Вопрос №42. Правовое регулирование ценообразования. Понятие и виды цен
Цена –денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф – цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридическое литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категорияформируется с учетом: уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса; мер государственного регулирования ценообразования. Вкачестве юридической категориицена выступает существенным условием ряда договоров, базой для налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.
Можно выделить следующие виды цен:
1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических или директивных мер.
2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Ведется контроль, не допускающий монополистическую деятельность предприятий. Свободные рыночные цены также контролируются в целях налогообложения.
3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям, а по розничным – конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-бытовой или торговой надбавки.
4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте нет условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).
5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок.
6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленных международной торговой палатой.
В настоящий момент в нашей стране нет единого федерального закона, регулирующего основы ценовой политики. Положения о ценах заключены в ряде актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. В статье 242 гк РФ говорится, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ в статье 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения. Нормы исследуемого института содержатся в статье 14.6 КоАП «нарушение порядка ценообразования».
Вопросам ценообразования посвящен ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». ФЗ «О лекарственных средствах» также содержит отправные нормы, на основе которых подзаконными актами осуществляется регулирование цен на лекарственные средства.
Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Закон о защите конкуренции определяет понятия монопольно высоких и монопольно низких цен – их применение трактуется как монополистическая деятельность. Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. В отсутствие единого закона о ценах подзаконными актами определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика. Велика роль указов президента. Например указ президента от 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».. есть и постановление Правительства 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок.
В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни работ, товаров, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.
В настоящее время Правительством утверждено три перечня:
1. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и фоип. Это природный газ, продукция оборонного значения, водка, перевозки железнодорожным транспортом;
2. Перечень продукции, товаров и услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы государственной власти субъектов РФ. Это газ, топливо, перевозки пассажиров всеми видами транспорта;
3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование цен и надбавок. Это перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, надбавки к ценам на продукты детского питания.
Субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные им в данной области права.
Государственное регулирование цен на входящие в перечни товары осуществляется специальными нормативными правовыми актами. Например, ФЗ «о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». Различные положения, утверждаемые Правительством. Например, положение об основах государственного регулирования тарифов на ж/д транспорте.