Кража. Понятие. Виды. Отличие от смежных составов преступлений. (Статья 158)
Понятие и виды
Данное преступление представляет собой наименее опасную из шести выделенных в законе форм хищения и определяется УК как тайное хищение чужого имущества.
В отличие от других форм хищения, за исключением ее совершения с проникновением в жилище, кража имеет своим объектом только собственность и не причиняет прямого вреда иным объектам уголовно-правовой охраны. Видовой объект кражи — собственность, непосредственный — конкретные формы собственности. Предметом кражи является имущество.
В случаях совершения кражи предмет посягательства (чужое имущество) не находится во владении субъекта и субъект не обладает в отношении него какими-либо правомочиями, но в отдельных ситуациях может иметь к нему доступ в связи с выполняемой работой или в силу случайных обстоятельств. Если же на субъекта возложена по службе материальная ответственность за те или иные ценности либо гражданину по договору передано на хранение имущество другого лица, то содеянное надлежит расценивать не как кражу, а как присвоение или растрату вверенного имущества.
Объективная сторона кражи характеризуется в законе как тайное хищение имущества. Это предполагает извлечение имущества из владения другого лица и тайным способом. То есть, хищение совершается незаметно и ненасильственно.
В теории и практике выработаны критерии, одновременное установление которых дает основание говорить о незаметности совершенного хищения. Таких критериев два: объективный и субъективный. Установление первого из них означает выяснение отношения к факту совершаемого виновным хищения со стороны лип, в ведении или под охраной которых находится имущество, а также посторонних лиц (к последним, при определенных обстоятельствах, могут быть отнесены также родственники и близкие лица виновного).
Хищение является тайным, если оно совершено в отсутствие собственника или иного владельца имущества, или посторонних лиц.
Хищение является тайным, если совершено в присутствии указанных выше лиц, но незаметно для них.
Хищение является тайным, если присутствуют посторонние лица, но не расценивают действия виновного как кражу в силу психической болезни, сильного опьянения, умственной неполноценности, малолетства или иных причин.
Установление субъективного критерия незаметности (тайного хищения) предполагает выяснение отношения к факту совершаемого преступления со стороны самого виновного. Решающим закон и судебная практика считают субъективный признак. Именно поэтому совершение хищения, например, в присутствии посторонних лиц, когда те принимают виновного за владельца похищаемого имущества, а сам виновный, в свою очередь, считает свои действия незаметными, тайными, и надлежит квалифицировать как кражу.
Если лицо полагает, что очевидцы учиняемого им преступления отсутствуют, но на самом деле хищение наблюдается посторонними гражданами, содеянное надлежит квалифицировать в соответствии с направленностью умысла как кражу.
С другой стороны, если в ходе совершения кражи действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем имущества либо другими лицами, однако виновный, осознавая это, продолжает совершать незаконные изъятие имущества или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия — как разбой.
Состав сконструирован как материальный. Кража считается оконченным преступлением с того момента, когда виновный уже изъял чужое имущество и приобрел реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению.
С субъективной стороны кража предполагает прямой умысел и корыстную цель. При этом умысел виновного охватывает собой и тайный способ совершаемого им посягательства.
Субъект кражи — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Часть 2 статьи 158 предусматривает квалифицирующие признаки кражи:
— совершение группой лиц по предварительному сговору;
— с незаконным проникновением в помещение или иное хранилище;
— с причинением значительного ущерба гражданину;
— из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем.
Под хищением, совершенным по предварительному сговору группой лиц, следует понимать такое хищение, в котором участвовали двое и более лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Ответственность за кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору, наступает в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет и один из них. Оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (например, взлом дверей, запоров, решеток) является соисполнительством, не требующим ссылки на статью 33 УК. Содействие совершению преступления лицом, непосредственно не участвовавшим в хищении, например, советами, устранением препятствий, надлежит квалифицировать как соучастие со ссылкой на статью 33 УК.
В случае совершения кражи несколькими лицами без предварительного сговора их действия следует квалифицировать, при отсутствии квалифицирующих признаков, по части 1 статьи 158 УК. Постановляя приговор, суд, при наличии к тому оснований, вправе признать совершение преступления в составе группы лиц обстоятельством, отягчающим наказание в соответствии с перечнем отягчающих обстоятельств.
Если лицо совершило кражу посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, его действия, при отсутствии квалифицирующих признаков, следует квалифицировать по части 1 статьи 158 УК как непосредственного исполнителя преступления. Так же квалифицируются действия лица, организовавшего преступление или склонившее к его совершению заведомо не подлежащего уголовной ответственности участника преступления. При наличии к тому оснований действия указанных лиц должны дополнительно квалифицироваться по статье 150 УК (вовлечение малолетнего в совершение преступления).
В тех случаях, когда группа лиц предварительно договорилась о совершении кражи чужого имущества, но кто-либо из соисполнителей вышел за пределы состоявшегося сговора, совершив действия, подлежащие правовой оценке как грабеж или разбой, содеянное им следует квалифицировать по соответствующим пунктам и частям статей 161, 162 УК.
Незаконное проникновение в жилище характеризует как место совершения хищения, так и способ приобретения виновным доступа к похищаемому имуществу (проникновение в указанные места).
