Cущность и определение предпринимательства

Кто ищет одних лишь верных прибылей, навряд ли станет очень богат;

а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия, а зачастую

разоряется и впадает в нищету; поэтому надлежит сочетать риск с

известным обеспечением на случай убытка.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626),

английский философ

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело,

деятельность, особенно коммерческая. Достаточно простое и весьма емкое определение

предпринимательства дает В. И. Даль: «предпринимать» означает «затевать, решаться

исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»:

отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что-либо.

По современному российскому законодательству под предпринимательской

деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,

направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом –

продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в

этом качестве в установленном законом порядке»

Понятие предпринимательства Автор (книга)
Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке Статья 2 Гражданского кодекса РФ
Под предпринимательством понимается произ- водственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска Р. Катильон
Предпринимательская деятельность — это «со- единение, комбинирование трех классических факторов производства — земли, труда, капи- тала» Ж. Б. Сэй  
Предпринимательство в рыночной экономике является «самоинициирующейся и саморегули- рующейся деятельностью, которая при наличии основных факторов производства возникает спонтанно» А. Смит
Предпринимательская деятельность — это со- единение, комбинирование четырех факторов производства — земли, труда, капитала, орга- низации А. Маршалл
«Предпринимательство связано прежде всего с личной свободой, которая дает человеку воз- можность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и до- ходами». Сущность предпринимательства — это «поиск и изучение новых возможностей,   характеристика поведения, а не вид деятельно- сти» Ф. Хайек
«Предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым чело- веком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей» П. Друкер
Организации собственного дела, в его дивер- сификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании пред- принимательского стиля управления» Р. Барр
«Предпринимательство — самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая по соб- ственной инициативе и направленная на полу- чение прибыли» А. А. Крупанин
«Предпринимательство — «производственно- коммерческая деятельность, организуемая на основе экономической, юридически узаконен- ной свободы, частной инициативы и предприимчивости А. И. Семененко
Предпринимательство — «форма деловой активности, основанная на риске и инноваци- онном подходе к системе существующих эконо- мических (хозяйственных) связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринима- тельского дохода (прибыли)» А. В. Бусыгин
Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб пособие / С.Н. Князев. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2002. – С. 84-85.

Ссылка на источник

Предпринимательство принято определять:

􀀀 как деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

􀀀 инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве

товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

􀀀 процесс организационной новации;

􀀀 прямую функцию реализации собственности;

􀀀 действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства;

􀀀 специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в

существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих

изменений;

􀀀 как стиль хозяйствования;

􀀀 процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;

􀀀 взаимодействие субъектов рынка и т. д.

Рассматривая предпринимательство как продукт рыночного хозяйства в

историческом аспекте, видно, что развитие рыночного хозяйства является катализатором

изменений в предпринимательстве, а именно: организационных форм,

предпринимательских функций, масштабов и сфер применения. Соответственно,

терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие

«предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической

теории.

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался

предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами

очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно

которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность

отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их

дороже.

Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» – в

переводе с французского «посредник»), а новые явления хозяйственной деятельности –

предпринимательством.

Специфика предпринимательства выражается в непрерывно осуществляемой цепи

обменных операций, но сам по себе обмен становится источником предпринимательства

только тогда, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а

производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Именно в обмене предпринимательство идентифицирует себя как особый тип

хозяйственного поведения, а стадия обмена становится определяющей. Внешние

проявления сущностных черт предпринимательств – инициатива, риск, комбинирование

факторами производства и новаторство – отражают различные функциональные стороны

деятельности по осуществлению предпринимательства и рассматриваются в качестве его

признаков.

Предпринимательская инициатива имеет экономическую природу и связана с

наличием рыночной неопределенности и экономической свободы. В этом смысле она

должна рассматриваться не как свойство человеческой натуры, а как стремление к

реализации предоставляемых самим процессом рыночного обмена возможностей

извлечения выгоды. Поскольку такой обмен осуществляется к взаимной выгоде

участников этого процесса, то предпринимательскую инициативу следует ассоциировать с

извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей. Поэтому

содержательным моментом предпринимательства является не механическое

перераспределение в свою пользу существующих благ, а созидание дополнительных.

