Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

План:

1. Понятие, цели и принципы государственного регулирования предпринимательства.

2. Формы, средства и методы регулирования предпринимательской деятельности.

3. Лицензирование предпринимательской деятельности.

4. Государственное регулирование ценообразования

Проблема государственного регулирования предпринимательства сегодня актуальна как никогда.

С одной стороны, недостаточное регулирующее воздействие государства на экономику расценивается как одна из причин катастрофического падения производства и недостаточной эффективности проводимых рыночных преобразований.

С другой стороны, постоянно увеличивающееся число средств и механизмов государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также неуклонный рост количества государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью предпринимателей являются питательной почвой для роста коррупции, злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных органов, тормозят развитие экономики, наносят значительный вред не только предпринимательству, но и каждому гражданину в отдельности и обществу в целом.

Главной задачей является достижение оптимального сочетания частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности и создание условий, стимулирующих развитие предпринимательства, проведение экономических преобразований, законодательное закрепление рамок государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности предопределена объективными обстоятельствами:

Во-первых, государство, выражая публичные интересы общества, способно вырабатывать и проводить в жизнь определенную экономическую политику. Государство в состоянии прогнозировать и координировать экономическое развитие, оказывая поддержку экономически слабым субъектам и выравнивая условия хозяйствования.

Во-вторых, государство обладает таким универсальным средством регулирования как законодательство. В силу этого оно способно определять статус субъектов хозяйствования, устанавливать определенные требования к порядку ведения деятельности, ограничивать предпринимательскую деятельность в целях обеспечения оптимального сочетания частных и общественных интересов, закреплять правовые основы функционирования рынка и т. д.

В-третьих, государство способно обеспечить юридические гарантии единства экономического пространства страны, самостоятельности субъектов предпринимательства, равенства форм собственности, защитить права хозяйствующих субъектов и потребителей.

В-четвертых, государство располагает специальным аппаратом государственных органов, способных обеспечить контроль за соблюдением установленных требований и привлечение к юридической ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

В-пятых, государство имеет возможности для экономического стимулирования предпринимательской деятельности, используя средства государственного бюджета для поддержки предпринимательства и применяя льготные режимы хозяйствования.

Для чего необходимо государственное регулирование

Основные цели государственного регулирования предпринимательской деятельности определяются исходя из конкретных исторических условий государства и соответствующего уровня развития экономики, сложившейся экономической системы, существующего государственного строя. В современных условиях государственное регулирование предпринимательства в России преследует следующие цели:

· формирование социально ориентированной рыночной экономики;

· создание условий для нормального экономического функционирования и дальнейшего развития производства и оборота товаров;

· оптимальное сочетание частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности;

· обеспечение экономической безопасности государства, в том числе продовольственной;

· предотвращение возможных неблагоприятных последствий предпринимательства для окружающей среды, жизни и здоровья граждан;

· соблюдение законности при осуществлении предпринимательства.

Необходимость достижения названных целей в процессе государственного регулирования предпринимательства предопределяет основные задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые сводятся к следующим:

1) стимулирование развития предпринимательства как основы рыночной экономики;

2) обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в пределах территории Российской Федерации;

3) обеспечение гарантий свободы предпринимательства, развитие конкуренции, ограничение монополистической деятельности;

4) координация всех видов экономической деятельности в обществе на основе регистрационных, уведомительных, разрешительных, контрольных процедур;

5) защита интересов отечественных товаропроизводителей;

6) создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности предпринимателей, прежде всего, поддержка экспортеров;

7) охрана окружающей среды;

8) защита прав потребителей;

9) эффективное управление государственным имуществом;

10) обеспечение государственных нужд.

