Присвоение или растрата. Понятие. Виды. Отличие от кражи. (Статья 160)
Понятие и виды.
Деяние определяется в части 1 статьи 160 как хищение чужого имущества, вверенного виновному. В статье 160 УК объединены две самостоятельные формы хищения, главным образом, с учетом специфики субъекта этих преступлений, состоящей в том, что им может быть только лицо, которому чужое имущество вверено, то есть, доверено, поручено. Поэтому это хотя и очень близкие формы хищения, но самостоятельные.
В качестве дополнительного объекта этих двух форм хищения, по-видимому, выступают интересы хозяйствования, которые предполагают бережное отношение к имущественным ценностям, их надлежащее использование и рациональное распоряжение этими ценностями.
Предметом хищения в подобных ситуациях может быть только такое имущество, которое вверено виновным лицам. Следовательно, речь идет об имуществе, которое правомерно находится во владении виновного субъекта и обычно доверено ему на юридической основе собственником или владельцем.
Общим для объективной стороны присвоения или растраты является использование субъектом имеющихся у него фактических полномочий в отношении похищаемого имущества. Однако если в случаях присвоения субъект обращает вверенное ему чужое имущество в свою собственность, то при растрате оно незаконно отчуждается им с передачей третьим лицам (дарение, продажа, обмен) либо потребляется с участием этих лиц. В отличие от присвоения, при растрате имущества оно переходит к третьим лицам без предварительного его обращения в собственность виновного. Разница между указанными формами хищения заключается в том, что присвоение — это удержание, невозвращение виновным чужого имущества, а растрата — его издержание, израсходование.
Например, как присвоение либо растрата имущества (в зависимости от характера содеянного) должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или в собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению. Так же следует квалифицировать изъятие имущества, вверенного виновному, путем замены его на менее ценное, совершенное с целью обращения в свою пользу или пользу других лиц.
Действия комбайнеров, шоферов, трактористов, возчиков, выразившиеся в обращении в свою собственность или собственность других лиц зерна либо иной сельскохозяйственной продукции при уборке урожая и перевозке с поля на ток или в хранилище, подлежат квалификации по статье УК, предусматривающей ответственность за кражу. Таким образом, хищение государственного или общественного имущества, совершенное лицом, не обладающим полномочиями по распоряжению, управлению, доставке или хранению, но имеющим к нему доступ в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, подлежит квалификации как кража. Однако если такие действия совершены в отношении продукции, вверенной шоферу, трактористу, возчику для транспортировки (доставки) на основании товарно-транспортной накладной либо иного документа с указанием количества (веса) продукции, то эти действия надлежит квалифицировать как присвоение либо растрату.
Присвоение как форму хищения следует отличать от временного позаимствования чужого имущества лицом, в ведении которого оно находилось. Если вверенное имущество использовано незаконно, но без намерения обратить его в свою собственность либо собственность третьих лиц, действия не должны рассматриваться как хищение. При наличии соответствующих признаков они могут быть квалифицированы как самоуправство. Об отсутствии корыстных устремлений может свидетельствовать намерение впоследствии возвратить изъятое имущество или его эквивалент.
Составы и присвоения, и растраты являются материальными. Они окончены с момента наступления общественно опасных последствий, предусмотренных УК, — причинения ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Хищение путем присвоения или растраты следует считать оконченным, если виновный субъект или лица, в пользу которых он действовал, приобрели реальную возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению.
Субъективная сторона обоих преступлений характеризуется прямым умыслом.
Субъектами присвоения или растраты выступают вменяемые лица, которым вверено похищаемое ими имущество. Речь идет о лицах старше 16 лет, но обычно несовершеннолетним не даются поручения, связанные с материальной ответственностью. Таким образом, субъект специальный. Лицо, которому чужое имущество не вверено, но которое участвовало в групповом хищении, по закону не может быть исполнителем (соисполнителем) присвоения или растраты. Оно может быть только соучастником (организатором, подстрекателем или пособником) при их совершении. Они несут ответственность по статье 160 со ссылкой на статью 33.
В части 2 статьи 160 предусматривается квалифицированный состав преступления, признаки которого:
— совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;
— с причинением значительного ущерба гражданину.
В одних ситуациях имущество официально доверяется субъектам (материально ответственным лицам) их руководством по службе на условиях материальной ответственности для хранения, перевозки, отпуска или же они наделяются полномочиями по учету или распоряжению ценностями (речь идет о должностных лицах с административно-хозяйственными полномочиями в государственных или муниципальных структурах, а равно о лицах, выполняющих такие обязанности в частных хозяйственных структурах). В других случаях субъекты занимают руководящее положение в сфере производства или в социальной сфере и вправе отдавать распоряжения подчиненным, которым непосредственно вверены имущественные ценности. Такие руководящие лица используют подобные управленческо-распорядительные функции во зло и начинают присваивать и растрачивать указанные ценности на порученном им участке работы. В результате подрываются не только отношения хозяйствования, но также нормальная деятельность государственного или муниципального аппарата управления либо интересы службы в коммерческих или иных организациях, в связи с чем возникает вопрос о дополнительной квалификации содеянного по правилам о совокупности преступлений по статье 201 (злоупотребление полномочиями) либо по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями) или 286 (превышение должностных полномочий) УК (разумеется, при наличии всех признаков, указанных в этих нормах).
В части 3 сатьи 160 определяется ответственность за присвоение или растрату при особо квалифицирующих обстоятельствах, которые аналогичны предусмотренным в части 3 статьи 159, а в части 4 — за те же действия, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере.
Деяние, описанное в части 1 статьи 160, относится к преступлениям небольшой тяжести, в части 2 — средней тяжести, а в частях 3 и 4 — к тяжким.
Отличие от кражи.
Отличие присвоения и растраты от кражи и других форм хищения заключается в том, что преступник завладевает имуществом, которое вверено ему для хранения, ремонта, обработки, перевозки, временного пользования и т.д., а значит, находится в его правомерном владении, либо виновный в силу служебного положения наделен правом отдавать распоряжения по поводу использования данного имущества, которое таким образом находится в его ведении. Переход от правомерного владения к неправомерному и характеризует момент совершения преступления. При простом удержании — это момент, когда преступник должен был возвратить имущество, но не сделал этого, при растрате — момент отчуждения или потребления имущества. Разумеется, при этом должны быть все другие объективные и субъективные признаки хищения.
Более детальное отграничение присвоения (растраты) от кражи дано в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. № 4. В нем указано, что как присвоение либо растрата вверенного или находящегося в ведении государственного либо общественного имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или в собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению (кладовщик, экспедитор, агент по снабжению, продавец, кассир и другие лица).