Благодаря предпринимательской инициативе происходит нарушение рыночного

равновесия как в сфере обращения, так и в сфере производства.

Другой признак предпринимательства – коммерческий риск, отличающийся от

простого риска тем, что принятие его связано с нацеленностью на обращение рыночной

нестабильности и неопределенности возникающих не только в силу изменчивости

рыночных условий (изменения конъюнктуры, цен, предложений), но и как реакция на

инициативы предпринимателей) в свою пользу, в форме определенного вознаграждения, а

не со склонностью предпринимателей к риску.

Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных

потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из

благотворительных побуждений. Побудительным мотивом предпринимательской

деятельности является материальный интерес – прибыль, которая может быть получена в

результате рыночного обмена и является результатом лучшего применения ресурсов в

процессе хозяйственного оборота.

Новаторство, ставшее символом предпринимательства в ХХ в., как элемент

присутствует в нем всегда, поскольку деятельность в условиях нестабильности и

неопределенности требует от предпринимателя постоянной изобретательности и

творческого подхода. В этой связи особенно важно подчеркнуть, что с экономической

точки зрения новаторство представляет собой не открытие и не изобретение, а

практическую реализацию предпринимательской идеи, точнее говоря, коммерциализацию

новых технических, технологических, организационных и иных достижений.

Изобретатель еще не новатор. Он становится таковым лишь тогда, когда реализует

себя как предприниматель, то есть лицо, борющееся за высокие результаты

хозяйствования. Во-первых, лучший способ преодоления рыночной неопределенности –

это изменение самой рыночной ситуации в выгодном для себя направлении, что возможно

только посредством инновационной деятельности. Во-вторых, приобретение устойчивых

рыночных преимуществ возможно также только посредством нововведений. Поэтому

действительной причиной, побуждающей предпринимателей к новаторству, является

конкуренция между ними. Новаторство – один их главных признаков

предпринимательства, дающих ему возможность взаимодействовать с окружающей

средой. Не интуиция и способность предугадать реакцию рынка, а созидательная

деятельность по изменению самих рыночных условий становится определяющим

фактором предпринимательства.

Как форма проявления творческого потенциала личности, новаторство, безусловно,

связано с человеческим фактором. Но как явление экономической жизни оно, прежде

всего, обусловлено характером предпринимательской деятельности.

Таким образом, экономическое содержание новаторской функции

предпринимательства заключается в расширении рыночного спроса. Предпринимательствокак особый вид хозяйственного поведения реализовывает свои свойства (инициатива, риск, комбинирование и новаторство в условиях конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов). Поэтому содержательный момент предпринимательской деятельности будет

проявляться не только в завоевании преимуществ, но и в создании для себя лучших

условий хозяйствования (главная специфическая черта предпринимательства как типа

хозяйственного поведения). Результатом будет предпринимательская выгода как

отражение реализованных конкурентных преимуществ.

В этой связи предпринимательство наиболее правильно определять как процесс,

воздействующий на материальную культуру. В силу своего новаторства и посредством

использования новых технологий создаются новые товары и стимулируются новые

потребности.

В некоторых работах предпринимательство противопоставляется хозяйственной

деятельности, что лишено здравого смысла. Ибо совершенно ясно, что вся хозяйственная

деятельность не может быть новаторством, так как новаторство выступает формой

проявления накопленных результатов в процессе хозяйственной деятельности, что в

последствии генерирует идею.

В нашей стране термины «предпринимательство» и «бизнес» употребляются как

синонимы; предпринимательство – русское название бизнеса.

Терминологическое отличие в том, что бизнес для своей деятельности использует

нарушение рыночного равновесия, вызванного предпринимательством. В этом случае

бизнесмен получит дополнительный доход как результат реализованной инициативы. С

течением времени, когда все большее количество бизнесменов внедрит новейшие

технологии, использует технологии предпринимателя, рынок выровняет условия для

производства и обращения, и в соответствии с законом полезности дополнительный доход

будет сокращаться. Снижение доходов заставляет бизнесменов проводить

диверсификацию, способствуя восстановлению рыночного равновесия.

Таким образом, предпринимательство отличается от бизнеса только одним

существенным свойством – новаторством, приводящим к нарушению рыночного

равновесия.

