Тема 5: Налоговая ответственность: понятие, функции, принципы и стадии. Право на обжалование
1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
2. Принципы налоговой ответственности
3. Стадии налоговой ответственности
4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
6. Санкции в налоговом праве
7. Право на обжалование
1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:
· основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;
· наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;
· субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;
· для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;
· налоговая ответственность реализуется в процессуальной
форме.
2. Принципы налоговой ответственности
Принципы налоговой ответственности — это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.
*Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).
Основным элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.
*Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной НК РФ.
*Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
Привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
*Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.
Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Взыскание с налогоплательщика или налогового агента в качестве мер налоговой ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.
*Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).
Факт содеянного конкретным лицом может быть констатирован только судом.
Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
3. Стадии налоговой ответственности
Стадии налоговой ответственности — это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.
Стадии налоговой ответственности:
· возникновение налоговой ответственности;
· конкретизация налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения;
· реализация налоговой ответственности.
1.Стадия возникновения налоговой ответственности начинается с момента нарушения законодательства о налогах и сборах и длится до его обнаружения органами налогового контроля, иными компетентными органами государства или добровольного пресечения со стороны виновного лица.
Налоговый кодекс РФ разграничивает моменты совершения и обнаружения налогового деликта. Согласно ст. ИЗ НК РФ срок давности со дня его совершения составляет три года.
Реально налоговая ответственность наступает с момента вступления в законную силу акта применения правоохранительной санкции, содержащей меру ответственности — решения налогового органа или суда о привлечении к налоговой ответственности. Юридические факты, предшествующие вынесению и вступлению этого акта в законную силу, составляют презумпцию налогового правонарушения и, следовательно, презумпцию налоговой ответственности.
Однако с момента совершения налогового деликта и до его обнаружения правоотношение налоговой ответственности уже существует в качестве идеальной, формальной связи между государством и правонарушителем и позволяет прогнозировать модель их будущего поведения.
2.Стадия конкретизации налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения начинается с обнаружения налогового деликта и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах конкретным лицом.
Вторая стадия налоговой ответственности начинается в результате активных действий государства в лице компетентных органов или самого правонарушителя. До обнаружения налогового деликта правовой статус виновного лица существует в полном объеме, поскольку противоправное деяние еще не пресечено компетентными органами и правонарушитель использует принадлежащие ему права и обязанности без каких-либо ограничений.
3.Стадия реализации налоговой ответственности характеризуется тем, что правонарушитель приобретает специальный правовой статус. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового деликта. Заканчивается эта стадия добровольным исполнением решения налогового органа либо принудительным исполнением решения суда о взыскании санкции.
В наличии и выполнении стадии реализации налоговой ответственности заключается смысл охранительных налоговых правоотношений. Если в момент своего возникновения налоговая ответственность представляет соотношение прав и обязанностей государства в лице компетентных органов и правонарушителя, то в момент вступления в законную силу правоприменительного акта налоговая ответственность проявляется внешне через фактические действия сторон по взысканию налоговых санкций.
Следовательно, моментом окончания охранительного налогового правоотношения будет являться день, наступивший по истечении 12 месяцев с момента принятия компетентным государственным органом решения о взыскании с виновного лица налоговой санкции. Момент окончания охранительного налогового правоотношения означает, что субъекту ответственности возвращен его общий правовой статус, поскольку с этого дня он признается не подвергнутым налоговой санкции.
4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
В зависимости от возможности устранения (исключения) факта налогового правонарушения обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, классифицируются на две группы.
1.Исключающие наличие налогового правонарушения.
· отсутствие события налогового правонарушения;
· отсутствие вины лица в его совершении;
· совершение деяния, содержащего признаки налогового деликта, физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста.
2. Не исключающие наличия налогового правонарушения. К обстоятельствам данной группы относится истечение срока давности, в пределах которого лицо может быть привлечено к налоговой ответственности.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.
1. Отсутствие события налогового правонарушения. Названное обстоятельство означает отсутствие деяния, совершение которого влечет налоговую ответственность. Отсутствие события налогового правонарушения выражается в отсутствии самого противоправного факта в поведении субъекта налогового права. Например, не образует факта налогового правонарушения пропуск срока подачи декларации в налоговый орган, если налогоплательщик по решению суда освобожден от уплаты налога.
2. Отсутствие вины. Вина является необходимым условием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Отсутствие вины в поведении субъекта налогового права свидетельствует об отсутствии субъективного признака состава правонарушения и, таким образом, исключает возможность считать совершенное деяние правонарушением.
3.Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста. Наличие данного обстоятельства, исключающего привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, обусловлено положением п. 2 ст. 107 НК РФ, согласно которому физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Наличие определенного возраста является обязательным признаком субъекта налогового правонарушения, поэтому отсутствие возрастного критерия означает в конечном итоге отсутствие состава налогового правонарушения.
4.Истечение сроков давности привлечения к ответственности за налоговый деликт. Налоговым кодексом РФ давность привлечения к ответственности впервые включена в перечень обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности. Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения прошло три года.
По общему правилу срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения лицом налогового деликта. В особом порядке исчисляется срок давности относительно правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ. Срок давности по названным правонарушениям начинает течь со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в котором было нарушено законодательство о налогах и сборах.