Помещение — это строения и сооружения независимо от формы собственности, предназначенные для нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Хранилище — это хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от формы собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей. Хранилищем могут быть признаны передвижные автолавки, рефрижераторы, контейнеры, сейфы. Однако участки территории (акватории), используемые не для хранения, а, например, для выращивания какой-либо продукции, к понятию „иное хранилище“ не относятся. Основным критерием для признания хранилища таковым является отведение и оборудование участка исключительно для целей хранения. Иное назначение таких площадей не дает основания рассматривать подобные участки как хранилище. Поэтому, например, вся территория завода независимо от ее оборудования и охраны не может признаваться иным хранилищем.
Проникновение означает тайное или открытое вторжение в указанные места со специальной целью — совершить оттуда хищение, оно может учиняться с преодолением препятствий или без этого, а равно с помощью приспособлений, позволяющих извлечь вещи из места их нахождения без личного проникновения субъекта в соответствующее хранилище или жилище. В случае если для проникновения в указанные места производилось повреждение или уничтожение конструктивных элементов помещения или запорных устройств, то при причинении этими действиями значительного ущерба возникает вопрос об их квалификации по правилам о совокупности по статье 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества).
Для вменения лицу, совершившему кражу, признака незаконного проникновения в помещение либо иное хранилище необходимо выяснить, с какой целью виновный оказался там и когда именно у него возник умысел на хищение. Если лицо вначале находилось в помещении или ином хранилище (жилище) правомерно, без намерения совершить хищение, но затем совершило кражу, то в его действиях данный признак исключается. То же самое имеет место, когда лицо оказалось в помещении или ином хранилище (жилище) с согласия потерпевшего или лиц, под охраной которых находилось имущество, в силу родственных отношений, знакомства либо находилось в торговом зале магазина, в офисе, других помещениях, открытых для посещения гражданами.
Сам факт незаконного проникновения в помещение либо иное хранилище (жилище) с умыслом совершить кражу может быть квалифицирован как неоконченное хищение.
Значительность ущерба гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 2500 рублей. Потерпевшим является только физическое лицо. Об имущественном положении свидетельствуют такие обстоятельства, как значимость похищенного имущества для потерпевшего, размер заработной платы или пенсии, наличие у потерпевшего иждивенцев, совокупный доход членов его семьи и так далее.
Кражи из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, — это прежде всего так называемые карманные кражи, совершаемые в своем большинстве „профессиональными“ ворами. Совершение кражи из одежды, сумки или другой ручной клади (чемодана, портфеля, рюкзака) свидетельствует, главным образом, о дерзости виновного. Его не останавливает даже то обстоятельство, что хищение совершается из предметов (ручной клади), находящихся при потерпевшем. Опасность быть пойманным на месте преступления уступает желанию незаконно обогатиться за чужой счет. Конечно, сумма похищенного может оказаться и незначительной, однако совершение кражи при таких обстоятельствах, по мнению законодателя, увеличивает степень опасности содеянного в целом.
Часть третья статьи 158 предусматривает особо квалифицирующие обстоятельства:
— в крупном размере (свыше 250 тысяч рублей);
— с незаконным проникновением в жилище.
При краже, совершенной с незаконным проникновением в жилище, неприкосновенность жилища, гарантированная Конституцией РФ, выступает дополнительным непосредственным объектом преступления.
Понятие „жилища“ содержится в примечании к статье 139 УК. Под жилищем в статьях УК понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
Практика признает жилищем индивидуальный дом, квартиру, комнату в гостинице, дачу, садовый домик и так далее. Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения).
Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище, в дополнительной квалификации по статье 139 УК не нуждается.
Крупным размером в статьях главы 21, согласно примечанию 4 к статье 158 УК, признается стоимость имущества, превышающая 250 тысяч рублей.
Как хищение в крупных размерах должно квалифицироваться и совершение нескольких хищений чужого имущества, общая стоимость которого превышает 250 тысяч рублей, если они совершены одним способом и при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить хищение в крупных размерах. При квалификации хищения, совершенного несколькими лицами, при ее квалификации следует исходить из стоимости похищенного всеми участниками группы.
Определяя размер похищенного имущества, необходимо учитывать его фактическую стоимость на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене стоимость похищенного имущества может быть установлена на основании заключения экспертов.
Часть 4 статьи 158 предусматривает еще более усиленную ответственность, если кража совершается:
— организованной группой;
— в особо крупном размере (когда стоимость украденного имущества превышает 1 млн. рублей).
В отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, организованная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла.
Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой временной промежуток ее осуществления, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы к проникновению в хранилище для изымания денег или других материальных ценностей).
Особо крупным размером кражи признается стоимость имущества, превышающая 1 млн. рублей.
Деяние, предусмотренное частью 1, считается преступлением небольшой тяжести, частью 2 — средней тяжести, а частями 3 и 4 — тяжким преступлениями.
Отличие от смежных составов преступлений.
Основное отличие кражи от других форм хищения состоит в способе изъятия и завладения имуществом. Этот способ характеризуется как тайный, что соответствует общепринятому представлению о краже. Глагол „красть“ означает действовать „скрытно“, „крадучись“.