Предпринимательство в широком смысле, в отличие от бизнеса, встречается

значительно реже; «предприниматель, остающийся таковым» на протяжении десятилетий,

встречается также редко, как и коммерсант, который никогда в обычной жизни не бывал

хоть немного предпринимателем», то есть мы имеем дело с бизнесом. Бизнесмен может

всю жизнь заниматься бизнесом и не быть предпринимателем, однако вся рыночная

экономика без предпринимательства как социально-экономического феномена

существовать не может.

В обиходе допускается равнозначность этих терминов, ибо термин

«предпринимательство» соответствует термину «бизнес» в широком смысле этого слова. В конкретном случае, когда речь идет о принципиальном различии между этими понятиями, необходимо это уточнять.

Итак, предпринимательство – это особый вид хозяйственной деятельности, суть

которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на

конкретные потребности его членов посредством рыночного обмена и направленной на

завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия.

Изменение в трактовках понятия «предпринимательство» необходимо рассматривать

только в процессе исторического развития рыночного хозяйства, которое накладывало

определенные акценты в содержательную часть термина «предпринимательство».

В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство,

обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления.

Другие виды предпринимательской деятельности (например, инновационная,

маркетинговая) включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности.

Для поддержки предпринимательства возникают негосударственные общественные

профессиональные организации, которые могут опосредованно влиять на управление

экономикой регионов, а иногда и стран. Общественные профессиональные организации

выступают объединяющими органами для разрозненных самостоятельно действующих

предпринимательских организаций в одной или родственных областях экономики.

Например, в Санкт-Петербурге в инвестиционно-строительной сфере работает более

30 общественных профессиональных организаций (союзы архитекторов, реставраторов,

стекольщиков, производителей сухих смесей и др., ассоциаций, проектных организаций,

домостроителей и т. д.). Особенное влияние на деятельность инвестиционно-

строительного комплекса (ИСК) оказывают общественные некоммерческие

профессиональные организации: Союз строительных объединений и организаций, Союз

строительных компаний, «Союзпетрострой».

Основная задача ИСК направлена на установление плодотворных контактов между

его участниками, представление интересов организаций, работающих в ИСК региона, в

органах государственной власти, вынесение на общественные слушания проектов и

решение возникающих проблем и создание положительного имиджа Петербургского ИСК.

Во всех промышленно развитых странах правительственной поддержкой пользуется

малое предпринимательство. Там, где поддержка со стороны государства отсутствует,

развивается в основном так называемое уличное предпринимательство.

Cущность и определение предпринимательства - student2.ru

2. Цели предпринимательской деятельности.

Понятие «цель» на первый взгляд кажется понятным без дополнительного

объяснения. Имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, оно в действительности

относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, управления.

Цель – идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской

деятельности. Это предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел,

ожидаемый результат действия предпринимателя. Родоначальник стратегического

планирования и управления И. Ансофф определяет цель как критерий успеха или неудачи

предпринимателя.

Цели направляют и регулируют предпринимательскую деятельность, поскольку она

целиком направлена на их достижение.

Процессы постановки и достижения целей у предпринимателей постоянно сменяют

друг друга.

Новая цель для предпринимателя – это стимулирующий фактор. Однако большей

части предпринимателей необходимо признание достижения их успеха, они способны

принимать на себя всю вину за неудачи.

Основным вопросом, который должен разрешить предприниматель, является

определение целей своей предпринимательской деятельности.

Если цели не определены, то их установление служит одной из самых главных и трудных

задач управления предпринимательской деятельностью. В этом случае формирование

целей предпринимательской деятельности представляет первичную цель управления этой

деятельностью, что наиболее ярко проявляется в планировании хозяйственной

деятельности организации, инвестиционного и финансовых процессов, управления

затратами.

Главная цель предпринимательской деятельности, которая обусловлена самой

сущностью предпринимательства, заключается в стимулировании и удовлетворении

спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны). Однако это не

единственная цель предпринимательства, и помимо нее существует целая система

различных целей (в том числе и частных, но не менее важных).

Главная цель предпринимателя – максимизация его возможностей удовлетворять

комплекс социально-экономических потребностей предпринимателя в условиях

неопределенности, которая конкретизируется под влиянием внешней среды, исходя из

возможностей внутренней среды и из его прошлого, а также из выполняемых

предпринимательской единицей функций.

