XIV. Организация ремесленной деятельности в Российской Федерации
На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует Федеральный закон о ремесленной деятельности, не смотря на неоднократные попытки его принятия.
Так, 22.06.2001 проект Федерального закона N 105735-3 "О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
03.07.2001 проект Федерального закона был рассмотрен Советом Государственной Думы ФС РФ (Протокол N 81, п. 46). Было принято решение о направлении указанного проекта Президенту Российской Федерации, и иные компетентные органы для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Но уже 21.04.2005 указанный проект Федерального Закона был снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ в связи с отзывом авторами (Протокол N 90, п. 50).
Данный законодательный пробел пытаются восполнить субъекты федерации. Так, еще 16 июня 1999 года N 25 был принят Закон города Москвы «О ремесленной деятельности в городе Москве» (далее по тексту в этой главе – Закон г. Москвы), многие положения которого были впоследствии изложены в новой редакции Законом г. Москвы от 07.04.2010 N 10.
Законом г. Москвы ремесленная деятельность (ремесленничество) определена как деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел (ремесленных профессий), определяемых распоряжением Мэра Москвы, по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов». Ремесленником является мастер (подмастерье), самостоятельно либо при помощи подмастерьев и (или) учеников производящий конечный продукт труда, в том числе относящийся к изделиям народных промыслов, на основе традиционных технологий, ориентированных на использование специальных навыков, инструмента, средств малой механизации, и отвечающий исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам».
Исходя из данных определений и общего анализа Закон г. Москвы можно выделить следующие особенности осуществления ремесленной деятельности в г. Москве:
1) Ремесленная деятельность, также как и в Республике Беларусь, относится лишь к определенным видам деятельности, а точнее - к одному из видов ремесел (ремесленных профессий), определяемых распоряжением Мэра Москвы. Такой перечень видов ремесленной деятельности был утвержден распоряжением Мэра Москвы от 04.07.2001 г. № 643-РМ. Данный перечень является достаточно обширным и на сегодняшний день включает в себя 90 видов ремесленной деятельности, Условно все виды ремесленной деятельности в г. Москве можно разделить на несколько групп:
- деятельность, связанная с пошивом и ремонтом одежды, обуви, галантереи и других предметов (кружевоплетение, скорняжное, золотошвейное, лоскутное дело, ручное ткачество и др.);
- деятельность, связанная со строительством и строительными материалами (кровельные, плотницкие, мозаичные работы, деревянное зодчество и др.);
- деятельность, связанная с изготовлением посуды и другой утвари хозяйственно-бытового назначения (бондарное, гончарное, стеклодувное дело и др.);
- деятельность, связанная с изготовлением декоративных изделий, изделий художественных промыслов, произведений искусства (ювелирное дело, изготовление музыкальных инструментов, народной игрушки, иконопись и др.);
- деятельность, связанная с оказанием бытовых услуг населению (деятельность парикмахерских, салонов и лечебных косметических учреждений).
В большинстве своем ремесленная деятельность в г. Москве охватывает производство высокохудожественных изделий и народные промыслы. Вместе с тем в других субъектах федерации к ремесленникам относят и тех, кто занимается бытовым обслуживанием населения, а также работников местной промышленности и народных промыслов.
2) Ремесленная деятельность осуществляется на основе традиционных технологий, ориентированных на использование специальных навыков, инструмента, средств малой механизации, и отвечающих исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам. Данная особенность прямо не сформулирована в законодательстве Республики Беларусь о ремесленной деятельности, однако анализ установленных в нем видов ремесленной деятельности позволяет сказать о том, что того же принципа придерживается и белорусский законодатель.
3) Ремесленная деятельность может осуществляться как физическими лицами, так и юридическими лицами-субъектами малого предпринимательства, а также организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности.
Ремесленная деятельность в г. Москве представляет собой, прежде всего, вид деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Об этом прямо говорится в статье 3 Закона г. Москвы, и в этом заключается одно из главных отличий ремесленной деятельности в Республики Беларусь и в г. Москве. Белорусское законодательство не требует от ремесленника обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, кроме того для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ремесленную деятельность, никаких особенностей в регистрации и уплате налогов не предусмотрено.
4) Обязательным условием для субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на поддержку со стороны органов государственной власти города Москвы, является обеспечение передачи навыков, опыта и мастерства ремесленной профессии посредством подготовки учеников.