Государственное регулирование предпринимательства строится на основе определенных принципов, то есть выраженных в нормах права нормативно-руководящих идей, положений, которые определяют содержание государственного регулирования предпринимательства и целостность, единство. Основными принципами государственного регулирования предпринимательства являются:

· свобода предпринимательской деятельности;

· самостоятельность хозяйствующих субъектов;

· единство экономического пространства в рамках страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

· юридическое равенство и равная защита различных форм собственности и субъектов хозяйствования;

· оптимальное сочетание частных и публичных интересов;

· свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

· гармонизация федеральных и региональных интересов;

· гарантированность прав субъектов предпринимательства;

· законность в предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой разнообразное целенаправленное воздействие государства на образование и деятельность субъектов хозяйствования, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении права на занятие такой деятельностью, установлении обязательных требований и определении порядка осуществления названной деятельности, соответствующем контроле за ведением предпринимательства с целью недопущения неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности, стимулировании, поддержке предпринимательства и иных мерах экономического воздействия.

Способ государственного регулирования представляет собой конкретный вариант воздействия на субъектов предпринимательства для достижения той или иной цели. Спектр используемых государством способов достаточно широк, в ряде случаев они используются в комплексе. Наиболее важнымиспособами государственного регулирования предпринимательстваявляются:

1) установление требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности, правил осуществления предпринимательства;

2) нормирование. Представляет установление количественных показателей, параметров, обязательных при осуществлении предпринимательской деятельности. Конкретными примерами могут служить: стандартизация; квотирование; лимитирование; установление экологических нормативов и т. д.;

3) государственная регистрация. Применяется для государственного учета субъектов и некоторых объектов предпринимательской деятельности, прав на них, сделок с этими объектами, цен на товары, а также проверки их на соответствие установленным требованиям. В частности предусмотрена:

· государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;

· государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· государственная регистрация выпусков ценных бумаг;

· государственная регистрация пищевых продуктов;

· государственная регистрация цен на лекарственные средства и т.д.;

4) разрешительный порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, включающий в себя такие средства воздействия как лицензирование, аккредитация, выдача разрешений на строительство и т.д.;

5) согласование совершения отдельных действий. Например, в антимонопольном законодательстве; при регулировании строительной деятельности;

6) уведомление в установленных законодательством случаях уполномоченных государственных органов об определенных действиях хозяйствующих субъектов. Предусмотрено в налоговом, антимонопольном законодательстве и других сферах регулирования;

7) монопольное осуществление государством отдельных видов деятельности;

8) сертификация. Применяется для подтверждения соответствия установленным требованиям качества тех или иных товаров, работ. услуг, а также места их происхождения;

9) государственная экспертиза. Например, экологическая экспертиза, градостроительная экспертиза;

10) экономическое стимулирование. Проявляется в установлении определенных льгот, преимуществ, дополнительных гарантий, более благоприятных условий хозяйствования. Речь может идти об отдельных группах субъектов предпринимательской деятельности (например, субъекты малого предпринимательства) или отдельных отраслях, видах деятельности (например, аграрное предпринимательство);

11) государственный контроль и надзор. Можно говорить о различных видах контроля и надзор:

- антимонопольный контроль;

- налоговый контроль;

- экспортный контроль;

- экологический контроль;

- санитарный надзор;

- ветеринарный надзор и т.д.;

12) применение мер юридической ответственности.

Механизмы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны, но все они облекаются в определенную форму. Под формой государственного регулирования предпринимательства понимаются внешне выраженные действия уполномоченных государственных органов и должностных лиц, осуществляемых в рамках их компетенции и вызывающих определенные правовые последствия. Названные действия имеют правовую форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия государственного органа, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименования, назначение и содержание. Они обязательно должны быть письменными документами. Государственная воля не может быть выражена в форме устного распоряжения. Во всяком случае, в законодательстве не предусматривается разрешения каких либо вопросов в устной форме.

Акты государственного регулирования могут быть классифицированы по различным критериям.

По характеру государственные акты, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности, включают в себя:

· нормативные акты;

· плановые акты (государственные программы);

· акты применения права (индивидуальные конкретные акты):

· правопорождающие акты (акты государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; акты-разрешения, в том числе, лицензии, акты предоставления прав на льготы, лимиты, квоты);

· правопрекращающие индивидуальные акты ( акты-запреты);

· правоизменяющиеь (предписания антимонопольных органов; предписания санэпидемнадзора и др.);

· акты контроля ( акт налоговой проверки и др.);

· акты государственной экспертизы (акт экологической экспертизы; акт градостроительной экспертизы и т. д.

