Льготы по категориям организаций

Налоговым законодательством определены отдельные категории организаций, у которых капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места освобождаются от налога на недвижимость, и определены условия для применения данной льготы.

На освобождение от налога на недвижимость по зданиям, сооружениям, их частям, машино-местам могут претендовать капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места:

- используемых в предпринимательской деятельности республиканского унитарного предприятия почтовой связи "Белпочта" (подп. 1.3 п. 1 ст. 186 НК);

- Академии управления при Президенте Республики Беларусь (подп. 1.14 п. 1 ст. 186 НК);

- принадлежащие на праве собственности общественному объединению "Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь" (подп. 1.24 п. 1 ст. 186 НК).

При этом необходимо, чтобы освобождаемые от налога объекты указанных организаций использовались ими в строго определенных целях (для осуществления своей деятельности). В случае нецелевого их использования (например, при сдаче в аренду (пользование) коммерческим структурам) вышеназванные организации утрачивают право на льготу (ч. 1 п. 2 ст. 186 НК).

До 01.01.2016 освобождены от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК).

Научной организацией признается юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации (абз. 8 ст. 1 Закона N 708-XIII).

Аккредитация научных организаций входит в совместную компетенцию Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (абз. 6 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 N 159-З "О Национальной академии наук Беларуси").

Порядок проведения аккредитации определен Инструкцией о порядке аккредитации научных организаций, утвержденной постановлением Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 08.09.2010 N 7/20/2 (далее - Инструкция N 7/20/2). При положительном заключении комиссии по аккредитации проведение аккредитации научной организации завершается выдачей свидетельства об аккредитации и регистрацией в реестре аккредитованных научных организаций, который ведется Национальной академией наук Беларуси (п. 11, 14 - 15, 19 Инструкции N 7/20/2).

Таким образом, свидетельство об аккредитации научной организации дает ей право на применение установленной подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК льготы по налогу на недвижимость.

Примечание. Аналогичный подход по вопросу применения данной льготы

научными организациями используют налоговые органы (см. консультацию).

От научных организаций следует отличать временные научные коллективы (ВНК), которые представляют собой добровольные объединения физических лиц без образования юридического лица, создаваемые в целях осуществления научной деятельности в порядке и на условиях, определяемых законодательством и договором (абз. 10 ст. 1 Закона N 708-XIII). Порядок создания и осуществления деятельности ВНК определен Положением о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.06.2009 N 349 (далее - Положение N 349). В соответствии с абз. 3 п. 4, п. 6 Положения N 349 ВНК формируется по инициативе организации, для которой необходимо выполнение научных исследований и разработок, либо по инициативе физического лица путем заключения физическими лицами договора о ВНК установленной формы. ВНК не являются плательщиками налогов, сборов (пошлин) и не подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Таким образом, ВНК, несмотря на научную направленность их деятельности, научными организациями не являются, плательщиками налога на недвижимость не признаются, поэтому прав на установленную подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК льготу по налогу на недвижимость не имеют. Следовательно, у организаций, не признаваемых научными организациями, имеющих в своем составе ВНК, прав на указанную льготу также не возникает.

Подпункт 1.23 п. 1 ст. 186 НК освобождает от налога на недвижимость также капитальные строения (здания и сооружения), их части научно-технологических парков (далее - технопарки), центров трансфера технологий.

Вопросы регистрации организаций в качестве технопарков, центров трансфера технологий и порядок их деятельности определены Положением N 1.

Под технопарком понимается организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой являются содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации (п. 8 Положения N 1).

Резидентом научно-технологического парка может стать юридическое лицо со среднесписочной численностью работников до 100 человек, индивидуальный предприниматель, использующие в соответствии с законодательством движимое и недвижимое имущество научно-технологического парка, в том числе помещения различного функционального назначения, осуществляющие инновационную деятельность (абз. 5 п. 2 Положения N 1).

Технопарк ведет учет резидентов технопарка и осуществляет контроль за их деятельностью. Основанием для приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями статуса резидентов технопарка служит заключение договора аренды (субаренды), безвозмездного пользования зданиями, сооружениями и помещениями, принадлежащими технопарку на праве собственности либо переданными ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренду. В 3-дневный срок со дня заключения указанного договора либо со дня прекращения срока действия данного договора технопарк письменно информирует инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - резидентов технопарка о заключенных с ними договорах (прекращении их действия) (п. 10 Положения N 1).

Капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научно-технологическими парками их резидентам, также не подлежат налогообложению налогом на недвижимость (абз. 11 ч. 2 п. 2 ст. 186 НК).

Пример.Организация зарегистрирована Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь в качестве научно-технологического парка. В текущем году часть пустующих нежилых помещений организация сдала в аренду своим резидентам (арендаторам), о чем письменно проинформировала инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет арендаторов.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 186 НК при сдаче организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, такие капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места подлежат налогообложению налогом на недвижимость в порядке, установленном главой 17 НК. При этом налогообложению в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 186 НК не подлежат капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научно-технологическими парками их резидентам (абз. 1, 11 ч. 2 п. 2 ст. 186 НК).