В Республике Беларусь порядок и условия осуществления ремесленной деятельности не предусматривают института ученичества, а соответственно, никакой государственной поддержки в этой связи белорусское законодательство не предусматривает. Кроме того, имеется прямой запрет на привлечение иных физических лиц к осуществлению ремесленной деятельности.
Не смотря на то, что Законом закреплено за ремесленной деятельностью приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, нормы, касающиеся организации такой поддержки, носят скорее декларативный характер.
Согласно статье 5 Закона г. Москвы, приоритетное право на поддержку со стороны органов государственной власти города Москвы субъекты ремесленничества имеют в следующих формах:
- предоставление отдельным категориям ремесленников, работающим в приоритетных для города Москвы сферах деятельности, субсидий за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации федеральных и городских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства из средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства;
- установление пониженных ставок оплаты аренды помещений, зависящих от числа учеников, находящихся на обучении у мастера, с учетом норм количества учеников, утвержденных Правительством Москвы, численности персонала и профиля ремесленного предприятия;
- предоставление мастерам-ремесленникам имущественной поддержки для осуществления производственной и учебной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы;
- иные формы поддержки субъектов ремесленничества, предусмотренные федеральными и городскими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, в целях дальнейшего развития и поддержки ремесленничества в Москве и во исполнение названных норм Закона Правительством Москвы было принято постановление от 16 января 2001 г. N 40-ПП «О состоянии, перспективах развития и поддержки ремесленничества в Москве». Данным постановлением было утверждено Положение о порядке присвоения звания "Мастер - ремесленник города Москвы", Положение о начальном профессиональном образовании ремесленников – подмастерьев, Положение о регистрации, выдаче и хранении клейм субъектов ремесленничества Москвы.
Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на то, что до настоящего времени в Российской Федерации не принят федеральный закон о ремесленной деятельности, определенные шаги по развитию ремесленной деятельности предпринимаются. Так, в Москве продолжается работа по формированию городской инфраструктуры развития и поддержки ремесленничества: на территории Измайлово обустроена "Улица ремесел"; создан Московский центр малого предпринимательства и ремесел и сеть территориальных центров ремесел; завершается строительство объектов первой очереди Центра ремесел Восточного административного округа "Русское подворье" общей площадью около 15000 кв. м.; Московской палатой ремесел разработаны и утверждены положения о членстве в Палате и о ремесленных гильдиях. В настоящее время Палата оказывает постоянное содействие в обучении и повышении квалификации ремесленников, организует курсы и семинары по различным видам ремесленной деятельности. Постоянно проводятся выставки - продажи работ ремесленников, в том числе за рубежом.
Правительство Москвы констатирует, что органами исполнительной власти Москвы только за 2000 год оказана финансовая поддержка малым предприятиям ремесленного профиля на сумму около 25 млн. рублей. Московской палате ремесел, Московскому центру малого предпринимательства и ремесел и территориальным центрам ремесел выделены административные и производственные помещения, осуществлен их ремонт и техническое оснащение. Заключен инвестиционный контракт на строительство Культурно - маркетингового комплекса Московского центра малого предпринимательства и ремесел. В то же время дальнейшее развитие ремесленничества сдерживается отсутствием необходимых нормативно - правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Закона города Москвы "О ремесленной деятельности в городе Москве". До настоящего времени в составе Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы не создана система учета и регистрации субъектов ремесленничества - Ремесленный реестр Москвы, отсутствует система получения и подтверждения квалификации ремесленниками. Требуется увеличение количества производственных и административных помещений для размещения ремесленных и учебных мастерских[52].
XV. Заключение
Подводя итоги, отметим, что тема дальнейшего развития ремесленной деятельности в Республике Беларусь как никогда актуальна. Об этом свидетельствует, в том числе положительная тенденция роста физических лиц, ставших на учет в налоговых органах и уплативших ремесленный сбор. Государством также признается тот факт, что развитие ремесленной деятельности, как социально значимой и ориентированной на внутренний рынок, имеет непосредственное отношение к формированию в нашей стране благоприятной экономической среды.
Нельзя не отметить позитивные моменты, касающиеся осуществления ремесленной деятельности в Беларуси. Прежде всего, немаловажным является тот факт, что государство принимает активную роль в нормативном урегулировании ремесленной деятельности, свидетельством тому являются Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности», глава 40 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, посвященная уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности. Для сравнения, в Российской Федерации до настоящего времени отсутствует единый федеральный правовой акт, касающийся ремесленной деятельности.
