Этические нормы менеджера
Лекция 8
Этика и социальная ответственность менеджера
1. Этические нормы менеджера
2. Основные качества менеджера
3. Социальная ответственность менеджера
Этические нормы менеджера
Этика –это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.
Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или не правильное. Применительно к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что — плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.
В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.
В качестве неэтичного менеджментаможно привести следующие достаточно распространенные явления:
выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичым ( «средства оправдывают цель»);
неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).
В ряде случаев этические нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).
Аморальными и одновременно противоречащими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.
В большинстве случаев этичное поведение менеджера не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого в менеджменте, могут служить:
— утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);
— пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;
— несоблюдение данного слова;
— нарушение устной договоренности;
— аморальное поведение в быту;
— подбор кадров по принципу знакомства;
— сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);
— унижение подчиненных;
— унижение перед начальниками;
— отказ от принятых обязательств;
— получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;
— раскрытие служебных и коммерческих секретов;
— раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;
— невозвращение долга в срок.
Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.
Сегодня в круг этических норм менеджментавходят:
— нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;
— уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
— уважение к ветеранам и старикам;
— уважение к властям и руководителям;
— уважение к результатам чужого труда;
— уважение к чужому горю;
— стремление к чистоте и порядку;
— опрятность в одежде. Нарушением этических норм считается:
— неуважение к чужим физическим недостаткам;
— неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с твоим);
— неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
— нарушение правил общественного поведения;
— обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;
— невыдержанность, грубость, брань. Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.
Для проведения указанной работы в организации могут создаваться специальные комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо — адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.
Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.