Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»
Лекция №1
Тема: Сущность и функции предпринимательства
1. Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство» 1
2. История предпринимательства как науки 4
3. Концептуальные оценки значения предпринимательства для общества 6
4. Сущность и признаки предпринимательства 8
5. Цели, задачи и функции предпринимательства 10
Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»
Хотя вся история человеческого общества, так или иначе, связана с предпринимательством, само понятие появилось не сразу. В римском праве вместо понятия "предпринимательство" использовались такие термины как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Еще в 17 веке (1576г) предпринимателем считалось лицо, заключающее контракт с монархом с целью выполнения различных работ. В английской транскрипции до настоящего времени для обозначения предпринимательства используется понятие «бизнес» - дело.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. «Предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.
Й. Шумпетерв книге «Теория экономического развития» (1912 г.) впервые стал рассматривать организаторскую деятельность в качестве фактора производства и дал этому фактору современное его название – предпринимательство.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. В развитии теории предпринимательства можно выделить 4 направления.
1 направление возникло в XVIII веке и связано с концентрацией внимания на такой черте предпринимателя, как способности нести риск.
Первым ученым, разработавшим концепцию предпринимательства является Ричард Кантильон (1725),по определению которого предприниматель - человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности и риска. К последователям этого течения можно отнести:
Адама Смита считающего, что предпринимателем может собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идетнаэкономический риск и получение прибыли,
Тюненаотмечающего, что предприниматель должен обладать особыми качествами (уметь рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход.
2 направление связано с выделением такой отличительной черты предпринимателя как инновационность. Основоположником данного направления является Йозеф Шумпетер. Он считал, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, т.е."...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". По его мнению, в основе экономического развития лежит стремление предпринимателя использовать новую комбинацию факторов, осуществлять «созидательное разрушение», ломая прежние формы производственной и организационной жизни общества, ускоряя процессы уже конструктивно созревшие в обществе.
3 направление связано сосредочением внимания на личных качествахпредпринимателя (способности реагировать на изменения ситуации, самостоятельности в выборе решения, наличием управленческих способностей). Представителями данного направления являются Мизес и Хайек. Они считали, что делом предпринимателя являются не просто эксперименты с новыми технологическими методами, а отбор наиболее эффективных методов, пригодных для потребителей в настоящий момент времени.
По мнению Фридриха Хайека: предпринимательство связано с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией. Предприниматель стремиться оптимально использовать эти компоненты, учитывая ситуацию на рынке
4 направление связано с переносом акцента в предпринимательской деятельности на управленческий акцент и в частности на внутрифирменное предпринимательство или интрапренерство. Термин интрапренер введен в оборот американским исследователем Гиффордом Пиншо.Появление интрапренерства связано с тем, что многие крупные предприятия переходят на предпринимательскую форму организации производства, для которой обязательным условием является наличие свободы творчества. Т.е. подразделения предприятия получают свободу действий, реализации собственных идей, а также интракапитал - капитал, необходимый для реализации идей.
Дата | Автор определения | Содержание определения |
1 направление | ||
1725 | Ричард Кантильон – основоположник теории предпринимательства | Предприниматель – человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности и риска |
1776 | Адам Смит | Предприниматель – собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет наэкономический риск и получение прибыли |
1911 | И. фон Тюнен | Предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство. |
2 направление | ||
1911 | Иозеф Шумпетер | Главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие", способность осуществлять новые комбинации факторов производства, осуществлять «созидательное разрушение». |
1915 | Вильям Ростоу | Среди факторов экономического роста важную роль играет склонность предпринимателей к инновациям и материальным усовершенствованиям |
3 направление | ||
1929 | Фридрих Хайек | Предпринимательство связано с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией. Предприниматель стремиться оптимально использовать эти компоненты, учитывая ситуацию на рынке |
1936 | Джон Мейнард Кейнс | Предприниматель – своеобразный социально–психологический тип хозяйственника, для которого главное "... не столько новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств". Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние. |
4 направление | ||
1983 | Гиффорд Пиншо | Интрапренерство – внутрифирменное предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, получает свободу действий и интракапитал для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства |
Теоретически предлагается при определении понятия предпринимательства разграничивать предпринимательство как явление и предпринимательство как процесс, деятельность особого вида.
Предпринимательство как явлениеотражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Эти отношения объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления. Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения. Эта совокупность отношений может быть изучена с различных сторон: спрос, предложение, ценообразование, маркетинг, налогообложение и т.п.
Предпринимательство как процесспредставляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство– это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге приносит предпринимателю личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, товар, технологию и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль. В таком виде предпринимательство составляет самостоятельный объект научного исследования и отдельную дисциплину.
Поскольку процесс предпринимательской деятельности является центральным элементом в общей массе предпринимательских отношений, постольку жесткое разграничить предпринимательство как явление и как процесс невозможно. Поэтому многие аспекты организации предпринимательской деятельности тесно связаны с другими отраслями экономической науки.