Введение особого режима налогообложения также имеет огромное значение в развитии ремесленной деятельности и способствует росту ремесленников в нашей стране. Особый режим предполагает не только отсутствие необходимости в государственной регистрации ремесленника как предпринимателя, ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и относительно невысокие ставки сбора за осуществление ремесленной деятельности.
В тоже время существуют определенные законодательные пробелы, требующие заполнения в целях устранения неоднозначного толкования как ремесленниками, так и налоговыми и контролирующими органами. В частности, правового урегулирования требует вопрос реализации ремесленниками товаров. Логичным и обоснованным будет нормативное закрепление за ремесленниками права реализовывать товары, изготовленными ими самостоятельно без привлечения иных физических лиц, через магазины комиссионной и розничной торговли. Не смотря на то, что по мнению автора, это право имеется у ремесленников и в настоящее время, такое закрепление необходимо для того чтобы избежать неправомерного применения аналогии закона и разноречивых трактовок действующего законодательства.
Полагаем, что для дальнейшего развития и совершенствования правового урегулирования ремесленной деятельности в Республике Беларусь, следует изучить зарубежный опыт осуществления подобных видов деятельности в странах Европы и СНГ. Интереса заслуживают такие институты, как ученичество, ремесленные профессиональные объединения, реестры ремесленников. Ученичество предполагает право лица, осуществляющего ремесленную деятельность, использовать в ее осуществлении труд учеников, обучающихся у ремесленника деятельности по изготовлению товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Ремесленные профессиональные объединения – ремесленные палаты, ремесленные союзы – созданы во многих странах Европы (как на региональном, так и федеральном (республиканском) уровнях) и призваны объединять ремесленников, организовывать методическую и правовую помощь, обучение и профессиональную подготовку ремесленников, защищать права и отстаивать интересы ремесленников в государственных органах и иных организациях, участвовать в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов ремесленничества, иных проектов и программ развития и поддержки ремесленной деятельности. Реестры ремесленников содержат определенные сведения о всех субъектах ремесленной деятельности, и в странах Европы, как правило ведутся соответствующими ремесленными палатами, но порядок ведения такого реестра определяет уполномоченный государственный орган.
В отечественной правовой литературе уже высказывалось мнение о возможности введения института ученичества применительно к осуществлению ремесленной деятельности в Республике Беларусь. Как считает С.В. Задиран, введение подобных положений может обеспечить занятость молодежи, вовлечение незанятого населения в производственную деятельность, послужить эффективным средством пополнения доходов семейных бюджетов, а также способствовать сохранению исторических традиций, связанных с изготовлением отдельных видов товаров[53].
В целом, развитие ремесленной деятельности оказывает положительное влияние на многие области функционирования государства. Возрождение традиций народного промысла в Беларуси может дать мощный экономический, образовательный, социальный, культурный, демографический эффект. Вот только некоторые положительные стороны дальнейшей поддержки ремесленников со стороны государства:
Þ Экономический эффект. Рост количества ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке.
Þ Социальный эффект. Развитие ремесленной деятельности способствует повышению занятости населения, в том числе людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами, людей с особенности психического и физического здоровья. Кроме того, ремесленничество – один из способов решения проблемы занятости в сельском хозяйстве.
Þ Культурный эффект. Ремесленники оказывают неоценимое воздействие на культурное развитие страны, повышая интерес населения к народным ремеслам, традициям и искусству.
Þ Международный эффект. Ремесленничество важно и с точки зрения развития туризма, а также поднятия престижа национальной культуры на международной арене. Ремесленничество, как деятельность с большим экспортным потенциалом, приобретая экспортную направленность, будет способствовать экономическому росту и увеличению объемов внешнего товарооборота.
Þ Экологический эффект. Ремесленное производство совершенно безопасно и не подвержено риску экологических проблем, т.к. оно из компонентов природной среды использует атмосферный воздух и воду на уровне бытового потребления и не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.