Исходя из применяемых при государственном регулировании предпринимательства правовых актов, можно выделить следующие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности:

а) нормотворческая деятельность (нормотворчество).При данной форме воздействия регулирование осуществляется с помощью нормативных актов, которые устанавливают соответствующие правила, нормы, требования, нормативы;

б) организационно-координационная деятельность. Проявляется в выработке экономической стратегии, прогнозировании хозяйственного развития, принятии и реализации соответствующих программ. Формой выражения государственного воздействия здесь выступают целевые программы определенных отраслей или регионов, территорий;

в) оперативно-управленческая деятельность. Выражается в конкретном регулировании, в индивидуальных правовых актах, направленных на управление государственной собственностью, в том числе казенными предприятиями, акциями (долями, паями) в хозяйственных обществах; организацию закупок для государственных нужд, а также реализуемых соответствующие экономические механизмы поддержки предпринимателей посредством предоставления льгот, дотаций, субсидий и т. д.;

г) контрольно-надзорная деятельность. Проявляется в выполнении государственными органами контрольных и надзорных функций, выражается в форме актов контрольных органов;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность. Включает в себя обеспечение законности при осуществлении предпринимательства и применение юридической ответственности к субъектам, нарушающим установленные правила ведения предпринимательской деятельности.

В понятийном аппарате государственного регулирования предпринимательства важное место занимают методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Метод государственного регулирования предпринимательства представляет собой средства, приемы воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Речь идет о конкретных действиях, содержании той или иной формы государственного регулирования предпринимательства, при которых используются меры экономического или административного характера. Именно поэтому, наиболее распространено деление методов государственного регулирования предпринимательства на административные и экономические методы.

Административные методы обычно характеризуются в качестве средств, приемов прямого или внеэкономического воздействия на поведение субъектов предпринимательства. В них проявляются властные начала государственного регулирования, адресованные субъектам предпринимательской деятельности указания носят юридически обязательный характер.

Экономические методы представляют собой средства, приемы косвенного или экономического воздействия на деятельность субъектов предпринимательства. Речь идет об использовании экономических рычагов, системы материальных стимулов. Должное поведение достигается перспективами материальных выгод, равно как и угрозой материальных санкций.

Среди наиболее распространенных методов государственного воздействия на субъектов предпринимательства можно назвать:

- метод обязательных предписаний (например, при устранении выявленных нарушений налогового, антимонопольного законодательства; по вопросам охраны окружающей среды);

- разрешительный метод (например, при выдаче лицензии на совершение определенного вида деятельности; разрешений на строительство объекта);

- метод запрещения определенных действий (например, при реализации без сертификатов отдельных товаров или без применения контрольно-кассовых машин);

- метод приостановления определенных действий (например, приостановление лицензии; приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке);

- метод ограничения определенных действий хозяйствующих субъектов (например, при установлении квот, лимитов);

- метод регистрации определенных объектов и действий (например, при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация новых пищевых продуктов; регистрация выпусков ценных бумаг);

- метод дозволения (например, при даче согласия антимонопольного органа на совершение определенных, перечисленных в законе действий);

- метод надзора и контроля (например, при проведении проверок, выявлении нарушений);

- метод наблюдения;

- метод прогнозирования;

- метод заключения соглашений (например, при осуществлении инвестиционной деятельности; соглашений о разделе продукции);

- метод стимулирования государственных закупок и поставок;

- метод инициативных предложений (например, при распределении ассигнований, дотаций);

- метод материального стимулирования (например, при выделении бюджетных ассигнований, дотаций, льготном кредитовании и т. д.);

- метод применения экономических санкций (например, при невыполнении экологических требований; нарушении законодательства;

- метод управления объектами государственной собственности (например, назначение и освобождение от должности руководителей государственных унитарных предприятий; утверждение адресных заданий казенным предприятиям);

- метод принудительного прекращения деятельности субъектов предпринимательства (например, при нарушении законодательства; в случае банкротства).

