта»: будет ли при свободной конкуренции сумма этих вознаграждений факторов в соответствии с их предельной производительностью без остатка равна рыночной цене продукции? Иначе говоря, будет ли общий продукт исчерпан вознаграждениями факторов в соответствии с их предельной производительностью?
Ответ Уикстида был утвердительным, но он запутался в аргументах и вынужден был ограничить свои выводы условиями постоянной отдачи от масштаба, для которых действительно возможно математическое доказательство «теоремы об исчерпанности». Его привёл, прибегнув к одной из теорем, носящих имя великого швейцарско-российского математика Леонарда Эйлера (1707 — 1783), — лемме об однородных функциях — ученик Маршалла, математик по образованию Альфред Уильям Флюкс (1867 — 1942). Но само условие постоянства отдачи от масштаба было признано неубедительным Эджуортом и Парето; неясным остался и вопрос о характере предпринимательской прибыли (в отличие от процента на капитал и заработной платы за управление): она — доход от особого фактора или остаток после вознаграждения всех прочих факторов?