Помимо прочего, некоторые исследователи отводят ремеслу особое место в мировой экономике и прогнозируют не только развитие ремесленной деятельности, но и ее переход на качественно иной уровень. Так, согласно прогнозам Института Будущего (The Institute For The Future) на ближайшее десятилетие, возросшее значение ремесла может породить такой феномен как «новая ремесленная экономика». Эксперты предполагают, что конечный результат ремесленной деятельности будет во многом таким же, как и столетия назад: ремесленники будут не только производить товары, но и формировать экономику, причем не только на локальном и национальном уровне, но и на глобальном уровне, используя преимущества глобальной ремесленной кооперации.
Согласно прогнозам, большая часть ремесленных производств будет представлена малыми предприятиями или частными предпринимателями-одиночками. Это будут торгово-ремесленные компании, производящие единственные в своем роде изделия или ограниченные партии продукции для все большего числа потребителей, ищущих уникальные, индивидуально изготовленные товары. Новое поколение ремесленных производств будет более совершенно, чем их предшественники. Они будут оснащены последними технологиями, будут иметь доступ к местным и глобальным потребителям, смогут конкурировать в любой отрасли. Эти фирмы будут динамичными, гибкими, зачастую для достижения поставленных целей будут сотрудничать с крупными компаниями. Эксперты полагают, что большая часть новых ремесленных фирм будет основана на знаниях, с опорой на человеческий капитал для решения комплексных проблем и развития новых идей, товаров, услуг и бизнес-моделей[54].
Остается предполагать, насколько сбудутся такие прогнозы как в мире в целом, так и в нашей стране в частности, однако совершенно очевидно то, что ремесленная деятельность уже сегодня выполняет важные функции в экономической, социальной и многих других сферах жизнедеятельности общества, а, следовательно, должна и будет далее развиваться, в том числе при помощи поддержки со стороны государства.
Приложения.
Приложение № 1
Текст приведен по состоянию на 23.10.2012
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 мая 2005 г. N 225
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Указов Президента Республики Беларусь
от 24.08.2006 N 522, от 01.03.2007 N 116, от 21.01.2008 N 28,
от 19.02.2009 N 105, от 02.04.2009 N 170, от 09.03.2010 N 143,
от 05.11.2010 N 570, от 08.09.2011 N 401, от 27.09.2012 N 432)
В целях создания благоприятных условий для осуществления физическими лицами ремесленной деятельности:
1. Установить, что:
1.1. под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан;
1.2. физические лица (за исключением физических лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о народном искусстве, народных промыслах (ремеслах), а также физических лиц, которым законодательными актами запрещается осуществление иной деятельности) вправе осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей следующие виды ремесленной деятельности:
1.2.1. изготовление и ремонт:
абзац исключен. - Указ Президента Республики Беларусь от 08.09.2011 N 401;
шорно-седельных изделий (хомутов, седелок, шлей, вожжей и других частей упряжи);
гужевых повозок, саней и детских санок;
рыболовных снастей и приспособлений для рыбалки (удочек, поплавков, блесен, подставок под удочки, садков, багров, шумовок, ножей для бура, жерлиц);
1.2.2. изготовление предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан:
хозяйственной посуды и кухонного инвентаря (мелких приборов и принадлежностей для кухни, ручных кухонных приспособлений, используемых при обработке, приготовлении или сервировке блюд) из глины, жести, дерева и прочих древесных материалов;
изделий из проволоки, шпагата, синтетической ленты, соломы, дикорастущих растений (лозы, камыша, липы и иных), за исключением мебели;
деревянных сундуков, бочек, чанов, кадок и прочих бондарных изделий;
изделий из жести (ведер, леек, карнизов, отливов, водостоков, дымоходов, зонтов для защиты дымоходов от атмосферных осадков, противней, самоварных труб, рукомойников);
абзац исключен;
банных веников;
1.2.3. изготовление, установка и ремонт:
деревянных колодцев, скамеек, навесов, беседок, теплиц, заборов, лодок, душевых кабин, надворных туалетов, скульптур, оборудования для обустройства детских площадок;
клеток, домиков, ульев, кормушек, поилок, вощины, иных сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц, животных, пчел;
1.2.4. кузнечное дело (за исключением деятельности по изготовлению каминных решеток, лестниц, заборов, калиток);
1.2.5. изготовление изделий ручного вязания спицами, крючком;
1.2.6. изготовление изделий ручного ткачества, а также изделий, выполненных в лоскутной технике путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности (из ткани, кожи или иных материалов);
1.2.7. кружевоплетение, макраме;
1.2.8. изготовление пряжи;
1.2.9. изготовление изделий ручной вышивки;
