Классификация способов оптимизации налогообложения
Тема 3: Оптимизация налогообложения
1. Оптимизация налогообложения: понятие, сущность, отличие от минимизации.
2. Классификация способов оптимизации налогообложения.
3. Налоговые схемы.
4. Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов.
1) Оптимизация налогообложения: понятие, сущность, отличие от минимизации.
Налоговая оптимизация - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.
Возможность налоговой оптимизации следует из целого ряда положений действующего российского законодательства. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, а согласно статье 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Налог же, в силу положений статьи 8 Налогового кодекса РФ, представляет собой ни что иное, как форму безвозмездного изъятия части собственности субъекта предпринимательской деятельности. Таким образом, следует признать, что законодатель признает право налогоплательщика принимать меры, направленные на защиту своей собственности, в том числе путем законного сокращения объема налоговых обязательств.
Возможность осуществления налоговой оптимизации обусловлена также тем, что, во-первых, действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности в различных правовых формах по выбору субъекта предпринимательской деятельности (например, путем создания юридического лица или путем заключения договора простого товарищества), а различные правовые формы предполагают различный порядок налогообложения; во-вторых, часто налогоплательщик вправе выбирать непосредственно режим налогообложения для своего предприятия (например, упрощенная или общая система налогообложения); в-третьих, законодательство о налогах и сборах предоставляет налогоплательщику возможность выбирать различные методы учета хозяйственных операций для целей налогообложения по своему усмотрению (например, выбор метода списания стоимости материалов на расходы в целях налогообложения), а также принимать по своему усмотрению иные решения, непосредственно влияющие на налогообложение (например, использовать или не использовать право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость).
Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией. Однако это мнение ошибочно.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых выплат и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Конечная цель оптимизации – увеличение прибыли предприятия после налогообложения, а не минимизация налогов.
В настоящее время существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.
При резком изменении или значительном и постоянно несоответствии указанным параметрам организация рискует подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.
Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.
Кроме того, при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.
Классификация способов оптимизации налогообложения.
Существует несколько основных методов уменьшения налоговых платежей, причем для каждого налога или группы налогов есть собственные методы их оптимизации. Методами налоговой оптимизации можно считать не только способы минимизации самих налогов, но также и создание более выгодных для налогоплательщика условий налогового администрирования и налогового контроля.
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи, с чем можно выделить общие и специальные способы оптимизации налогов. К общим способам можно отнести:
1. Метод использования пробелов в действующем законодательстве.
2. Принятие учетной политики предприятия.
3. Оптимизация через договор.
4. Метод использования различных льгот и налоговых освобождений.
Специальные методы налоговой оптимизации также могут использоваться на всех предприятиях, однако с той лишь разницей, что они имеют более узкую сферу применения. К специальным методам относятся следующие:
1. Метод замены отношений.
2. Метод разделения отношений.
3. Метод отсрочки налогового платежа.
4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения.
При исчислении налогов налогоплательщик должен учитывать взаимосвязь налогового, бухгалтерского, гражданского и других отраслей законодательства, регулирующих хозяйственную деятельность. Поэтому при методологии налоговой оптимизации и формировании конкретного метода необходимо:
- произвести всесторонний анализ возможных последствий внедрения конкретного метода оптимизации налога;
- учесть требования всех отраслей законодательства (налогового, антимонопольного, таможенного, валютного и др.);
- обеспечить соответствующее документальное оформление осуществляемых хозяйственных операций в организационном и практическом плане;
- обеспечить полную взаимоувязку формулировок, показателей и цифровых значений при документальном оформлении хозяйственных операций;
- обеспечить полную конфиденциальность сформированного метода оптимизации налогов и способов его применения.
Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной, основываться на конкретных статьях российского законодательства и не встречать возражений со стороны налоговых органов.
Налоговые схемы.
Понятие «налоговая схема» появилось не из теоретических разработок, а из реальной жизни российских налогоплательщиков. В понимании большинства руководителей налоговое планирование — это, прежде всего налоговые схемы. Такой вывод достаточно близок к истине, т.к. конкретные результаты оптимизационного налогового планирования всегда выражаются в некоторых организационно-правовых схемах.
Налоговая схема — это основная идея конкретного метода оптимизации налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранного метода оптимизации налогов.
Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщикам применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.
Оптимизационное налоговое планирование может иметь различный масштаб и, соответственно, различную экономическую эффективность воздействия на бизнес.
По своему масштабу (степени воздействия на налогоплательщика) налоговые схемы бывают трех видов: глобальные, средние и малые:
- глобальные налоговые схемы помогают минимизировать большинство основных налогов, существенно меняют формы бизнеса, воздействуя на основную массу применяемых экономических действий, приводят к многократному сокращению налогового бремени;
- средние налоговые схемы помогают минимизировать один-два налога, необходимо приспосабливать бизнес под данные схемы, приводят к сокращению налогового бремени на десятки процентов;
- малые налоговые схемы минимизируют обычно один налог,
иногда второстепенный. Обычно не требуют больших организационных затрат, позволяют достигнуть небольшого, но все-таки заметного сокращения налогового бремени.
Для реализации налоговых схем и серьезного налогового планирования требуется комплексное применение в их взаимосвязях нескольких предприятий-налогоплательщиков с различными налоговыми режимами с учетом имеющихся внутренних и внешних ограничений подконтрольности предприятий (доверие к определенным лицам, наличие посредников и т.д.). Реальные налоговые схемы могут быть достаточно масштабными и сложными.
По числу участников и объему затрат налоговые схемы бывают простые и сложные.
«Простые» схемы, то есть схемы, в которых участвуют от двух до четырех взаимодействующих лиц и реализация которых не требует целенаправленных затрат, оформления специальных документов или договоров.
«Сложные» же схемы требуют для реализации значительный объем материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения
заменяются другими, что влечет за собой частичное или
полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т. д.). Обычно в этой схеме участвуют более четырех лиц.
И последнее, что необходимо рассмотреть, — это механизм построения схем.
Самым сложным этапом оптимизационного налогового планирования является разработка конкретных налоговых схем. Классическая последовательность их построения следующая:
1) поиск идеи. На данном этапе наиболее эффективными являются
различные эвристические и творческие подходы. Ближе всего эта деятельность связана с комплексным анализом налогового законодательства с учетом необходимости минимизировать размеры по конкретным налогам,
2) разработка экономической модели. На данном этапе решается вопрос, имеет ли найденная идея практический интерес и экономическое содержание, определяется, какой экономический эффект она может принести,
3) юридическая модель. Рассматривается юридическая возможность реализации идеи, юридическое оформление и обоснование значимых деталей. Заканчивается проектами документов;
4) организационная модель. Любая схема должна быть детально лакирована и правильно организована. На этом этапе выделяются возможные организационные сложности, пути их преодоления, ответственные лица, этапы и отчетность;
5) учетная модель. Вполне законченной схемой для предприятий можно считать только такую налоговую схему, в которой точно определены бухгалтерские проводки. Различные варианты бухгалтерских проводок могут повлиять на конечный результат и, соответственно, на эффективность налоговой схемы;
6) отработка деталей. Данный этап частично входит в выше указанные, но имеет и собственную ценность. Этот этап целиком прикладной и относится к возможностям и связям конкретных предприятий, а также конкретной специфике реального
предприятия и региона. Все существенные для налоговой схемы детали должны быть проверены. Обычно при разработке налоговых схем ряд общих деталей в качестве предположений принимается без доказательств. Но иногда на практике оказывается, что какая-то отдельная операция не может быть произведена так, как задумывалось, или в заданные сроки.