Понятие лицензирования. Правовой режим начала и осуществления отдельных видов деятельности, предполагающий:

- государственное подтверждение права на занятие такой деятельностью;

- государственный контроль за осуществлением такой деятельности;

- возможность приостановления и прекращения такой деятельности по основаниям, предусмотренным законом.

Процесс лицензирования решает три задачи:

Во-первых, выступает формой государственного регулирования экономической политики, контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, то есть юридически закрепляет на практике механизм связей по вертикали между государством и предпринимателем.

Во-вторых, является способом защиты прав потребителя (их жизни и здоровья) от приобретения некачественных товаров и оказания неквалифицированных услуг.

В-третьих, служит эффективным методом осуществления государством фискальной политики, так как лицензионные сборы и пошлины являются дополнительным источником пополнения государственного бюджета.

При формировании круга лицензируемых видов деятельности учитываются два основных критерия:

1) потенциальная вредоносность соответствующего вида деятельности, то есть, если осуществление данного вида деятельности может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, безопасности государства;

2) исключительность лицензирования как способа государственного регулирования, то есть, если регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Процедура лицензирования:

1. Обращение соискателя лицензии с заявлением о выдаче лицензии

2. Рассмотрение уполномоченным органом заявления и выявление соответствия лицензионным требованиям

3. Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии

4. Надзор за соблюдением лицензионных требований

5. Приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии

Ценовое регулирование

· Цена представляет собой денежное выражение стоимости

· Свободная цена складывается на товарном рынке без государственного воздействия государства

· Рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих условиях) (ст. 40 НК РФ)

· Регулируемая цена складывается на товарном рынке при государственном воздействии на неё путем применения экономических или директивных мер

Способы директивного (прямого) государственного регулирования цен

- фиксированные цены;

- предельные цены;

- базовые цены и предельные коэффициенты их изменения;

- индексация цен;

- предельный уровень рентабельности;

- гарантированные цены

Лекция 4.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

План:

1. Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция.

2. Монополистическая деятельность. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке.

3. Антимонопольные органы и их компетенция.

4. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

5. Государственное регулирование естественных монополий.

Нормативная база:

· ФЗ от 27 июня 2007 года «О защите конкуренции»

· ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе»

· ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях»

· Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Признаки свободной конкуренции

· Неограниченное число участников конкуренции

· Абсолютно свободный доступ на рынок

· Однородность определенных товаров

· Неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами

· Полная информированность каждого участника конкуренции.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции

· Распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту

· Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа. Места изготовления, потребительских свойств и качества товара

· Некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров

· Незаконное использование в торговом обороте результатов интеллектуальной деятельности

· Получение и использование информации, составляющей коммерческую тайну.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия) признаваемые законодательством монополистической деятельностью.

Доминирующее положение - положение дающее хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке, или устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Злоупотребление доминирующим положением:

· Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены

· Создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам

· Навязывание контрагенту невыгодных условий договора

· Экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договора

· Изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены

· Не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, на который имеется спрос

· Нарушение установленного порядка ценообразования.

Правовые средства антимонопольного регулирования

· Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства

· Выдача предписаний хозяйствующим субъектам и органам исполнительной власти

· Обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями

· Ведение реестра хозяйствующих субъектов (более 35%)

· Установление доминирующего положения

· Государственный контроль за экономической концентрацией

· Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов

· Проверки соблюдения антимонопольного законодательства

· Привлечение к ответственности за его нарушение

Государственный контроль за экономической концентрацией:

- создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

- сделки с акциями (долями), имуществом, правами с предварительного согласия антимонопольного органа

- сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган

- контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

- принудительное разделение или выделение коммерческих организаций.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров

Сферы естественных монополий:

· Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

· Транспортировка газа по трубопроводам

· Железнодорожные перевозки

· Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах

· Услуги общедоступных электросвязи и почтовой связи

· Услуги по передаче электроэнергии и тепловой энергии

· Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Практикум

Наши рекомендации