1.2.10. вышивка и плетение бисером;
1.2.11. художественная обработка (резьба, гравировка, выжигание) дерева, камня, кости, рога, металла, жести (за исключением деятельности по обработке бивней или клыков слона, бегемота, моржа, нарвала и кабана, рога носорога, зубов всех животных, а также деятельности по изготовлению памятников, статуй, бюстов в результате обработки камня);
1.2.12. изготовление изделий ручной работы (игрушек, декоративных панно, шкатулок, портсигаров, табакерок, пепельниц, копилок, подсвечников, дверных ручек, деталей и предметов украшения мебели, брелоков, ключниц, перчаток, рукавиц, ремней, бижутерии, украшений для волос, гребней, расчесок, декоративных дополнений к одежде, статуэток, токарных фигурных изделий, сувениров, елочных украшений, рамок для фотографий, рам для картин, декоративных реек) из ткани, кожи, соломы, природной и полимерной глины, керамики, в том числе фаянса и фарфора, гипса, дерева, перьев, камня, стекла, металла, жести, кости, рога (за исключением деятельности по изготовлению изделий с использованием бивней или клыков слона, бегемота, моржа, нарвала и кабана, рога носорога, зубов всех животных);
1.2.13. изготовление изделий из валяной шерсти;
1.2.14. переплетное дело;
1.2.15. изготовление свечей;
1.2.16. исключен;
1.2.17. изготовление декоративных цветов и композиций из них, в том числе с
1.2.18. исключен;
1.2.19. изготовление мелких изделий из стекла, природной и полимерной глины, дерева, природной смолы (бусин, бисера, кулонов, подвесок) и использование их для создания бижутерии, декорирования одежды;
1.2.20. роспись по дереву, ткани, стеклу и керамике;
1.2.21. изготовление деталей одежды с использованием элементов традиционного кроя и декора (пояса, фартуки и другие детали одежды);
1.2.22. изготовление поздравительных открыток, альбомов для фотографий без применения полиграфического и типографского оборудования;
1.2.23. изготовление, заточка и ремонт сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента и его частей (косовищ, черенков, грабель, топорищ, лопат, мотыг, серпов, топоров, садовых ножниц, ручных пил и иного);
1.2.24. изготовление художественных изделий из бумаги (оригами, бумагокручение, вытинанка, картонаж) и папье-маше;
1.2.25. изготовление национальных музыкальных инструментов в нефабричных условиях;
1.2.26. изготовление витражей;
1.2.27. декорирование предметов в технике "декупаж";
1.2.28. изготовление художественных изделий в технике "терра";
1.2.29. изготовление глазурованных и неглазурованных печных изразцов, декоративных изразцов и панно-вставок, изразцовых карнизов из природной глины методом ручной набивки или заливки в гипсовые формы, прессованием, ручной оправкой, декорированием, глазуровкой;
1.3. утратил силу;
1.4. утратил силу;
1.5. осуществление после 1 июля 2005 г. физическими лицами видов ремесленной деятельности, названных в подпункте 1.2 настоящего пункта, без уплаты сбора и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет запрещается.
2. Утратил силу.
3. Совету Министров Республики Беларусь:
до 1 июля 2005 г. принять меры по реализации настоящего Указа;
в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом;
разъяснять вопросы соблюдения правил осуществления ремесленной деятельности, определенных в настоящем Указе.
4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 июля 2005 г., за исключением пункта 3 и данного пункта, которые вступают в силу со дня подписания настоящего Указа.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Приложение № 2
Текст приведен по состоянию на 23.10.2012
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ <*>
(ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)
29 декабря 2009 г. N 71-З
Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года
(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З, от 10.01.2011 N 241-З, от 13.12.2011 N 325-З, от 30.12.2011 N 330-З, от 04.01.2012 N 337-З, от 26.10.2012 N 431-З)
(выдержки)
ГЛАВА 40
СБОР ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 318. Плательщики сбора за осуществление ремесленной деятельности
Плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности (далее в настоящей главе - плательщики) признаются физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность.
Статья 319. Общие условия применения сбора за осуществление ремесленной деятельности
1. Плательщики в части доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, освобождаются от подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
2. При декларировании физическими лицами доходов, имущества и указании в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы, доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, в декларации отражаются фактически полученные доходы. При декларировании указанных доходов в размерах, превышающих стократный размер сбора за осуществление ремесленной деятельности в календарном году, доплачивается сбор в размере 10 процентов от суммы такого превышения.