5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение
налогового правонарушения
Перечень таких обстоятельств закреплен ст. 112 НК РФ. В соответствии с названной нормой обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
1)совершение деликта вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Наличие данного обстоятельства влияет на мотивы совершения противоправного действия (бездействия). Например, индивидуальный предприниматель занизил налогооблагаемую базу в целях неполной уплаты суммы налога по причине отсутствия необходимых денежных средств, которые ранее были им потрачены на медицинское лечение или необходимы для будущего восстановления здоровья. Вместе с тем между стечением тяжелых личных или семейных обстоятельств и налоговым деликтом должна быть причинно-следственная связь, объясняющая нарушение законодательства о налогах и сборах именно названными фактами;
2)совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Названные обстоятельства являются неблагоприятными факторами, существенно ограничивающими свободу выбора поведения правонарушителя. Налоговое правонарушение может быть совершено в результате сознательной деятельности третьих лиц, поскольку угроза, принуждение, создание ситуации материальной, служебной либо иной зависимости оказывает давление на сознание и волю виновного, понуждая его нарушать налоговое законодательство.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в качестве смягчающего обстоятельства может рассматриваться только реальная угроза, т. е. угрожающее лицо должно иметь возможность фактического причинения вреда правонарушителю или его близким. Например, угрозой может быть возможность причинения телесных повреждений, повреждения или уничтожения имущества, распространения позорящих сведений и т. д. Реальная угроза должна быть направлена на принуждение лица совершить налоговое правонарушение. Только в этом случае угроза или принуждение могут быть рассмотрены как обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность.
Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в качестве смягчающих и иные обстоятельства. Как показывает анализ судебной и арбитражной практики, в качестве других смягчающих обстоятельств суды признают неясность или некорректность налоговых нормативных правовых актов, причинение государству незначительного вреда, тяжелую болезнь налогоплательщика.
Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, являются важным элементом гарантии защиты прав налогоплательщиков и, следовательно, имеют обратную силу.
Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответственность, определен ст. 114 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового проступка лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, т. е. повторность. Лицо считается привлекавшимся к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении санкции за аналогичное нарушение налогового законодательства.
Так же, как и обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, отягчающее обстоятельство реализуется посредством правил, содержащихся в ст. 114 НК РФ. При установлении судом признака повторности размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с установленным соответствующей специальной статьей гл. 16 или 18 НК РФ.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, имеют значение при определении меры воздействия на правонарушителя и применяются только судом. Какого-либо влияния на квалификацию действия (бездействия) в качестве налогового правонарушения рассмотренные факты не оказывают.
6. Санкции в налоговом праве
Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:
· правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;
· карательные (штрафные), реализация которых направлена предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.
Санкции в виде штрафа исчисляются различными способами, в зависимости от которых могут быть с группированы следующим образом:
· штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст. 122, 123 НК РФ);
· штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст. 135' НК РФ);
· штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например ,ст. 117 НК РФ).
Особенности штрафа:
· налоговая санкция представляет элемент правоохранительной нормы, поэтому штраф существует независимо от факта совершения налогового проступка;
· единственным законным основанием для применения санкции является совершенное лицом налоговое правонарушение;
· штраф за нарушение налогового законодательства взыскивается в судебном порядке;
· штраф выражен в денежной форме, сумма которой определяется на основании специальных статей НК РФ;
· сущность налоговой санкции заключается в лишении субъекта права собственности или иного вещного права на установленную НК РФ сумму наличных денежных средств либо имущественных прав на денежные средства в безналичной форме, находящиеся на счете в кредитной организации;
· взыскание штрафа не освобождает виновное лицо от исполнения налоговой обязанности;
· НК РФ предусмотрены варианты индивидуализации применения штрафов посредством правильной квалификации налогового правонарушения, а также установления обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
7. Право на обжалование
Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.
В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:
1.Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, в частности решения федеральных органов налоговой полиции, Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, функционирующей при Правительстве РФ.
2.Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.
3.Судебный порядок обжалования. В основной части налоговых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица — субъекты налогового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.
Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обозначенные НК РФ:
· решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст. 40);
· решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46);
· инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 46);
· решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);
Кроме названных ненормативных актов обжалованию подлежат решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат, обязательных для налогоплательщиков предписаний, влекущих юридические последствия.
4.Право на самозащиту. Помимо мер защиты нарушенных прав налогоплательщиков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законодательство предоставляет физическим лицам и организациям. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик может не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.
8. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.
Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фактов, которые нарушают права заявителя. Вместе с тем НК РФ четко различает подведомственность подачи и рассмотрения жалобы:
· факты несогласия с актами, действиями или бездействием налогового органа заявляются только в вышестоящий налоговый орган;
· жалобы на неправомерное поведение должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу.
Объединение в одной жалобе требований, подведомственных налоговым органам, с требованиями, подведомственными должностным лицам этих органов, не допускается.
Обжалование неправомерной деятельности налоговых органов или их должностных лиц осуществляется только в письменной форме. Жалоба должна содержать название и координаты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основания обжалования.
Налоговым кодексом РФ установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на неправомерные акты, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц. Этот срок начинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но при условии наличия уважительной причины его пропуска. Если налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос об уважительной причине пропуска срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым органом или должностным лицом, которым адресована жалоба. Как правило, уважительной причиной пропуска срока признается тяжелая и продолжительная болезнь, длительное отсутствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорные обстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохранительных органов, в результате которых были изъяты документы, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.
О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.
Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика.
9. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:
· признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;
· признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим федеральному закону и, следовательно, не действующим или не подлежащим применению;
· признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции не действительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;
· отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;
· неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
· пресечение действий должностного лица налогового или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
· принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
· признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание с банковского счета налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства;
· возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;
· взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;
· возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.
Названные способы судебной защиты одновременно являются предметами исковых требований налогоплательщиков.
Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.