Для того чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предпринимательской

единицы, предприниматель должен ставить перед собой определенные цели точно так же,

как он это делал до ее создания. Эти цели могут быть различны. Наиболее типичными

являются:

􀀀 цели развития предпринимательских единиц заключаются в изменении

количественных параметров и качества функционирования предпринимательских единиц

для перевода в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими

значениями целевых показателей. Цели развития могут состоять в определении

финансированного ею уровня качества и эффективного производства, выхода на

определенный уровень производства и потребления, удовлетворения потребностей

потребителей;

􀀀 цели поддержания предпринимательских единиц в достигнутом ею состоянии

возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние, потому что оно удовлетворяет

предпринимателя либо вызвано опасностью ухудшения этого состояния, которое надо

предотвратить;

􀀀 цель выхода из нежелаемого состояния или цели дальнейшего спада, обеспечение

выхода из кризиса характерны для ситуации, когда параметры, показатели

функционирования предпринимательских единиц существенно ниже нормативного

уровня, не удовлетворяют, целевым установкам предпринимателя и запросам

потребителей, значительно хуже состояния аналогичных объектов. Целью

предпринимателя в этой ситуации является преодоление спада, недопущение показателей

предельно допустимого уровня, стабилизация социально-экономической обстановки и

создание предпосылок подъема.

Наряду с этими достаточно общими глобальными целями возможны и вполне

реальные более узкие, локальные цели, распространяющиеся на отдельные сферы, виды не только предпринимательской, но и социальной деятельности, связанные с решением

частных проблем, осуществлением проектов, программ.

Например, целями могут быть:

􀀀 накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития

производства;

􀀀 улучшение социальных условий сотрудников предпринимательских единиц;

􀀀 оптимизация спроса покупателей на продукцию предпринимательских единиц;

􀀀 оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение

культуры потребления и т. д.

Как правило, такие локальные ограниченные цели подчинены и входят в состав

перечисленных общих целей предпринимателя, соответствующих общественным целям.

Но цели предпринимательских единиц не всегда совпадают с целями учредителей,

менеджеров и коллектива. Более того, может наблюдаться противоречивость целевых

устремлений внутри предпринимательских единиц, что наиболее типично в

предпринимательстве. Несовпадение и противоречивость интересов людей, являющихся

членами предпринимательских единиц, может привести и приводит к разрушительным для предпринимательских единиц последствиям.

Наиболее опасны в этом отношении расхождения целей предпринимателя и членов

коллективов предпринимательских единиц, прикрываемые демагогическими заверениями

предпринимателей о том, что они действуют в интересах коллектива. Истинные цели

предпринимателя оказываются при этом завуалированными, скрытыми,

предпринимательская единица теряет целевую ориентацию и вместо того, чтобы

организовать и ориентировать ее на достижение единых целей, вносят дезорганизацию,

приводят к низкой эффективности функционирования, а то и к деструкции, банкротству

предпринимательских единиц.

Решающим условием развития предпринимательских единиц является единство целей

предпринимателя и членов коллектива. Естественно, что достижение полного соответствия целей не представляется возможным. Но должны существовать гармония интересов, определенный уровень совпадения целевых установок для всех участников

предпринимательской деятельности, переход за пределы которых недопустим.

Цели предпринимателей зависят от внешней среды, и наоборот, выбор внешней

среды предпринимателем происходит в зависимости от целей.

Цели любой предпринимательской единицы (так как в ней протекают социально-

экономические процессы) существенным образом связаны с потребностями людей и их

удовлетворением. Любой экономический субъект, начиная от индивидуального

предпринимателя, малого предприятия и завершая экономикой страны, функционирует,

действует во имя потребления людей. Как известно, потребность – это нужда,

необходимость в потреблении, использовании определенного количества товара и услуг,

обеспечивающих жизнедеятельность и приносящих людям удовлетворение их желаний. В

конечном счете – именно удовлетворение количественно и качественно изменяющихся

потребностей людей и составляет главную цель экономики, а следовательно, и

предпринимательской деятельности.

Цели предпринимательской единицы (за исключением корпоративных структур)

имеют ограниченный временной горизонт. Например, для предпринимателя,

реализующего идею по выпуску инновационной продукции, цель которой поднять

предпринимательскую организацию до уровня, необходимого для выгодной ее продажи

(чтобы воплотить в жизнь другую предпринимательскую идею), временной горизонт

ограничен моментом продажи или слияния, так как после этого появляется новые ресурсы

и новые перспективы.

Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Долгосрочные цели достигаются в течение длительного периода времени. Поэтому

они, направленные на поддержание и увеличение рентабельности, должны подкрепляться

решениями об обеспечении ресурсами таких долгосрочных потребностей, как

исследования и разработка (НИОКР), создание новых производственных площадей и

приобретение оборудования, обучение персонала.

Если бы поведение предпринимателя определялось исключительно ближайшими

целями, подобного рода затраты были бы неоправданными. Поэтому важно, чтобы

долгосрочные цели, направленные на поддержание и увеличение рентабельности,

устанавливались по окончании краткосрочного периода развития.

Ближайшие и долгосрочные цели дают оценку товарно-рыночным возможностям в

отрасли и в экономике. Но в жизни присутствуют и непредвиденные обстоятельства,

вероятность которых может быть относительно низка, а воздействие на рентабельность

предпринимательской единицы огромно. Это влияние может быть как негативным,

приводящим к катастрофическим последствиям (война в Ираке принесла значительные

потери для фирм, которые в эту страну вложили инвестиции), так и позитивным,

открывающим перед предпринимательской единицей широкие перспективы, например

дефолт в 1998 г. «сыграл на руку», например, производителям сухих строительных смесей.

Страхование может уменьшить риск, а новаторство – осуществить «прорыв». Для

этого необходимо поставить еще одну цель – гибкость предпринимательской единицы.

Гибкость может быть внешней, которая достигается применением диверсификационной

модели товарно-рыночных инвестиций, минимизирующей последствия, и гибкость

внутренняя, выражающаяся в ликвидности ресурсов предпринимательской единицы.

Любая цель как критерий успеха (или неудачи) состоит из трех элементов: некоего

атрибута, призванного проверять выполнение критерия, средства измерения или

масштаба для оценки величины атрибута и задачи определенного значения, масштаба

которого стремится достичь предпринимательская единица.

Если взять за основную цель предпринимательской единицы ее атрибут –

стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его

членов, то средством измерения будет норма прибыли на всем временнoм горизонте, а

задачей – оптимизация этой нормы.

Прибыль является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя,

показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных

возможностей, и, соответственно, источником развития предпринимательства. Именно

поэтому предпринимателю необходимо сосредоточить свои усилия на тех факторах,

которые производят прибыль (а не на самой прибыли).

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи

предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики

предпринимательских единиц, которая определяет направления и методы осуществления

предпринимательской деятельности, ее стиль. Все это обеспечивает эффективное

поведение предпринимательских единиц в сложившихся или меняющихся условиях

окружающей среды.

Главной целью внутрифирменного предпринимательства является стимулирование и

удовлетворение спроса общества на конкретные потребности общества в рамках

существующей коммерческой организации, а главной целью интрапренера является

максимизация возможностей предпринимательства в условиях действующей

коммерческой организации.

Цели внутрифирменного предпринимательства формируются в условиях внутренней

среды коммерческой организации под воздействием внешней среды. Это может быть:

􀀀 потребность в получении денежных средств для устойчивого развития

коммерческой организации;

􀀀 потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития

коммерческой организации;

􀀀 желание получить дополнительную прибыль к имеющейся (рис. 1.10).

Целью внутрифирменного предпринимательства является также обеспечение

интересов организации и интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего

предпринимательскую идею.

Для развития внутрифирменного предпринимательства в действующей организации

традиционного типа необходимо обеспечить дух предпринимательства и механизм

реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для

предпринимательской деятельности.

В задачи интрапренера может входить:

􀀀 реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг), сдвигающих

кривые спроса;

􀀀 поиск новых методов организации производства и новых технологий, (влияющих

на кривые затрат);

􀀀 разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание при этом

новых рынков, характеризующихся совершенно новыми кривыми спроса и предложения.

Главными задачами развития внутрифирменного предпринимательства являются

создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, и реализация

новаторских способностей.

Задачи предпринимательской деятельности и их решения, способствующие

достижению поставленных целей, можно разделить на три направления.

Cущность и определение предпринимательства - student2.ru

Наши рекомендации