Доплата сбора производится в месячный срок со дня вручения физическому лицу налоговым органом соответствующего налогового извещения.
Статья 320. Объект налогообложения и ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности
1. Объектом налогообложения сбором за осуществление ремесленной деятельности признается осуществление видов ремесленной деятельности, определяемых Президентом Республики Беларусь.
2. Ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности (вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.
Статья 321. Налоговый период и сроки уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности
1. Налоговым периодом сбора за осуществление ремесленной деятельности признается календарный год.
2. Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности производится до начала осуществления ремесленной деятельности.
3. Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.
Приложение № 3
Приложение 3
к постановлению
Министерства
по налогам и сборам
Республики Беларусь
31.12.2010 N 96
(в ред. постановлений МНС от 31.01.2012 N 3,
от 31.07.2012 N 29)
Код макета 01
Номер документа _____
В инспекцию Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь
_______
УНП <*>
ЗАЯВЛЕНИЕ
о постановке на учет физического лица, за исключением частного нотариуса,
адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально
1. Фамилия ____________________________
2. Собственное имя ____________________
3. Отчество (если таковое имеется) ____
4. Дата рождения ______________________
5. Гражданство (подданство) ___________
6. Код и тип плательщика ______________
7. Код и вид плательщика ______________
8. Данные документа, удостоверяющего личность:
код ________ вид ___________ серия (при наличии) _____ номер ______________
кем и когда выдан _____________________
идентификационный номер гражданина ____
9. Данные о месте жительства:
9.1. почтовый индекс __________________
9.2. код СОАТО ________________________
9.3. область, район, сельсовет, населенный пункт __________________________
___
9.4. тип и наименование элемента улично-дорожной сети и приравненного к
нему элемента градостроительной планировочной структуры, номер дома,
корпуса, квартиры _____________________
10. Домашний телефон __________________
11. ___
(сведения о виде деятельности, который физическое лицо предполагает
осуществлять (для физического лица - плательщика единого налога с
индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц); данные об
уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности; данные об
уплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в
сфере агроэкотуризма)
Я, _______________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если
___
таковое имеется) плательщика, его представителя, данные документа,
___
удостоверяющего личность представителя, дата выдачи
___
и срок действия доверенности (при наличии)
заполнил настоящее заявление и подтверждаю, что приведенные сведения
достоверны.
Приложение ____________________________
(указываются представляемые вместе с заявлением документы)
___
__________________________ ________________________________
(дата подачи заявления) (подпись плательщика, его
представителя)
Заявление принял ______________________
(должность, фамилия, собственное имя, отчество (если
таковое имеется) должностного лица инспекции Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь)
__________________________ _________________________
(дата) (подпись)
--------------------------------
<*> УНП - учетный номер плательщика.
Приложение № 4
Текст приведен по состоянию на 10.03.2013
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
07.03.2008 N 342
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОДЕЙСТВИИ БЕЗРАБОТНЫМ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА, РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. постановлений Совмина от 16.01.2009 N 37, от 15.10.2009 N 1332, от 27.03.2010 N 450, от 28.04.2010 N 640, от 01.02.2012 N 109, от 16.10.2012 N 933)
(выдержки)
1. В настоящем Положении, разработанном в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 94, 2/1222) и Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991 года "О предпринимательстве в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., N 19, ст. 269), определяется порядок содействия органами государственной службы занятости населения безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
2. Исключен.
3. Содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработным осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите с учетом социально-экономической ситуации и положения на рынке труда в административно-территориальных единицах республики и выражается в ее организационном и методическом обеспечении, а также в финансовой поддержке.
Организационное и методическое обеспечение осуществляется в виде информирования, консультирования безработных о порядке и об условиях организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, направления безработных на профессиональное обучение, оказания помощи безработным в подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки.
Финансовая поддержка оказывается безработным на основании представленных ими документов в виде субсидии за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, передаваемых в местные бюджеты на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.
4. Преимущественное право на содействие органами по труду, занятости и социальной защите в организации предпринимательской деятельности предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для данной административно-территориальной единицы виды предпринимательской деятельности, определенные местными исполнительными и распорядительными органами.
5. Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - бюджет прожиточного минимума), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.