Таким образом, установленную подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК льготу по налогу на недвижимость данная организация не утрачивает.

Примечание. Дополнительно по вопросу применения льготы по налогу на

недвижимость технопарками см. консультацию.

Центром трансфера технологий признается организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования. Таким центром может быть также научная организация, имеющая обособленное подразделение с численностью работников не менее 7 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования. В этом случае научная организация, приобретшая статус центра трансфера технологий, пользуется предоставляемыми ей льготами и преимуществами в части деятельности соответствующего обособленного подразделения (п. 11 Положения N 1).

Примечание. Дополнительно по вопросу правового статуса центров

трансфера технологий см. консультацию.

Пример.Организация зарегистрирована Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) в качестве центра трансфера технологий. ГКНТ письмом уведомил инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о регистрации организации в качестве центра трансфера технологий на срок с 31.01.2014 до 30.01.2017.

В соответствии с п. 4 ст. 186 НК при возникновении у организаций в течение года права на освобождение от налога на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу исчисление и уплата налога на недвижимость производятся начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено.

Таким образом, воспользоваться установленной подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК льготой по налогу на недвижимость данная организация сможет со II квартала 2014 года по IV квартал 2015 года включительно.

Следует отметить, что субъектами инновационной инфраструктуры являются также венчурные организации (абз. 4 п. 3 Положения N 1). Однако данные организации в подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК не поименованы, поэтому на них рассматриваемая льгота не распространяется.

Согласно п. 25 Положения N 12 объекты налогообложения налогом на недвижимость, расположенные на территории Парка высоких технологий, плательщиками по которым признаются резиденты данного Парка, освобождаются от налога на недвижимость, за исключением объектов, сдаваемых в аренду.

Границы Парка высоких технологий обозначены в приложении к Декрету Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 "О Парке высоких технологий", утвердившем данное Положение N 12.

Примечание. Дополнительно о преференциях для резидентов Парка высоких

технологий см. консультацию.

Освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части организаций культуры. Причем организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать данную льготу по таким зданиям и сооружениям (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).

Термин "организация культуры" означает юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность. При этом здания и сооружения относятся к объектам культурной инфраструктуры, если они предназначены для использования (используются) для осуществления и обеспечения такой деятельности. Под культурной деятельностью следует понимать деятельность по созданию, обновлению (возрождению), сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха (свободного времени) населения (ст. 1 Закона N 832-XII).

Организации культуры могут быть государственной и частной формы собственности, осуществлять коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере культуры (п. 1 ст. 21 Закона N 832-XII). Основные типы (виды) и классификация организаций культуры перечислены в п. 2 и 3 ст. 21 Закона N 832-XII: это библиотеки, музеи, дворцы культуры, цирки, зоосады, филармонии и другие организации, осуществляющие концертную деятельность, центры народного творчества и т.п.

Порядок создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяется ГК, Законом N 832-XII и иными законодательными актами (п. 1 ст. 23 Закона N 832-XII).

Таким образом, для применения данной льготы организация должна не только осуществлять культурную деятельность, классифицируемую шифрами, входящими в код 92 "Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта" ОКРБ 005-2006, но и признаваться в установленном порядке организацией культуры.

Пример.Бюджетная организация - государственное учреждение "Дворец культуры" (далее - Дворец культуры) - создана и функционирует как учреждение культуры клубного типа. Основной вид экономической деятельности согласно сведениям из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - "деятельность учреждений культуры клубного типа". Несколько принадлежащих ему помещений Дворец культуры сдает в аренду другим организациям культуры.

В рассматриваемой ситуации у Дворца культуры не возникает обязательство по уплате налога на недвижимость со стоимости помещений, сданных в аренду организациям культуры (абз. 10 ч. 2 п. 3 ст. 184 НК).

Указом N 326 предусмотрены налоговые льготы для некоторых организаций (подп. 2.1, п. 2, абз. 2 п. 3 Указа N 326). В частности, освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), машино-местам, расположенным на территории Китайско-Белорусского индустриального парка, независимо от направления их использования:

- до 01.01.2032 - совместная белорусско-китайская компания по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка;

- резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка со дня их регистрации в качестве резидентов и в течение следующих 10 календарных лет.


Обратите внимание! Указ N 326 вступил в силу 09.07.2014. До этой даты для совместной белорусско-китайской компании и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка аналогичные льготы были предусмотрены Указом N 253

Причем последним предоставлено право по истечении 10 календарных лет, следующих за годом регистрации в качестве резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка, в течение следующих 10 календарных лет уплачивать налог на недвижимость по указанным выше объектам по ставкам, уменьшенным на 50%.

В соответствии с примечанием <*> к подп. 1.3 п. 1 Указа N 326 под резидентом Китайско-Белорусского индустриального парка понимается юридическое лицо Республики Беларусь, находящееся на его территории, зарегистрированное в установленном порядке администрацией парка в качестве его резидента и осуществляющее на территории данного парка реализацию инвестиционного проекта (проектов) в соответствии с видами деятельности и объемом инвестиций, отвечающими требованиям, предъявляемым Положением о Китайско-Белорусском индустриальном парке, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Границы, площадь и состав земель Китайско-Белорусского индустриального парка определены в приложении к Указу N 253.

Пример.Коммерческая организация, состоящая на учете в налоговых органах Республики Беларусь, с июня текущего года зарегистрирована в установленном порядке в качестве резидента Китайско-Белорусского индустриального парка и имеет на территории данного парка офисное здание. Часть помещений в здании организация сдает в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории парка.

В отношении этого здания (включая переданные в аренду помещения) организация вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость начиная с 1 июля текущего года.

Пример.Коммерческая организация, состоящая на учете в налоговых органах Республики Беларусь, с июня текущего года зарегистрирована в установленном порядке в качестве резидента Китайско-Белорусского индустриального парка. Организация имеет в собственности здание, расположенное на территории Смолевичского района, не входящей в состав земель Китайско-Белорусского индустриального парка.

В отношении этого здания организация прав на льготы по налогу на недвижимость, установленные Указом N 326, не имеет.

Вместе с тем администрация парка может осуществлять государственную регистрацию на его территории индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, не являющихся резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка (абз. 2 ч. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа N 326). На данных субъектов хозяйствования установленные Указом N 326 льготы по налогу на недвижимость не распространяются.

У организаций - производителей сельскохозяйственной продукции (продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) не облагаются налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части сельскохозяйственного назначения, используемые (предназначенные для использования) в их деятельности (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК). Следует отметить, что разделить капитальные строения (здания, сооружения), их части сельскохозяйственных организаций на используемые и не используемые в производстве сельскохозяйственной продукции довольно сложно. Некоторые из таких объектов могут косвенно участвовать в процессе производства (например, забор, гараж, административное здание, склады и т.п.).

Поэтому налоговые органы в целях упрощения налогового законодательства не облагают налогом на недвижимость все здания и сооружения сельскохозяйственных организаций, как используемые, так и не используемые ими для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, независимо от того, в какой степени эти здания и сооружения задействованы в производственном процессе (прямо или косвенно).

Примечание. Подробнее об этом см. консультации.

Кроме НК льготы по налогу на недвижимость для субъектов хозяйствования с местом нахождения (жительства) в сельской местности предусмотрены некоторыми нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

В частности, Декретом N 6 предоставлено право не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость:

- в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации: коммерческим организациям Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь, с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющим на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) (абз. 4 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Декрета N 6);

- в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании обособленного подразделения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности вне населенного пункта, территория которого является либо являлась местом нахождения создавших их организаций, - со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся на балансе этого подразделения (абз. 3 подпункта 1.2.1 п. 1, примечание <*> к подп. 1.2 Декрета N 6).

Для применения льгот, предусмотренных Декретом N 6, необходимо учесть следующее.

Под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

Под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их реализацию. На данный момент такой порядок определен Постановлением N 1520.

При этом следует учесть, что для целей налогового законодательства (п. 1 ст. 29, п. 1, 2 ст. 30, п. 1 ст. 31 НК):

- товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством;

- работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

- услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Под реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок. Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

Следовательно, для целей применения льгот по налогу на недвижимость, установленных Декретом N 6, важно, чтобы деятельность организации (ее обособленного подразделения) подпадала под определение "реализация товаров, работ, услуг", установленное налоговым законодательством.

Примечание. Аналогичное мнение высказано Министерством по налогам и

сборам Республики Беларусь в своем письме от 29.03.2013 N 2-3-15/10002 "О

применении норм Декрета N 6", вопрос 2 (далее - Письме N 2-3-15/10002).

В соответствии с ч. 4 подп. 1.4 п. 1 Декрета N 6 освобождение от налога на недвижимость:

1) предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, обособленным подразделением осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую распространяются положения абз. 2 подп. 1.1 п. 1, абз. 2 подп. 1.2.1 п. 1 Декрета N 6.

При этом к указанным работам (услугам) не относится предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование;

2) не применяется в отношении:

- индивидуальных предпринимателей и организаций, перечисленных в абзацах 6 - 13 подп. 1.8 п. 1 Декрета N 6 (индивидуальных предпринимателей в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; других лиц). Это касается также зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленных подразделений указанных организаций;

- зданий (сооружений), машино-мест, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

- объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

Примечание. О применении льготы по налогу на недвижимость,

установленной Декретом N 6, см. консультации.

Наши рекомендации